Сергей Плуготаренко, РАЭК: «Если вычистить Рунет от всякого мусора, он станет инвестиционно привлекательным»

Дата публикации: 19 декабря 2012

Сергей Плуготаренко, РАЭК: «Если вычистить Рунет от всякого мусора, он станет инвестиционно привлекательным»

Вчера Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подвела итоги Рунета на 2012 год: 57,8 млн пользователей ежемесячно, объем рынка более 500 млрд руб. и рост в 30%. Директор РАЭК СЕРГЕЙ ПЛУГОТАРЕНКО рассказал корреспонденту РБК daily ВИТАЛИЮ ПЕТЛЕВОМУ, как будет развиваться интернет-отрасль в дальнейшем и каких законодательных инициатив стоит ждать в этой сфере в 2013 году.

— Можете подвести итоги 2012 года, как развивался Рунет?

— Летом этого года мы подвели итоги 2011 года. Оказалось, что оборот интернет-сегмента составляет 1% российского ВВП, или 0,555 трлн руб. Сейчас мы сформулировали основные прогнозы по изменению рынка до конца 2012 года — предполагаем рост российского сегмента Интернета по итогам года в 30%. Но проверить свои прогнозы мы сможем лишь весной 2013 года, когда начнем очередное исследование сетевого рынка в России. Сейчас же с уверенностью можно сказать, что ни внешние, ни внутренние факторы (законодательные инициативы в том числе) не повлияют на рост рынка в целом.

— Какие основные точки роста вы видите в 2013 году?

— Будут расти, как и прежде, все новые рынки в Сети — видеореклама и SMM. Прежними темпами будет развиваться интернет-коммерция и электронные платежи. Из основных тенденций стоит отметить острую нехватку кадров и персонала среднего уровня: программистов, кодеров, дизайнеров. Нам нужно настроить систему качественного образования в этой области.

— По вашему мнению, введение ФЗ №139 «О черных списках» окажет существенное влияние на отрасль?

— На рынок может оказать влияние лишь неумелое правоприменение этого закона. РАЭК намерена внести изменения в закон «О защите детей», но пока мы планируем ограничиться поправками в постановление правительства №1101, которое регламентирует применение ФЗ №139. В любом случае должно пройти время, нужно выявить слабые места в законодательстве, обсудить их на уровне отрасли, прежде чем предпринимать какие-то шаги.

— Общество восприняло ФЗ №139 как закон, ограничивающий свободы россиян в Интернете. Повлияет ли подобное отношение на инвестиционную привлекательность отрасли?

— Если вычистить российский Интернет от всякого мусора и непотребства (детской порнографии или противоправного контента), то этот сегмент рынка станет более привлекательным для инвестиций — как отечественных, так и зарубежных. Да, внедрение закона проходило неидеально, стоило больше консультироваться с отраслевыми представителями, слушать специалистов. Мы в РАЭК предприняли свое мини-расследование, когда только законопроект проходил первое чтение в Госдуме, и выяснили, что никакого лобби сверху при разработке этого закона не было. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что рынок получает в свои руки инструмент закручивания гаек и ужесточения правил игры в сегменте. Плохо, так как законопроект на данном этапе не дает возможности отрасли системно решать проблемы в интернет-сегменте.

— Ждете ли вы каких-то новых законодательных инициатив в 2013 году?

— Отрасль в целом созрела к тому, чтобы системно подходить к регулированию Интернета. Надо вносить изменения в ФЗ №139, нужно внедрять регулирование в сегменте облачных вычислений, совершенствовать законы о персональных и открытых данных. Мы очень надеемся, что будет обновлен ГК и туда включат открытые лицензии Creative Commons. Стоит также ждать начала разработок методов идентификации пользователей в Интернете. При этом нужно отметить, что последнее не грозит тотальной паспортизацией пользователей в Сети, но идентификацией только на тех ресурсах, где это требуется для успешной и безопасной работы, например на сайтах органов госвласти или банков.

— Уже сейчас понятны какие-либо параметры, которые вы хотите изменить в постановлении правительства или в ФЗ №139?

— Мы намерены разработать поправки в закон и подзаконные акты, которые предусмотрят ряд изменений. Нужно закрепить в постановлении правительства №1101 принцип, по которому недопустима блокировка сайтов по сетевым адресам и доменным именам в случае, если могут быть нарушены права граждан на свободный поиск и получение информации. Кроме того, мы считаем, что надо законодательно запретить операторам связи и провайдерам самовольно закрывать доступ к законной информации (до решения суда). Еще нужно создать инструменты общественного контроля за внесением сайтов в черные списки и внедрить персональную ответственность чиновников за решение вносить сайт, домен или IP-адрес в черный список.

Источник: http://www.rbcdaily.ru/2012/12/19/media/562949985357039