Как digital-маркетинг развивает цифровую экономику

Дата публикации: 14 ноября 2023

Как digital-маркетинг развивает цифровую экономику

Фото: Getty Images Russia

Инструменты digital-рекламы приобретают особое значение в условиях кардинального изменения круга рекламодателей. Активными заказчиками, в частности, стали компании малого и среднего бизнеса.

Вклад интернет-экономики в валовый внутренний продукт (ВВП) России составляет почти 8%. Объем цифрового рынка в прошлом году, по расчетам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), составил 12,2 трлн руб., что на 29% больше, чем в 2021 году. В РАЭК экономику интернета делят на четыре основных сегмента: электронную коммерцию, маркетинг и онлайн-рекламу, инфраструктуру и цифровой контент.

Доля электронной коммерции — 94% всей цифровой экономики. В прошлом году она выросла на 32% по сравнению с 2021 годом. Однако коммерция развивается и существует прежде всего благодаря интернет-рекламе и маркетингу. Объем этого сегмента в 2022 году составил 389,2 млрд руб., это на 10% меньше, чем годом ранее, — такое влияние оказал на рынок уход глобальных игроков и рекламодателей. 

Онлайн-маркетинг изменился так сильно, как, наверное, не менялся никогда с момента своего основания.

Елизавета Калинина

Директор по работе с клиентами в цифровых медиа OMD AMS

Летом 2022 года вся индустрия была настроена пессимистично. Рынок готовился к долгому спаду. Однако в реальности этого не случилось.

В 2023 году рынок онлайн-рекламы компенсировал падение и вернулся к росту.

По нашим данным, в первом полугодии 2023 года объем традиционных сегментов интернет-рекламы, куда входят баннеры, видео и performance, показал рост на 33% относительно этого же периода 2022 года.

Борис Омельницкий

АРИРПрезидент

Участники рынка, по его словам, адаптировались: научились работать в новых условиях. Кроме того, в сфере интернет-маркетинга появились новые игроки.

Играют все

Геополитический кризис ударил по рынку не так сильно, как ожидалось, говорит Елизавета Калинина

Ряд категорий рекламодателей вырос — финансы, ретейл, продукты питания, СМИ, малый и средний бизнес и государственный сектор.

Елизавета Калинина

Директор по работе с клиентами в цифровых медиа OMD AMS

Массовый приход на рынок рекламы компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) оказался важной тенденцией. Предприятия этого сегмента сегодня стали новым активным потребителем самых инновационных решений и выступают ключевым контрибьютором развития цифровой рекламы, отмечают участники рынка.

В целом, сегодня МСБ — активные участники электронной коммерции. Так, 60% опрошенных консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (ранее входила в группу «Делойт») предпринимателей начали или расширили работу с маркетплейсами еще в 2020 году. Сегодня более 70% от всех продавцов на маркетплейсах — компании МСБ.

Роль МСБ растет и в экономике, и в маркетинге.

Предприниматели формируют инфраструктуру городов, развивают локальные бренды и осваивают освободившиеся ниши — мы видим много успешных примеров и в одежде, и в товарах повседневного спроса, и в услугах.

Елизавета Калинина

Директор по работе с клиентами в цифровых медиа OMD AMS

Цифровые инструменты помогают небольшим компаниям конкурировать с крупными брендами, отмечает заместитель вице-президента, коммерческий директор VK Ирина Алексеева

Это и сообщества в соцсетях, и картографические сервисы, и рекламные платформы». Количество предпринимателей «ВКонтакте» в июле 2023 года увеличилось на 25% год к году, а количество постов в ленте соцсети от них выросло на 36%, отмечает эксперт.

Пользователи соцсети стали на 22% чаще взаимодействовать с бизнес-сообществами: переходить на карточки товаров и услуг, создавать заказы, писать сообщения пабликам и звонить за уточнением деталей.

Ирина Алексеева

Заместитель вице-президента, коммерческий директор VK

Рост такой активности в соцсети ведет и к увеличению потребности в продвижении, отмечают в компании: по итогам первого полугодия 2023 года, инвестиции малого и среднего бизнеса на проектах VK выросли на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Малый и средний бизнес — один из основных драйверов развития экономики, в том числе в отраслях цифрового контура, подтверждает директор по развитию цифровых платформ сейлз-хауса «Газпром-Медиа» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») Екатерина Куцына

Вопрос разумного распределения бюджета, качественной оптимизации и четко прогнозируемого высокого ROI для сегмента малого и среднего бизнеса является еще более актуальным, чем для крупного.

Екатерина Куцына

Директор по развитию цифровых платформ сейлз-хауса «Газпром-Медиа»

Новый взгляд

Изменившийся ландшафт рынка и новые игроки стимулировали интерес к тестированию доступных каналов и площадок для продвижения в том числе ретейл-медиа (реклама на площадках ретейлеров), мессенджеров, блогеров.

Всем участникам пришлось экстренно подстраиваться под новые условия.

Развиваться в условиях турбулентности непросто, но благодаря экстренным перестройкам достаточно быстро были замещены ушедшие с рынка крупные площадки. На данный момент можно уверенно сказать, что дефицита технологических решений у нас нет.

Дарья Родионова

Директор по коммуникациям Global Hybrid

Самый растущий канал — ретейл-медиа — начал активно конкурировать с охватными инструментами, развивать имиджевые и видеоформаты.

Елизавета Калинина

Директор по работе с клиентами в цифровых медиа OMD AMS

По данным агентства OMD AMS, локальный Programmatic (алгоритмическая закупка рекламы) уже показал рост на 39% по итогам 2022 года, заняв территорию ушедшей и запрещенной в России Google marketing platform. В 2023 году рост программатика продолжается за счет Connected TV, Mobile и OLV (рекламные ролики, которые вставляются перед, во время или после просмотра основного видео). Незначительно упав в кризисный год, сегмент инфлюенс-маркетинга по итогам года может вырасти на 23–35%, прогнозирует Елизавета Калинина.

Бизнес, особенно средний и малый, активно использует десятки цифровых инструментов в своем маркетинговом миксе — как перформанс-форматы, так и медийные, говорит Ирина Алексеева

С одной стороны, всем нужны измеримые результаты, такие как увеличение доли рынка и продажи.

С другой — в условиях изменившихся потребностей бизнеса не стоит забывать про инвестиции в медийную рекламу. Такой подход особенно актуален для новых компаний и брендов, которым важно рассказывать о себе и отстраиваться от конкурентов в новой среде.

Ирина Алексеева

Заместитель вице-президента, коммерческий директор VK

По словам Ирины Алексеевой, ключевыми площадками для этого являются социальные сети, контентные сервисы и видеоплатформы, которыми пользуются десятки миллионов пользователей рунета. Например, «ВКонтакте» и в «Одноклассниках» бизнес все чаще публикует посты и делится новостями компании в сообществах или группах. В «VK Видео» или «VK Клипах» — активно снимает ролики, в том числе вместе с инфлюенсерами. Так, за первые восемь месяцев 2023 года, по данным VK, клиенты и бизнес стали в семь раз больше инвестировать в нативное продвижение в клипах, чем год назад.

В погоне за потребителем

Бизнес подтверждает запрос на использование разнообразных инструментов digital-рекламы, потому что она по-прежнему является драйвером спроса. 

Если раньше наш сплит каналов формировался вокруг большой четверки площадок, то сейчас их количество на рынке значительно выросло.

Игорь Посталенко

Руководитель управления онлайн-маркетинга «Тинькофф»

По его словам, крупные рекламодатели готовы сотрудничать с новичками рекламного рынка, у которых есть ресурсы для развития инфраструктуры и данные о поведении потребителей.

В ответ мы ждем нестандартных, свежих подходов к росту трафика и поиску решений по оптимизации рекламных кампаний.

Игорь Посталенко

Руководитель управления онлайн-маркетинга «Тинькофф»

Для нас актуальность инструмента зависит от того, насколько с его помощью можно завладеть вниманием и пространством потребителя, где он проводит больше всего своего времени.

Наталья Дмитриева

Генеральный директор сейлз-хауса «СберСеллер»

Сейчас у пользователей наиболее востребованы социальные сети и контентные сайты, в том числе видео.

Например, по данным Mediascope, в первом полугодии 2023 года россияне старше 12 лет тратили на социальные сети в среднем час в день. Среди всего интернет-потребления россиян в октябре 2023 года доля видеоресурсов составила 18%, среднесуточное время, проведенное на видеоресурсах выросло на 4 минуты по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (среди жителей всей России старше 12 лет, пользовавшихся интернетом с десктопных или мобильных устройств).

Важны инструменты, которые помогают оптимизировать временные и финансовые затраты как с точки зрения анализа данных и построения гипотез, так и с точки зрения эффективности рекламных сообщений.

Наталья Дмитриева

Генеральный директор сейлз-хауса «СберСеллер»

Вызов принят

Чтобы быть эффективным на современном рекламном рынке, необходим качественный и в то же время оперативный анализ отрасли, включая оценку рисков и поиск нетривиальных точек роста, отмечает генеральный директор агентства Mera (Группы Okkam) Мария Силкина. Это требует от игроков рынка инвестиций в содержание квалифицированных data-специалистов и активного тестирования технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Ранее среди игроков на рынке были устоявшиеся глобальные и локальные вендоры, и медиапланы часто ограничивались несколькими известными площадками, напоминает она. Однако сегодня в условиях ограниченного числа площадок и появления новых платформ на российском рынке цифрового маркетинга выбор становится сложнее. 

Важна способность маркетинговых агентств разрабатывать прозрачные методологии для оценки эффективности новых площадок.

Мария Силкина

Генеральный директор агентства Mera (Группы Okkam)

Эти задачи, как и многие другие, возможно будет решать с помощью искусственного интеллекта (ИИ), значение которого растет во всех маркетинговых-процессах.

Уже сейчас эти технологии активно используют для таргетирования, создания контента и других задач.

Идет тенденция на упрощение человеческих затрат в механической работе: оптимизация рекламных кампаний по ML-алгоритмам, автоматическое создание креативов по заданным параметрам, генерация ресайзов без использования дизайнера в считаные секунды.

Дарья Родионова

Директор по коммуникациям Global Hybrid

ИИ и машинное обучение (ML), по ее словам, помогают в том числе предсказывать вероятность совершения конверсии пользователем и в зависимости от этого менять ставку на аукционе. «Такая оптимизация значительно улучшает performance-показатели», — отмечает эксперт.

Данные, основанные на глубокой аналитике, — кислород современного маркетинга.

Екатерина Куцына

Директор по развитию цифровых платформ сейлз-хауса «Газпром-Медиа»

Big Data и ИИ, в особенности ML как его составная часть, позволяют современным технологическим компаниям адаптироваться к новым трендам и эффективно оптимизировать затраты на продвижение, отмечает она.

С развитием видеосервисов и инфлюенс-маркетинга особое значение для пользователя приобретает интересный контент, для авторов — инструменты для его создания и монетизации, для бизнеса — каналы коммуникации с целевой аудиторией, отмечает Ирина Алексеева. По ее прогнозам, тренд на использование контентных платформ и видеосервисов будет только расти. Еще более востребованными, по прогнозам Ирины Алексеевой, станут решения для автоматизации последовательных цепочек коммуникации в разных каналах с учетом прошлого взаимодействия бизнеса с клиентом: это улучшает опыт клиентов за счет персонализированного общения и кастомизации взаимодействия с ним на основе данных. Спрос на подобные решения растет со стороны как крупного, так и среднего и малого бизнеса, отмечает эксперт.

Развитие технологий сделало доступной цифровую рекламу вне дома, говорит директор по маркетингу Группы Russ Сергей Наумов:

Благодаря развитию измерений аудитории и появлению привычных цифровому миру инструментов покупки рекламы сегмент Digital out-of-home — таргетированная наружная реклама — за последние несколько лет стал частью инструментов диджитал-маркетинга.

CергейНаумов

Директор по маркетингу Группы Russ

В целом, все участники рекламного рынка ждут дальнейшего роста объемов интернет-сегмента. По итогам этого года и в 2024 году рост рынка классической цифровой рекламы должен составить 16–18% год к году, а доля диджитал в медиамиксе будет увеличиваться на 1 п.п. ежегодно, прогнозирует Елизавета Калинина.

По оценкам РАЭК, объем интернет-экономики РФ в 2023 году вырастет на 29% и составит 15,8 трлн руб. Продвижение локальных брендов, увеличение доли МСБ и расширение использования новых рекламных каналов будет способствовать росту сегмента рекламы и маркетинга, который по итогам этого года совокупно может вырасти на 5%.

Источник: https://www.rbc.ru/industries/news/6551e36d9a7947161a6a6839?utm_source=ss_tg_rbc&utm_medium=...