Новогодние желания онлайн-торговли: алкоголь и рецептурные лекарства
Дата публикации: 10 января 2023
Игроки рынка e-commerce заявили, что больше всего в 2023 г. ждут создания правовых механизмом для контролируемой онлайн-торговли алкоголем и рецептурными лекарственными средствами. По итогам 2022 г. российский e-commerce преодолел планку в 5 трлн руб., а темп роста рынка составил более 40%. Основным драйвером роста стали маркетплейсы.
Директор РАЭК Сергей Гребенников сообщил, что по итогам 2022 г. основными игроками рынка е-commerce являются крупнейшие маркетплейсы.
В 2021 г., по данным Data Insight, на топ-5 крупнейших маркетплейсов (Ozon, Wildberries, "Яндекс.Маркет", "AliExpress Россия" и "СберМегаМаркет") приходилось 37% объема онлайн-продаж и 62% объема заказов.
В первом полугодии 2022 г. доля маркетплейсов по количеству заказов выросла до 71%. Оборот Ozon за III квартала 2022 г. увеличился на 98% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., а количество заказов выросло на 122%. Оборот Wildberries за III квартала 2022 г. вырос на 95% год к году и превысил 1 трлн руб., а общее количество заказов увеличилось на 83%. Аудитория маркетплейса уже в середине года достигла 120 млн пользователей. Товарооборот сервисов электронной коммерции "Яндекс" за первые девять месяцев 2022 г. вырос на 93%. Вместе с тем, в условиях ухода зарубежных поставщиков, повысился спрос на товары российских брендов, которые активно развивают как продажи через маркетплейсы, так и собственные продажи.
Сергей Гребенников ожидает, что сегмент электронной коммерции в 2022 г. увеличится в объемах почти до 11 трлн руб., темпы роста снизятся до 10% год к году. "Основными драйверами роста в 2022 г. станут рынки онлайн-ретейла, C2C-торговли и электронных платежных услуг, в то время как рынок услуг в интернете, скорее всего, покажет минимальную динамику, а объемы рынка онлайн-трэвел снизятся относительно 2021 г.", - прогнозирует он.
По прогнозам президента АКИТ Артема Соколова, по итогам 2022 г. российский e-commerce преодолеет планку в 5 трлн руб.
Результаты за 10 месяцев усиливают эту убежденность: за январь-октябрь жители страны заказали в интернете товаров почти на 4 трлн руб., рост внутреннего рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - более 40%.
Учитывая, что ноябрь-декабрь - это самый высокий сезон спроса в интернет-торговле, прогноз сбудется с большой долей вероятности.
Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин считает, что темп роста рынка по итогам 2022 г. составит около 60%.
Основным драйвером роста являются маркетплейсы. В других каналах - более консервативный рост относительно рынка e-comm, не превышающий 10%.
В перспективе маркетплейсы останутся драйверами, либо увеличивая свою экспертизу, либо будут почковаться. Скорее всего, будет два варианта: развитие маркетплейсов приведет к появлению большого маркетплейса, в котором будет размещено несколько отдельных маркетплейсов, и получится агрегатор агрегаторов. Второй вариант - американская модель развития, когда маркетплейсов будет становиться все больше, но каждый будет заниматься своим профилем: маркетплейс световых приборов, маркетплейс DIY-товаров и т.д. Что касается снижения, то на него повлияло падение товарной массы в России. Как следствие, это отразилось на онлайн-торговле e-comm. Обороты снизились за счет снижения объема товаров на рынке.
CEO PickPoint Надежда Романова считает, что рынок e-commerce будет показывать рост в 2022 г. и 2023 г.
Уровень роста зависит от финансового благополучия населения страны. Рост e-commerce в первую очередь обусловлен перераспределением объемов продаж из офлайна в онлайн.
На протяжении года произошли резкие колебания объемов ретейла: рост весной за счет ажиотажного спроса на товары повседневной необходимости, стабилизация летом и осеннее падение из-за частичного оттока населения. Такое поведение покупателей косвенно отражается на динамике роста e-commerce: от 70% прироста год к году в начале 2022 г. до 30% в конце года. В среднем по году рост составит около 40%, то есть скорость роста количества заказов впервые с 2019 г. опустится ниже 50% в год.
Пресс-служба Wildberries сообщила, что в 2022 г. более 91% заказов покупатели предпочитали получать в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). "Поэтому мы продолжили открывать новые пункты самовывоза как самостоятельно, так и в партнерстве с малым бизнесом", - говорят представители пресс-службы. По их словам, один из ключевых вызовов, с которым в 2022 г. столкнулись игроки рынка, - существенный рост расходов на логистику. "Это происходит из-за повышения стоимости всех ее компонентов - от складского оборудования и коммерческого транспорта, доступность которого продолжает снижаться, до материалов и компонентов для строительства новых логистических объектов. С 2020 г. стоимость возросла примерно на 40-50%", - отметили представители Wildberries.
Надежда Романова из PickPoint считает, что ключевыми событиями для рынка в 2022 г. стали отсутствие новых долгосрочных инвестиций в развитие и сокращение операционных издержек.
Если говорить про сектор логистики для e-commerce, то инфраструктура доставки в глобальных инвестициях сейчас не нуждается.
Основные вложения сделаны в 2020-2021 гг., фактическое строительство занимает не два-три месяца, а от шести месяцев до двух лет, поэтому как раз сейчас новые объекты начинают эксплуатироваться. Два года назад эксперты были уверены, что с такими объемами ежегодных вливаний логистическая инфраструктура в 2023-2024 гг. станет переизбыточной. В итоге сегодня мы имеем достаточный запас прочности, которого хватит на ближайшие два-три года.
По ее словам, в 2022 г. логисты, как и весь рынок, оптимизировали свои процессы для выхода на безубыточность. Это повлекло за собой остановку запуска новых сервисных составляющих. "Как итог - сейчас время моделей и сервисов, которые могут окупаться за шесть месяцев, вдолгую никто не работает, все происходит здесь и сейчас", - добавила Надежда Романова.
Директор по e-commerce ПЭК Сергей Гребенщиков рассказал, что издержки логистических компаний и курьерских служб в 2022 г. существенно увеличились. "Себестоимость перевозки выросла на 16%, расходы на закупку техники - на 20-40%, цены на запчасти - на 20-50%. "Весь год компании старались оптимизировать издержки, чтобы не перекладывать рост себестоимости полностью в тарифы для клиентов", - объяснил он. Сергей Гребенщиков отмечает, что из-за оттока людей во II квартале 2022 г. усилился дефицит линейного персонала.
Нехватка складских работников и курьеров, по нашим оценкам, составляет в среднем 20%.
Помогает восполнять дефицит кадров наем персонала из соседних государств. По опыту ПЭК, государственные органы среднеазиатских республик заинтересованы в создании новых рабочих мест и оказывают содействие в обучении сотрудников. Компания заключила договоры с министерствами труда и занятости Таджикистана и Узбекистана по рекрутингу персонала для работы на складских площадках по всей России.
Артем Соколов из АКИТ считает, что одним из ключевых решений, повлиявших на сохранение и развитие рынка и экономики в 2022 г., стала легализация параллельного импорта.
Самым важным оказалась взвешенность решения - не полное установление международного принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, а распространение режима только на часть товаров, перечень которых, в том числе при экспертной оценке отрасли, формирует Минпромторг России.
Это позволяет сохранить необходимый баланс между брендами, которые не ушли с российского рынка, отечественными производителями и другими участниками процесса.
По его словам, запрет деятельности социальных сетей, где многие предприниматели вели бизнес, и легализация параллельного импорта привели к тому, что на интернет-площадках в разы увеличилось количество продавцов и значительно расширился предлагаемый ассортимент товаров. "Это стало дополнительным стимулом для покупателей: интернет оказался местом, где в полной мере можно удовлетворить любой потребительский запрос, найти любые товары - от ушедших брендов до продукции локальных производств и народных промыслов", - уверен Артем Соколов.
Сергей Гребенников из РАЭК тоже считает, что существенные изменения произошли в связи с недоступностью в России таких соцсетей, как Instagram и Facebook (принадлежат Meta, признанной в России экстремистской организацией). "Instagram активно использовался малыми и микропредпринимателями, и им пришлось искать новые площадки для выхода на аудиторию. Такими площадками стали Avito и "ВКонтакте", куда перешла основная масса предпринимателей", - объясняет он.
Артем Соколов отмечает, что самые большие ожидания рынка в 2023 г. связаны с созданием правовых механизмов для контролируемой торговли алкогольной продукцией в интернете.
Сегодня это не вопрос открытия новой товарной категории в онлайн-ретейле - по факту она давно уже дистанционно продается в большом количестве россиянам, - это вопрос обеспечения безопасности здоровья граждан и государственной политики в этой сфере.
Ориентируясь на большое количество запросов в Сети на доставку алкоголя, теневой бизнес наладил этот процесс: объемы нелегального рынка, по разным подсчетам, составляют от 5 млрд до 10 млрд руб. ежегодно, фактически онлайн-продажа и доставка алкоголя давно уже реализованы недобросовестными игроками. Пострадавшие от запрета - добросовестный ретейл, производитель, государство и, главное, покупатель, даже неподозревающий, что приобретает продукцию у нелегальных организаций, которые не несут никакой ответственности за ее качество.
По его словам, еще одно ожидаемое изменение - снижение ставок эквайринговой комиссии.
После ухода с российского рынка международных платежных систем, которые методично повышали тарифы за эквайринг, все операции по картам обслуживает только Национальная система платежных карт.
Однако размер межбанковских комиссий, несмотря на ожидания, остался на прежнем уровне", - объяснил он. По его словам, проблема давно волнует онлайн-ретейл, где комиссия намного выше, чем в классической рознице, и существенно больше безналичных расчетов: 85% в целом по отрасли и до 100% в отдельных компаниях. "По итогам года эквайринговая кампания выливается в колоссальные суммы - за 2021 г., например, эта статья расходов у торговых предприятий составила более 500 млрд руб. В сегодняшней новой экономической реальности, когда компании вынуждены пересматривать стратегии операционной эффективности, этот вопрос становится критическим.
Сергей Гребенников тоже отмечает, что из наиболее ожидаемых изменений можно выделить разрешение онлайн-продажи алкоголя, а также рецептурных лекарственных средств. "Еще будем наблюдать за развитием в области регулирования рекомендательных систем, поскольку сервисы рекомендаций составляют значимую часть ценности платформ онлайн-продаж для потребителей.
На рассмотрении находится законопроект о регулировании рекомендательных сервисов, принятие которого может существенно повлиять на развитие рынка.
Надеемся, что замечания игроков отрасли относительно положений законопроекта будут учтены. Недавно подписана хартия классифайдов, которая заложила основы профессиональной этики для сервисов размещения объявлений. В том числе в хартии содержится положение о соблюдении принципов прозрачности взаимодействия с пользователями. Таким образом, на уровне саморегулирования присоединившиеся к хартии игроки уже снимают вопросы, которые предполагается закрыть в будущем законе.
По его мнению, в 2023 г. шопинг будет дальше перетекать на маркетплейсы. "Сформировавшаяся привычка к онлайн-покупкам будет стимулировать рост онлайн-продаж, в то время как крупнейшие маркетплейсы продолжат концентрировать аудиторию за счет своей узнаваемости и способности предложить лучшие условия как поставщикам, так и покупателям", - считает он. По его мнению, значительный рост будет на рынке C2C-торговли. "С2С-площадки уже в 2021 г. приносили частным продавцам значительный доход, а возможность купить товары на вторичном рынке позволяют покупателям экономить. Кроме того, площадки активно развивают сервисы доставки между регионами, что расширяет географию продаж и увеличивает количество заказов", - отметил Сергей Гребенников.
Артем Соколов из АКИТ считает, что при отсутствии каких-либо драматических изменений и валютных колебаний ожидаемый рост в 2023 г. составит 25-30%.
Этот показатель уже сложился в качестве тренда, по итогам 2023 г. может быть сумма в 6,3-6,6 трлн руб. и примерно 16% в общем объеме розничных продаж.
Рост может быть и более заметным при открытии контролируемой интернет-торговли алкогольной продукцией, поскольку эта категория является стимулом спроса на фермерские продукты, которые также реализуются в интернете.
Надежда Романова из PickPoint считает, что 2023 г. будет годом коротких планов.
Ранее мы все привыкли к планированию на год-три-пять. Бюджеты принимались на год и использовались без изменений. 2023 г. станет годом более быстрых принятий решений для более быстрой адаптации к текущим реалиям.
Перед тем, кто сумеет быстро принимать решения и адаптироваться, откроется потенциал роста в 10 и более раз. А те, кто продолжит работу в стандартном режиме принятия и реализации решений, как и в предыдущие периоды, могут остаться за бортом.