Сергей Плуготаренко: «Интернет скажется на всех отраслях так же, как когда-то электричество»

Дата публикации: 17 февраля 2016

Сергей Плуготаренко: «Интернет скажется на всех отраслях так же, как когда-то электричество»

Российской ассоциации электронных коммуникаций в 2016-м исполняется десять лет. За эти годы отраслевая Ассоциация превратилась в сильного лоббиста интересов Рунета, стала организатором ключевых индустриальных мероприятий, аналитическим и исследовательским агентством, площадкой для диалога бизнес – бизнес и бизнес – государство.

О своем видении будущего развития российского сегмента сети Интернет и о перспективных планах РАЭК рассказывает «БИТу» директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

– Сергей, в первую очередь хочется задать вопрос об экономике. Готов ли интернет-бизнес взять сегодня на себя ответственность не только за развитие интернет-технологий, но и за развитие экономики страны в целом?

– Интернет и связанные с ним рынки от года к году составляют все больший эквивалент ВВП страны. Если в 2012 году эта величина была около одного процента, то по итогам 2014-го объем интернет-зависимых рынков составил уже 16% ВВП или 11,8 трлн рублей. А объем интернет-рынков (контент и сервисы) в исследовании «Экономика Рунета 2014-2015» составил 1094 млрд рублей, объем рынка электронных платежей – 476 млрд рублей, что в сумме эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год.

Сейчас происходит четвертая промышленная революция. Говоря о развитии экономики страны в целом, удобно провести параллель с третьей промышленной революцией, когда появилось электричество. Интернет скажется на всех отраслях так же, как это когда-то сделало электричество. Поэтому сегодня трудно отрицать факт того, что интернет проникает во все отрасли и процессы автоматизации.

Через пять-шесть лет, думаю, интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны. Исчезнет само противопоставление «цифровой» и «традиционной» экономик, а так успешно используемый нами в ежегодном исследовании «Экономики Рунета» термин «интернет-зависимые рынки» потеряет свой смысл, потому что большая часть рынков и экономики будет к этому моменту «интернет-зависимой».

– Какие основные направления развития экономики Рунета вы видите? Какие из них стоит считать приоритетными в текущей ситуации? Какие существуют точки роста? По какой модели развивается рынок?

– В Рунете продолжают расти все сегменты рынка, за исключением медийной рекламы (вследствие сокращения общих рекламных бюджетов и, как ни странно, оттока некоторой части рекламодателей «в телевизор» вследствие удешевления там контакта с аудиторией) и поисковой оптимизации (из-за действий поисковых систем по отношению к оптимизаторам).

Отдельные сегменты, такие как электронная коммерция или видеореклама, растут быстрее, чем мы даже прогнозировали год назад, но говорить сейчас о каком-то приоритетном направлении развития достаточно сложно.

При этом большие возможности для роста существуют во всех сегментах цифровой экономики. Даже если взять самый крупный по объему сегмент – онлайн-ритейл, его объем составляет всего чуть больше процента от розничных продаж, тогда как в США и Великобритании – больше 10%.

Что касается стимулирования развития интернет-сегмента в экономической плоскости, то есть целый набор мер и механизмов ускорения развития тех или иных сегментов экономики, которые эксперты называют в первую очередь.

При этом мы должны помнить, что одни из них носят чисто теоретический характер и вряд ли могут быть применимы в текущих экономических условиях, но другие вполне жизнеспособны на современной стадии развития российской экономики.

На таких мерах мы предлагаем сфокусировать внимание в первую очередь и реализовать их экспертизу с привлечением отраслевых и межотраслевых специалистов.

Это:

  • снижение ставки страховых взносов для инновационного бизнеса с прогрессирующей шкалой роста и доведения до общепринятой ставки;
  • «налоговые каникулы» по НДС;
  • расширение форм представления инвестиционного налогового кредита;
  • налоговые льготы/вычеты для инвесторов на посевных стадиях;
  • реформирование налоговых ставок для сделок с участием нерезидентов РФ при удаленном сотрудничестве в сфере ИТ;
  • упрощение процедуры оформления финансовых операций для удаленных сотрудников в сфере ИТ;
  • распространение режима льготного НДС на все модели продажи ПО и сервисов;
  • введение в законодательство специального режима налогообложения прибыли от интеллектуальной собственности по ставке 5%;
  • введение системы возврата НДС для экспортеров ПО и ИТ-сервисов.

Кроме налоговых и экономических мер, есть целый спектр дополнительных механизмов, изложенных ранее специалистами и аналитиками РАЭК и представленных нами в качестве предложений по направлению стимулирующего регулирования в долгосрочную программу развития интернета, подготовленную ИРИ.

– А какие услуги/товары в интернете нужны сегодня обычному пользователю? Для каких целей чаще всего используют интернет?

– Согласно последним исследованиям,* две трети пользователей чаще всего используют интернет для общения, и это самый распространенный ответ. Остальные цели называют реже: одинаково распространено использование сети для расширения кругозора, работы и отслеживания новостей (42-44%).

Чаще всего люди выходят в интернет с мобильного телефона. Ответы предсказуемо различаются в возрастных группах: если у подавляющего большинства молодых пользователей главный путь доступа в интернет – телефон, то старшие чаще используют стационарный компьютер. По сути, интернет для большинства превратился в персональный карманный помощник.

– Как станет развиваться интернет-торговля в ближайшее время? И каким образом она будет влиять на культуру потребления и ее дальнейшее развитие?

– Наибольшие инновации сейчас наблюдаются не в интернет-торговле, как таковой, а в процессах логистики, фулфилмента и т.д. Это использование интернета вещей и облачных сервисов для оптимизации поставок, отслеживания продуктов и покупок, контроля качества и борьбы с подделками, использование робототехники, дронов и многое другое.

С другой стороны – есть новые технологии интернет-рекламы и мобильные технологии для привлечения покупателей. В России также серьезное внимание обратили на технологическую составляющую и логистику: появилось понимание, что обычные посредники просто не выживут в кризис, какие бы пошлины мы ни вводили.

– Каким образом будет развиваться инфраструктура города?

– Глобальная урбанизация и связанный с ней беспрецедентный спрос на ресурсы требуют новых подходов, основным из которых называют технологии «умного» города. К сожалению, реальное развертывание подобных решений в городах нередко наталкивается на нехватку средств, с одной стороны, и на изолированность таких решений от остальной инфраструктуры, с другой.

В идеале подобные работы должны идти на основе государственно-частного партнерства, с учетом накопленного другими городами опыта. Тем не менее можно выделить основные направления, в рамках которых идет работа, в том числе и в российских городах, например, в Москве, Казани: мониторинг трафика и умные парковки, управление водой, теплом и электроснабжением, муниципальные услуги в интернете.

– Какие медиа будут больше интересны населению в ближайшее время?

– В таких случаях всегда полезно обращать внимание на молодежь. Например, среди всех возрастных групп интернет-пользователей новостные сайты читают около 60%, а вот почти половина молодых пользователей предпочитают получать новости из социальных медиа. При этом у них очень широкий диапазон интересов, так что какого-то одного медиа им недостаточно. Например, у американской или азиатской молодежи основным медиа являются мессенджеры (причем порой достаточно специфические вроде Line или Snapchat). В России мы видим определенные попытки Telegram занять эту нишу, но очень может быть, что на российский рынок придет какой-то новый популярный сервис.

– Какие направления будут востребованы у выпускников вузов через 10 лет, какими специальностями молодым людям следует овладевать, чтобы стать востребованными профессионалами? На что стоит обратить особое внимание?

– Однозначно нельзя утверждать, что то или иное направление будет более востребовано. Но можно говорить о том, что уже сейчас мы понимаем, какими навыками и компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы быть востребованным на рынке труда. Речь идет о сильных математических и аналитических навыках, позволяющих работать как в области обработки больших данных, так и в сложной веб-аналитике; навыки программирования тоже обязательны.

Кроме этого, стоит говорить об обязательности знаний английского языка, так как на нем в сети появляется 90% информации. Однако всегда стоит помнить о том, что профессия будущего – это совокупность компетенций, которые нельзя автоматизировать.

– В этом году РАЭК исполняется 10 лет. Какие главные бизнес-достижения можно выделить у отрасли в целом?

– Главное достижение РАЭК – это объединение отрасли и всех игроков рынка, создание качественного комьюнити. РАЭК научилась собирать на своих площадках бизнес-конкурентов (мы их называем «соседи»), государственные органы, некоммерческие организации для обсуждения общих вопросов, направленных на развитие интернет-индустрии в целом.

Я никогда не устану повторять, что в российском интернете вопрос импортозамещения был де-факто давно решен. Сегодня ландшафт российского сегмента сети Интернет (Рунета) в значительной степени определен, стабилен и представлен российскими и международными игроками. При этом по ряду стратегических направлений и ниш лидерство удерживают отечественные игроки, холдинги и интернет-сервисы. Только у нас в Рунете есть свои собственные: поисковые служба, почтовая служба, крупнейшие собственные платформы онлайн-торговли, несколько социальных сетей – все они прочно удерживают лидерство, каждый сервис – в своем сегменте.

Россия – уникальная и мощная страна с собственной большой устойчивой нишей и наработками в сфере ИТ.

– Чем принципиально отличаются задачи и деятельность ИРИ и РАЭК?

– РАЭК позиционируется как главный консолидатор позиции и мнения интернет-отрасли, работает в этом направлении с 2006 года и за 10 лет своей работы заслужила право называться основным лоббистом интересов отрасли, организатором ключевых индустриальных мероприятий, аналитическим и исследовательским агентством, площадкой для диалога бизнес – бизнес и бизнес – государство.

ИРИ – молодой, но уже очень успешный институт, реализующий ряд инициатив по трем главным направлениям: межотраслевой диалог (интернет, общество и пользователи, телеком, медиа, интернет-предприниматели и инвесторы); диалог «интернет-отрасль + государство»; стратегическое планирование развития интернет-отрасли и связанных с ней отраслей экономики.

Все инициативы, находящиеся в разработке РАЭК, реализуются ассоциацией самостоятельно или через интерфейс ИРИ – в каждом конкретном случае вопрос решается отдельно, с оценкой эффективности реализации по тому или иному каналу.

– Правильно я понимаю, что РАЭК теперь сосредоточится больше на мероприятиях, а ИРИ – на лоббировании? Почему обе эти задачи не могла выполнять РАЭК?

– Совершенно неправильно. РАЭК не только продолжает, но и усиливает свое присутствие по направлениям:

  • GR и лоббирование интересов интернет-отрасли;
  • исследования и аналитика;
  • стандарты и саморегулирование;
  • агрегация знаний и компетенций о развитии Рунета и предоставление доступа к ним;
  • мероприятия;
  • коллегиальный PR и маркетинг интернет-компаний, игроков Рунета, демонстрация их достижений;
  • работа по направлениям (кластерам).

Мероприятия действительно являются сильной стороной РАЭК, но не главной.

– Чего Ассоциация достигла на законодательном уровне?

– Очень многого – по ВСЕМ законодательным инициативам последних лет были принципиальные достижения и лоббирование интересов интернет-отрасли (антипиратский закон, право на забвение, локализация персональных данных, блогерский закон, импортозамещение в области ПО и т.д.).

– Каковы основные направления в развитии нормативно-правового поля? И какие из них являются приоритетными?

– Активное формирование особых правовых норм, регулирующих отношения в Рунете, началось сравнительно недавно, в начале 2010-х. Нельзя сказать, что ранее Рунет был сферой, абсолютно свободной от регулирования. На отношения в Рунете распространялись общие требования российского законодательства, однако специальных требований, учитывающих особенности интернета, практически не было.

Стоит отметить, что создание особых правовых рамок для регулирования интернета – общемировой тренд. Во всем мире развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для общества, однако оно также формирует новые вызовы и угрозы, ответить на которые призваны в том числе новые правовые нормы.

Результаты опроса, проведенного РАЭК в рамках исследования «Экономика Рунета 2013-2014» год назад, показали, что законотворческий процесс в сфере Рунета до сих пор происходил при очень слабом участии индустрии.

Важной тенденцией в области взаимодействия государства с интернет-отраслью стало учреждение в марте 2015 года АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), как проводника идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014-го в ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week), а также долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики. В то же время, эта тенденция пока не нашла отражение непосредственно в законодательстве, созданном с участием отрасли, принятие таких законов ожидается только в этом6 году.

Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014-2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ и ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Важной вехой в развитии регуляторной среды стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии» и «Налогу на интернет» – впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, а также значительная часть правообладателей и производителей контента.

Исходя из экспертной оценки РАЭК, наметилась тенденция к отходу от охранительно-запретительного регулирования. Стоит также отметить, что среди отрицательно оцениваемых инициатив наблюдается достаточно большое (примерно пятая часть) число заведомо «непроходных» предложений, которые вносились отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса. По нашей оценке, доля таких законопроектов также увеличится в 2016 году.

– Какие самые важные события, оказавшие влияние на рынок за прошедшие 12 месяцев, вы могли бы выделить?

– Разумеется, наибольшее влияние на рынок оказывают экономический кризис, снижение покупательной способности россиян, отток инвестиций. На втором месте я бы назвал законодательные инициативы и неопределенность в дальнейшем режиме регулирования Рунета. Будем надеяться, что работа в рамках президентской программы развития интернет-индустрии ИРИ поможет сменить тренд с охранительно-запретительного на инновационно-стимулирующий.

Источник: bit.samag.ru