Рынок шеринга в России впервые превысил 1 трлн руб.
Дата публикации: 18 февраля 2021
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Экономика совместного потребления в России в 2020 году выросла на 39%, превысив 1 трлн руб. Тройка ведущих сегментов рынка осталась неизменной: продажа вещей «из рук в руки», поиск подработки и каршеринг.
Объем экономики совместного потребления в России за 2020 год составил 1,07 трлн руб., следует из исследования РАЭК и «ТИАР-Центра» (есть у РБК Трендов). Годовой прирост рынка шеринг-услуг составил 39%, что означает некоторое замедление темпов роста: в 2019 году этот сектор экономики вырос к предыдущему году на 50% до 770 млрд руб.
В состав экономики совместного потребления входят c2c-продажи — как через платформы «Авито», «Юла» и другие, так и по объявлениям в соцсетях, — а также всевозможные сервисы краткосрочной аренды товаров и услуг: онлайн-биржи фрилансеров, каршеринг, коворкинги и так далее.
Основным драйвером роста шеринг-экономики остается рынок продаж товаров «из рук в руки» (c2c-коммерция). Его доля в составе всей экономики совместного потребления России выросла за год с 73% до 78% или 838 млрд руб. По мнению авторов исследования, основные причины этого — не только расширение числа игроков и списка предоставляемых услуг, но и тот факт, что в этом сегменте учитывается доставка, ставшая особенно востребованной с началом пандемии коронавируса.
Необходимость корректировать семейный бюджет познакомила с c2c-моделью новых пользователей.
Старых же кризис познакомил с доставкой. Пользовательская база выросла, и с восстановлением экономики продолжит покупать больше, поддерживая рост валового объема c2c-сделок.
Вторым по размеру сегментом шеринг-экономики стали сервисы для поиска подработки — 183 млрд руб. против 140 млрд руб. годом ранее. Отчасти причиной роста эксперты называют налоговые послабления для самозанятых, куда входят и работники так называемой «гиг-экономики» (фрилансеры, независимые подрядчики и так далее).
С большим отрывом третье место по объему рынка занял сегмент каршеринга. Из-за приостановки работы сервисов в начале пандемии весной 2020 года общее число поездок за год сократилось с 78 млн до 70 млн. Выручка же каршеринговых сервисов в 2020 году при этом всё равно увеличилась на 9% до 22,4 млрд руб. Причиной стало как увеличение среднего срока аренды автомобиля, так и повышение тарифов.
Одним из ключевых трендов в этом секторе эксперты РАЭК и «ТИАР-Центра» называют консолидацию рынка: небольшие сервисы закрываются, либо перекупаются крупными игроками. В результате этого, если в 2018 году в Москве работало 16 операторов каршеринга, в 2019 году их стало девять, а в 2020 — уже шесть. Другая тенденция — приостановка экспансии сервисов в регионы (за исключением, разве что, Кубани, выигравшей от закрытия государственной границы).
Самым незначительным по размеру, но при этом наиболее динамично развивающимся стал рынок аренды вещей, который за год вырос почти в два раза до 410 млн руб. Причем, речь идет не только об одежде, но также о краткосрочной аренде бытовой техники, тренажеров и гаджетов. Наиболее перспективным здесь авторы доклада считают аренду игровых консолей и видеокарт.
Три сегмента шеринг-экономики испытали в 2020 году сильное падение доходов — это карпулинг (сервисы поиска попутчиков, снижение выручки на 36% до 11,4 млрд руб.), коливинг (краткосрочная аренда жилья, падение на 48% до 8,1 млрд руб.) и коворкинг (краткосрочная аренда офисов, снижение на 28% до 6,1 млрд руб.) Впрочем, авторы исследования связывают это с краткосрочным воздействием эпидемиологических ограничений:
- объем рынка карпулинга, по их мнению, уже в этом году вернется к показателям 2019 года;
- коворкинги поддержат перемены на рынке труда, рост числа фрилансеров и популярности шеринга рабочих пространств;
- шеринг жилья будет зависеть от состояния мировой туристической отрасли (а говорить о перспективах снятия ограничений в феврале 2021 года еще рано), но успешное IPO крупнейшего игрока рынка AirBnb этой зимой является скорее положительным индикатором.
В целом, авторы исследования отмечают, что модель совместного потребления позволяет гражданам как экономить на некоторых товарах и услугах, так и получать дополнительный доход, что немаловажно в условиях экономического кризиса, обеспечивает рынок труда необходимой гибкостью и создает условия для дальнейшего роста шеринг-экономики.
Источник: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/602e3a369a79477994233cb3?from=from_main_11