Авральная защита пользователей

Дата публикации: 17 сентября 2014

Авральная защита пользователей

Запрет на хранение персональных данных россиян за рубежом может вступить в силу уже с января 2015 г. Бизнесу такая спешка может стоить миллиардов долларов

Вчера комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал депутатам одобрить поправки, меняющие срок вступления в силу уже принятого закона о хранении и обработке персональных данных россиян. Пока это 1 сентября 2016 г., поправки же предлагают установить гораздо более близкую дату — 1 января 2015 г. Авторы этого предложения — депутаты Вадим Деньгин и Ярослав Нилов из ЛДПР, Евгений Федоров («Единая Россия»), Владимир Парахин и Леонид Левин («Справедливая Россия»), а также Александр Ющенко из КПРФ. Авторами оригинального закона, запрещающего хранить и обрабатывать персональные данные россиян вне России, были те же Деньгин, Ющенко, а также депутат Андрей Луговой.

Левин — первый зампред комитета по информационной политике — объяснил «Интерфаксу», что идея приблизить дату вступления этого закона в силу «связана с общей ситуацией, с участившимися утечками персональных данных и с вопросами безопасности государства в целом».

Запрет касается всех привычных пользователей сервисов, начиная от социальных сетей и заканчивая покупкой товаров в интернете, — все они отправляют данные пользователя на серверы за границей, рассказывает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, представляет интересы более чем 100 интернет-компаний) Сергей Плуготаренко. Интернет трансграничен, напоминает он, поэтому физически данные могут храниться в одном месте, на обработку отправляться в другое, а использоваться в третьем. Так как речь в законе идет не только о хранении, но и об обработке персональных данных, это значит, что россиянам будет невозможно пользоваться большинством зарубежных сервисов, объясняет гендиректор Radius Group (строит дата-центры) и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Данные россиянина, даже если хранятся в России, обрабатываться могут на серверах других стран, объясняет он. В широком смысле речь идет о создании «собственного интернета», резюмирует он.

Левин не ожидает проблем для бизнеса: у крупных компаний есть мощные серверы, способные размещать «любые объемы персональных данных». В России есть и дата-центры, и сетевая инфраструктура, но, чтобы исполнить все положения закона, все равно потребуется докупать дополнительное оборудование и настраивать его, возражает Мариничев. Оценить стоимость перевооружения он не берется, но «счет идет на миллиарды долларов».

Если это финальное решение, в интернет-отрасли начнется аврал, считает Плуготаренко. Компаниям нужно время, чтобы перестроить технические процессы так, чтобы россияне не ощутили снижения качества услуг. К 1 января 2015 г. они не успеют перестроить ни сервисы, ни потоки информации, уверен Плуготаренко. Чтобы закон не был формальностью, а реально исполнялся, компаниям потребуется больше времени. Тем более что до сих пор неясно, кто и как будет контролировать, где хранятся данные россиян, добавляет Мариничев.

Эксперты Госдумы, Минкомсвязи и Роскомнадзора еще обсуждают, что считать обработкой персональных данных и что такое персональные данные в интернет-отрасли — считать ли таковыми, например, учетные записи пользователей или номера паспортов, рассказывает человек, участвующий в обсуждении отраслевых поправок.

Какие именно виды бизнеса могут оказаться под угрозой с вступлением в силу закона о хранении персональных данных в России?

Это коснется любых сервисов, которые хранят данные на удаленных серверах, предупреждает представитель РАЭК. Под угрозой окажутся и такие сервисы, как онлайн-бронирование авиабилетов и гостиниц с помощью зарубежных сервисов.

Данные клиентов OnlineTours хранятся сейчас как в России, так и на зарубежных серверах, в том числе на хостинге Amazon, говорит гендиректор турагента Матвей Герман. Теперь все ринутся искать российские сервисы хранения данных, что вызовет перегрузку хостинг-провайдеров и рост цен на их услуги, полагает он. Для сервиса онлайн-аренды жилья Airbnb российский рынок стратегически важен, и компания намерена оставаться на нем, говорит ее управляющий директор в России, СНГ и странах Балтии Михаил Коноплев. Светлана Анурова из Google сказала лишь, что компания в каждой стране старается учесть особенности местного законодательства. Пресс-служба Минкомсвязи оставила вопросы «Ведомостей» без ответа.

Источник: Ведомости