Итоги совещания в Роскомнадзоре по вопросам контроля выполнения закона «О новостных агрегаторах»
Дата публикации: 29 ноября 2016
29 ноября 2016 г. в Роскомнадзоре под председательством Руководителя Роскомнадзора А.А. Жарова состоялось совещание с представителями интернет-отрасли по вопросам реализации положений Федерального закона от 28 июня 2016 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений» (т.н. закон «О новостных агрегаторах») и по вопросам контроля за выполнением закона, который вступает в силу с 1 января 2017 года.
Во встрече приняли участие Директор РАЭК С.А.Плуготаренко и представители организаций-членов РАЭК, сервисы которых которые могут быть отнесены к новостным агрегаторам.
После вступительного слова А.А. Жарова выступил заместитель Руководителя Роскомнадзора В.А. Субботин с рассказом о механизмах реализации закона «О новостных агрегаторах».См. подробное изложение сути закона и позиции РАЭК по нему, а также описание процесса его обсуждения с участием представителей РАЭК в первой половине 2016 года: http://raec.ru/times/detail/5165/.
В частности, было указано на то, что в соответствии с законом, Роскомнадзор подготовил проекты приказов:
- об утверждении методики определения посещаемости,
- о порядке взаимодействия с владельцем новостного агрегатора,
- о форме и порядке направления требования уполномоченным органом.
Подробная презентация особенностей реализации закона и контроля за выполнением его положений, представленная участникам совещания (PDF, 374 Кб): https://rkn.gov.ru/docs/Prezentacija_po_novostnym_agregatoram.pdf
В ходе встречи отдельно был рассмотрен вопрос определения посещаемости ресурса:
Предполагается, что определение посещаемости ресурса новостного агрегатора будет основываться на информации о посещаемости, размещенной непосредственно на новостном агрегаторе, а также на информации, полученной с использованием информационных систем или программ, позволяющих установить посещаемость, либо на основании информации, представленной владельцем новостного агрегатора и иными лицами по запросу Роскомнадзора.
В случае принадлежности сайта и мобильного приложения и идентичности новостной информации будет производится совокупный подсчет посещений новостных агрегаторов.
На встрече была продемонстрирована схема включения в Реестр новостных агрегаторов (и возможные исключения для некоторых типов интернет-ресурсов):
Роскомнадзор не будет рассматривать в качестве новостных агрегаторов социальные сети, блоги, сайты телеканалов и сайты с лентой новостей. Также Роскомнадзор не будет применять нормы, касающиеся ответственности владельцев новостных агрегаторов за распространение недостоверных общественно значимых сведений при использовании новостными агрегаторами информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, официальных сайтах государственных и муниципальных предприятий и иных организаций с государственным участием.
Начальником отдела реестров № 1 Департамента анализа средств массовых коммуникаций ФГУП «ГРЧЦ» А.А. Жмаевым была продемонстрирован принцип работы системы взаимодействия между Роскомнадзором и новостным агрегатором посредством личного кабинета, с которой предложено начать работу с 01 декабря 2016 г. в тестовом режиме.
В завершении встречи представители Роскомнадзора ответили на вопросы участников совещания. По итогам совещания решено в случае необходимости собраться еще раз в конце декабря 2016 г.
Напомним, что РАЭК подробно изучала, консультировала, следила за ходом работы над законопроектом.
Официальная новость по итогам совещания (на сайте Роскомнрадзора):
29 ноября 2016 года в Роскомнадзоре состоялось совещание руководства ведомства с представителями крупнейших IT- и медиахолдингов, "посвященное вступлению в силу закона о новостных агрегаторах. В мероприятии приняли участие топ-менеджеры и юристы Mail.RU Group, Rambler&Co, Яндекс и других компаний.
В ходе мероприятия обсуждались обязанности владельцев агрегаторов, а также вопросы их взаимодействия с контролирующим органом.
Новый закон вводит определение владельца новостного агрегатора и устанавливает административную ответственность за нарушение юридических актов РФ. В ведение Роскомнадзора поступает Реестр новостных агрегаторов, а также обязанность по составлению протоколов о нарушениях.
Владелец (агрегатора) обязан проверять достоверность сведений до их распространения, хранить сведения о публикуемой информации в течение полугода, прекращать распространение недостоверной или нарушающей закон информации (по решению контролирующего органа). Владелец агрегатора не несет ответственность за распространение новостной информации в том случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов из СМИ.
Социальные сети, блоги, сайты телеканалов и порталы с лентой новостей (при условии, что их аудитория меньше одного миллиона посетителей в день) агрегаторами не признаются.
Федеральный закон от 28 июня 2016 г. № 208-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступает в силу 1 января 2017 года.
Текст новости: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news41765.htm
История законопроекта:
25 февраля 2016 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами А.В. Казаковым и А.А. Ющенко внесен проект федерального закона № 1004188-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части упорядочения распространения информации в сети «Интернет»), так называемый законопроект «О новостных агрегаторах».
В период март-май 2016 года прошел ряд встреч на площадке Госдумы и Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, с участием инициаторов законопроекта, представителей отрасли, СМИ, экспертов.
Работа по консолидации отраслевой позиции, экспертиза законопроекта и предложения по поправкам в законопроект — строились на базе Экспертно-Консультативного Совета при РАЭК по взаимодействию с органами госвласти (ЭКС при РАЭК) и Института Развития Интернета (ИРИ).
Подробнее о хронологии событий, итогах встреч и отраслевых предложениях по поправкам в законопроект — см. на сайте РАЭК.