Досудебная блокировка доступа к интернет-ресурсам: тревожная тенденция
Дата публикации: 12 июля 2011
В конце июня 2011 года управлением «К» на основании заявления правообладателя («Централ партнершип» (ЦПШ)), в соответствии со статьёй 13 ФЗ «О полиции» вынесено представление о блокировке доступа к 7 сайтам, на которых осуществлялось распространение объекта их авторского права – фильма «Свадьба по обмену».
Распространение контента осуществлялось с нескольких сайтов, находящихся в доменной зоне Чехии, Голландии и Великобритании. Так как механизма воздействия на зарубежные сайты нет, управление «К» решило блокировать доступ к ним через магистральных провайдеров, обеспечивающих выход российских пользователей в международную сеть Интернет. Ясно, что речь идёт в данном случае не о блокировке отдельной страницы, содержащей раздачу, а о доступе ко всему иностранному сайту, косвенно нарушившим норму российского законодательства, которое в настоящее время активно переписывается (4 часть Гражданского Кодекса РФ) по поручению Президента Российской Федерации.
В данном случае следует учитывать, что провайдер -оператор связи не имеет правовых оснований для блокирования доступа своих абонентов ни ко всему иностранному сайту, ни к отдельной странице в частности, так как не является владельцем указанных Интернет-ресурсов, не оказывает услуги хостинга владельцам данных ресурсов, не инициирует передачу, не выбирает получателя и не влияет на целостность передаваемой информации. Так, в соответствии с п. 68 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г., оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. Таким образом, управление «К» должно было блокировать доступ к сайтам через владельцев ресурсов и их хостинг-провайдеров.
Данный случай не является первым – аналогичные случаи уже имели место:
- Заявление прокурора Комсомольска-на-Амуре и решение Центрального районного суда Комсомольска-на-Амуре от 16 июля 2010 года об ограничении доступа всех абонентов компании «РА РТС «Роснет» к сайтам youtube.com, lib.rus.ec, zhurnal.ru, thelib.ru и web.archive.org в полном объёме, а не к конкретным веб-страницам, где были размещены материалы, занесенные в федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации;
- Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 13 апреля 2009 года в отношении художественного произведения некоего литератора фактически привело к объявлению «экстремистскими» десятков тысяч российских писателей, так как в федеральный список экстремистских материалов попала не отдельная страница автора, а весь ресурс "Самиздат" zhurnal.lib.ru. (цитата по «РИА «Новый регион»).
При этом по смыслу действующего законодательства не допускается приостановление доступа ко всему веб-ресурсу (или уничтожение имеющейся там информации), а лишь к тем веб-страницам, которые содержат соответствующие материалы.
Таким образом, в указанных случаях заявления прокурора и решения судов не соответствуют действующему законодательству, а подобную практику необходимо менять.
Данная тенденция, помимо прочего, противоречит позиции Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, который неоднократно подчеркивал исключительную роль Интернета в жизни общества и в развитии демократии: «Для огромного количества людей (...) Интернет уже стал значительным каналом получения информации. Для кого-то эксклюзивным каналом. (...) Интернет не может быть средой, где доминируют правила, установленные одной, пусть даже самой продвинутой, самой сильной страной. Должны быть международные нормы, которые выработаны совместно. А всемирная сеть должна развиваться так, как она, собственно говоря, и развивалась до последнего периода – как общая среда. Только в этом случае можно противостоять терроризму, ксенофобии, другим противозаконным явлениям в сети».
Ранее (в 2010 году) международная организация «Репортеры без границ» уже поставила Россию «под подозрение» в рамках списка стран-врагов Интернета «Enemies of the Internet», где фигурируют Иран, Китай, Саудовская Аравия, Вьетнам и Тунис. Упомянутые судебные решения и, тем более, решения о блокировке доступа в ресурсу в досудебном порядке, отнюдь не способствуют планам России по увеличению инвестиционной привлекательности и развитию инновационной экономики.
Помимо этого, указанное решение ограничивает право граждан на доступ к информации, гарантированное статьёй 29 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, получается, что в связи с отсутствием международных норм охраны объектов авторского права с одной стороны, и механизмов международного взаимодействия – с другой, управление «К» принимает решение самостоятельно установить их, в данном случае очевидно вольно трактуя статью нового закона.
В связи с чем, считаем необходимым провести разъяснительную работу с представителями органов, уполномоченных по внесению представлений на блокировку интернет-ресурсов, и рекомендуем развивать механизмы международного взаимодействия, а не пытаться в одностороннем порядке осуществлять регулирование в указанной области.