Директор РАЭК: Будущее развитие направления больших данных в России – это квалифицированные кадры
Дата публикации: 4 июля 2017
4 июля 2017 года во ФРИИ прошла конференция «Драйверы рынка больших данных», организаторами которой выступили Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Ассоциация участников рынка интернета вещей (АИВ).
Конференция стартовала с Пленарной дискуссии “Перспективы развития рынка больших данных в Российской Федерации”, модератором которой выступит директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
В пленарной дискуссии приняли участие:
- Кирилл Варламов (ФРИИ)
- Леонид Левин (Государственная Дума Российской Федерации)
- Борис Ким (Ассоциация развития финансовых технологий)
- Александр Айвазов (ПАО "Ростелеком")
- Джордж Хелд (ПАО «Вымпелком»)
- Руслан Ибрагимов (ОАО «МТС»)
- Игорь Ашманов (Ашманов и Партнеры)
- Екатерина Шапочка (Экспертный совета при Правительстве Российской Федерации, Фонд «Аналитический центр «Форум»)
Сергей Плуготаренко определил главную цель конференции и пленарной дискуссии: “Нам необходимо сформировать позицию представителей бизнеса и органов власти по вопросам регулирования больших данных”.
Достижение этой цели возможно в ходе обсуждения следующих тем и связанных с ними вопросов:
-
Создание условий для развития рынка больших данных. Сценарии и задачи для России.
Оптимальный способ регулирования: госрегулирование или саморегулирование? -
Реальные угрозы и фобии.
Требуется хранение больших данных на территории Российской Федерации? -
Возможно ли развитие рынка больших данных со старыми законами? Действующее законодательство и существующие инициативы.
Требуется ли отдельный закон, регулирующий использование, обмен больших данных? -
Роль государства. Последствия некорректного регулирования.
Должна ли быть установлена плата за использование государственных данных?
Известно, что большие данные существовали задолго до появления самого термина. Поисковики и соцсети изначально строили свои сервисы на технологиях обработки big data.
Сегодня к большим данным обратился и традиционный бизнес. Сегодня российский рынок Big Data находится на начальной стадии развития и под этим термином часто понимаются традиционные BI-подходы. Основными потребителями таких технологий являются банки, телеком-операторы и крупные ритейлеры. Главными проблемами развития направления больших данных являются нехватка квалифицированных кадров и отсутствие достаточного опыта российских внедрений, а также вопросы информационной безопасности, регулирования этого направления и отсутствие единых подходов при взаимодействии государства и отрасли в этом вопросе. Для потребителей анализ больших объемов данных, связанных с анализом платежеспособности клиентов, потребительским поведением и рыночной конъюнктурой является важнейшим инструментом для поддержания конкурентного преимущества.
Стоит отметить, что выступления спикеров были поделены на несколько принципиальных блоков: государство и организаторы, бизнес, ассоциации и эксперты.
Блок 1: государство и организаторы
Кирилл Варламов, директор ФРИИ отметил, что объем рынка больших данных совсем скоро составит 40 млрд.рублей, поэтому данную область необходимо развивать.
Также хочу отметить важность регулирования отрасли больших данных. Необходимо создать свод правил.
Леонид Левин, Председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи отметил, что регулирование данной отрасли пока невозможно, но нормативную базу необходимо создавать.
Big Data - это то, с чем мы уже живем и активно используем.
Уже давно операторы помогают создавать Карты загруженности для Москвы. Определяют где какие потребности существуют и в каких направлениях, например, если требуются продуктовые ларьки, то ставят именно в этом районе.
Блок 2: бизнес
Руслан Ибрагимов, Член Правления, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО “МТС” отметил, что рынок больших данных в России еще не сформировался, но обладает большим потенциалом.
Мы видим эту тенденцию и создаем подразделения для будущего внутри компании.
Сегодня мы используем большие данные в собственных целях, рыночные перспективы данной отрасли пока непонятны.
Джордж Хелд, вице-президентом по развитию цифрового и нового бизнеса «ВымпелКом» отметил, что у компании есть свой подход к оценке отрасли больших данных.
Мы видим, что пользователи наших услуг хотят получать от нас таргетированные услуги, основанные как раз таки на анализе больших данных.
Мы рассматриваем возможность эффективного применения больших данных с целью улучшения отношений между оператором сотовой связи и потребителем. Мы рассматриваем отрасль больших данных как инвестицию в будущие отношения с пользователями.
Александр Айвазов, вице-президент по развитию бизнеса ПАО " Ростелеком" рассказал о том, как его компания смотрит на обсуждаемую отрасль больших данных.
Мы ввели понятие “Цифровых активов” - оно объединяет в себе персональные данные и данные, который генерирует “Ростелеком”, а также данные, которые производит техническое оборудование.
Я бы не назвал те продукты и сервисы, которые мы разрабатываем на основе полученных данных рынком больших данных. Уверен, для того, чтобы сформировать рынок, бизнес-сообщество и государство должны определить, что такое в общем понимании: персональные данные, пользовательские данные, индустриальные данные. Для каждой структуры данных необходимо ввести различного рода регуляцию.
Блок 3: ассоциации и эксперты
Игорь Ашманов, генеральный директор “Ашманов и партнеры” выразил свое несогласие с прозвучавшими ранее тезисами о том, что рынка больших данных на сегодняшний день не существует.
Надо понимать, что рынок больших персональных данных огромен, но он “серый”.
Понимать это необходимо не для того, чтобы стать активным участником этого “серого” рынка, а для того, чтобы этот рынок не стали регулировать, не спросив мнения профессионального сообщества.
После открытия и Пленарной дискуссии конференция продолжила свою работу по направлениям и тематическим сессиям: “Рынок больших данных”, “Правовая среда использования больших данных” и др.
Итоги конференции и фоторепортаж можно посмотреть по ссылке.