«Человек мобильный»
Дата публикации: 16 апреля 2012
О перспективах развития мобильного интернета в России в интервью Infox рассказал заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников.
- Сергей, давайте начнем с цифр. Сколько россиян на данный момент пользуются мобильным интернетом?
Насколько я помню, ежемесячная аудитория Рунета составляет более 60 млн человек, и22 млн из них заходят в Сеть с мобильных устройств. Замечу, что не далее как год назад эта цифра была существенно меньше, практически в два раза. А ежедневно интернетом пользуются 39% мобильных юзеров, это где-то 10,6 млн человек. При этом хороший рост мобильного интернета характеризуется двумя мощными факторами: во-первых, это хорошая техническая оснащенность пользователей в крупных городах, особенно молодежи. У этой аудитории есть и смартфоны, и планшеты, и другие гаджеты, которые позволяют пользоваться мобильным интернетом. Во-вторых, это зачастую отсутствие других способов выхода в Сеть в регионах. Даже при подготовке компанией «Ростелеком» проекта «Веб-выборы» в некоторых местах было необходимо опираться на мобильный интернет, так как ни о каком ШПД или Wi-Fiне могло быть и речи.
- А насколько развит мобильный интернет в столице? Отличается ли Москва и Петербург в этом отношении от регионов?
Ситуация в Москве, напротив, не радует – слишком много пользователей. К большому сожалению, ни один из сотовых операторов не в состоянии сейчас обеспечить должного качества мобильного интернета. При этом я не говорю о чем-то невероятном, хочется просто не думать о качестве соединения и не вспоминать о зоне покрытия, о доступности сигнала, об обрывах и так далее. У меня есть три SIM-карты «большой тройки» и ни один оператор не предоставляет такого качества, какое бы хотелось.
- Причина?
Пожалуй, одна из причин – замкнутость рынка. Причем операторы это прекрасно понимают, но…но в результате мобильный интернет в Москве работает не лучшим образом. Не столь давно я был в Краснодаре – это не «технологический» город, но там интернет работает гораздо лучше. Понятно, что нагрузка на «соты» там меньше, так как меньше самих пользователей, но факт есть факт – качество интернета там меня приятно удивило.
- Может быть, Москву спасет LTE?
Может быть, и спасет, но не завтра и не послезавтра. LTE-сети должны были запускаться в апреле компанией Yota, но вот мы читаем о том, что запуск отложен. Бесспорно, этот вид связи будет внедрен, но когда? Будем надеяться, что скоро и что данный проект будет реализован на порядок качественнее, чем московское 3G.
- Будем надеяться. А пока что делает пользователь при помощи мобильного доступа?
Как правило, это почта, социальные сети и различные приложения. Пока делать что-то другое вряд ли возможно: до реалий Токио, где пользователь может слушать музыку и смотреть кино онлайн в метро нам пока далеко. С другой стороны, не все так мрачно, и мобильный интернет является неотъемлемым каналом коммуникации для современного человека. Фактически уже неважно, писать ли SMS, сообщение в Facebook или iMessage – эти способы передачи информации уже неотличимы друг от друга по доступности с точки зрения связи.
- А лично Вы что предпочитаете? Какие приложения?
Не буду оригинален: как и большинство пользователей, я активно использую Твиттер, в основном для чтения новостей СМИ и новостей «социальных» от моих друзей. Также приходится много перемещаться по городу за рулем, поэтому использую еще и Яндекс.Карты, это хоть какая-то гарантия того, что я доеду вовремя, минуя пробки. Вот и все, остальные приложения я устанавливаю просто чтобы быть «в теме», но какого-то любимого у меня нет.
- Кстати о приложениях: что Вы скажете о приобретении Instagram? Не иллюстрирует ли это востребованность такого рода приложений?
Честно говоря, я склонен думать, что Facebookв данной сделке видит немного другую выгоду: за 1 млрд был куплен не сервис, а усилия и талант весьма достойных профессионалов в области мобильных сервисов, с которыми, кстати сказать, у Facebook есть проблемы. Сказать что photo-shareэто очень перспективно…нет, я бы не стал этого утверждать. В конце концов, Instagram – явление не глобальное и оно не навсегда.
- В таком случае, что можно выделить как тренд?
Я бы назвал трендом приватные социальные сети. Например, соцсетьPath, которая «позволяет Вам рассказывать про свою жизнь тем, кого Вы любите». Действительно, в этом есть потребность у очень многих – если профиль на фейсбуке стал некой общественной площадкой, где все же не стоит писать и выкладывать что-то личное, то в Path у вас максимум 150 друзей, которые действительно ваши друзья, а не «френды». По-моему, весьма интересно!
- А если говорить о трендах завтрашнего дня? Что ждет нас в ближайшем будущем?
Искренне надеюсь на то, что мобильный интернет вкупе со смартфоном станет еще большим подспорьем в повседневной жизни. Что-то принципиально новое спрогнозировать тяжело, лично мне хотелось бы просто качественной работы интернета и большей «глубины» в большинстве сервисов. Например, чтобы можно было не просто найти ближайшее госучреждение, а оформить документы удаленно в один-два клика, чтобы те же карты показывали еще и 3D-картинку как вебкамера - словом, чтобы было еще проще и удобнее. Надеюсь, что в скором времени это будет так.