В ФНС обсудили практику по реализации Закона “Об НДС на ИТ-компании”
Дата публикации: 15 июля 2016
15 июля 2016 года в здании ФНС России состоялась встреча главы Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ Михаила Владимировича Мишустина с представителями отрасли высоких технологий России, организованная по инициативе Рабочей группы при ИРИ и Экспертно-Консультативным Советом при РАЭК.
Встреча позиционировалась как продолжение процесса отраслевой экспертизы Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации” № 244-ФЗ, который устанавливает новые правила налогообложения НДС в отношении электронных услуг и вносит значительные изменения в порядок налогообложения НДС операций, совершаемых на территории России в электронной форме / через сеть «Интернет» – т.н. Закон “Об НДС на ИТ-компании”.
На встречу были приглашены представители российской и зарубежной ИТ-отрасли: разработчики, интеграторы, отраслевые объединения, крупнейшие представители рынка. Своих представителей для участия во встрече делегировали: ИРИ, РАЭК, РОЦИТ, Google, ABBYY, Rambler&Cо, Apple Россия, Яндекс, Газпром-медиа, Ростех, Microsoft, 1С-Битрикс, ВымпелКом, Group-IB, Лаборатория Касперского, Сбербанк и другие ключевые ИТ-компаний.
Участники встречи обсудили вопросы правоприменения федерального закона № 244-ФЗ и задали руководителю ФНС, а также уполномоченным представителям Службы, вопросы об особенностях применения закона и получили информацию об особенностях нового порядка налогообложения.
Глава ФНС – М.В.Мишустин продемонстировал наработки Службы, сделанные в кратчайший срок в ходе подготовки к реализации нового закона, в частности, показал прототип и интерфейсы онлайн-системы регистрации иностранных компаний в российских налоговых органах для целей НДС.
После чего состоялся предметный диалог в формате “вопросов-ответов” по конкретным темам, волнующим отрасль, в разрезе практической реализации закона и особенностей трактования его отдельных позиций, которые не были до сих пор прояснены:
- освобождение от налогообложения НДС при реализации программного обеспечения по лицензионному договору;
- определение порядка уплаты НДС в случае, если электронные услуги оказываются иностранной организацией (как через агентов, так и напрямую покупателем)
- критерии определения местонахождения покупателя;
- особенности организации регистрации и учета в качестве налогоплательщиков иностранных компаний и их налоговых агентов в России;
- налогообложение в случае с облачными сервисами, при торговле через магазины приложений и т.д.;
- вопросы налогообложения в случае безвозмездного оказания услуг
- и т.д.
На все вопросы представители отрасли получили исчерпывающие ответы. Также участники встречи договорились о ведении на сайте ФНС постоянно обновляемого глоссария и раздела “Вопрос-ответ” для облегчения диалога по вопросам, интересующим отрасль и требующим разъяснений и трактовок.
В ходе сбора отраслевых предложений и поправок к законопроекту на этапе его рассмотрения (в период февраль-апрель 2016 года), многих представителей отрасли волновало предложенная авторами законопроекта отмена льготы, предусмотренной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных. Также у отрасли вызывало обеспокоенность отрицательное мнение, изложенное в заключении Правительства Российской Федерации, относительно компенсационных мер законопроекта, которые были предложены авторами законопроекта в связи с отменой указанной льготы. В итоге кропотливой работы ИРИ и РАЭК, а также благодаря организованному на базе ИРИ диалогу отрасли с государством – в процессе доработки законопроекта, большая часть опасений была снята, а большая часть предложений – учтена. Но, несмотря на это, у многих представителей отрасли остается еще ряд вопросов и опасений по нежелательной трактовке тех или иных норм закона. Главным вопросом, является исключение возможных случаев двойного налогообложения российских экспортеров и потребителей электронных услуг.
|
Полпред Совета ИРИ, директор РАЭК в ходе своего выступления
|
Руководитель РАЭК отметил также, что РАЭК и ИРИ готовы продолжить экспертную работу и консолидировать отраслевые предложения по этому направлению.
Материалы по теме:
- ФНС не исключила введение НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах http://vz.ru/news/2016/7/15/821746.html
- Результаты опроса экспертов ИРИ по темам законопроекта: http://ири.рф/news/13618/?sphrase_id=1314
- Итоги работы РГ при ИРИ: http://raec.ru/times/detail/4988/?sphrase_id=33536
- Итоги первой рабочей встречи в ГД по теме законопроекта от 10 марта: http://raec.ru/times/detail/4935/?sphrase_id=33536
- Первоначальная позиция РАЭК: http://raec.ru/times/detail/4898/?sphrase_id=33536
СПРАВКА ПО ТЕМЕ:
1. Суть законопроекта
3 июля 2016 года Президентом подписан Федеральный закон “О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации” № 244-ФЗ (далее – Закон), который устанавливает новые правила налогообложения НДС в отношении электронных услуг. Закон вносит значительные изменения в порядок налогообложения НДС операций, совершаемых на территории России в электронной форме / через сеть «Интернет».
Для этого Законом предусмотрен специальный порядок регистрации иностранных компаний в российских налоговых органах для целей НДС.
Новые правила вступают в силу с 1 января 2017 года.
Согласно Закону, место реализации электронных услуг будет определяться по месту нахождения покупателя. Таким образом, если электронные услуги оказаны иностранным поставщиком российским покупателям, НДС подлежит уплате в российский бюджет одним из следующих способов:
- Если услуги оказаны российскому юридическому лицу или через российского агента, то такое юридическое лицо или российский агент должен удержать сумму НДС в качестве налогового агента и перечислить ее в бюджет;
- Если услуги оказаны иностранным поставщиком напрямую российскому физическому лицу или через иностранного агента, то НДС подлежит уплате в бюджет таким поставщиком или иностранным агентом. В этом случае иностранные организации должны зарегистрироваться в России для целей НДС.
В соответствии с положениями Закона, электронными услугами признаются услуги, оказанные через сеть «Интернет» или другую альтернативную информационно-телекоммуникационную сеть.
Законом определен обширный перечень электронных услуг, который, в том числе, включает:
- Предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включая доступ к онлайн играм и загрузку компьютерных игр на электронные устройства;
- Предоставление прав на использование информации в электронном виде (например, музыкальных произведений, электронных книг и других электронных публикаций, графических и аудиовизуальных файлов);
- Предоставление торговых площадок;
- Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- Трансляцию теле- и радиоканалов;
- Оказание рекламных услуг в сети «Интернет»;
- Хранение и обработку информации, прочие услуги.
2. Регистрация иностранных поставщиков для целей НДС
Иностранными компаниями высказывались определенные опасения, так как в настоящее время налоговое законодательство предусматривает только единую регистрацию иностранных компаний для целей уплаты всех налогов и сборов.
Постановка на учет для целей исчисления и уплаты НДС при реализации услуг в электронной форме иностранными организациями в адрес покупателей – физических лиц не должна приводить к постановке на учет в контексте обязательств по иным налогам и сборам в РФ, а также не должна трактоваться как признание иностранной организации наличия постоянного представительства в РФ.
Закон вводит новое понятие регистрации для целей НДС для иностранных организаций, оказывающих услуги российским физическим лицам. Закон определяет порядок такой регистрации для целей НДС (для регистрации требуется подача заявления и некоторых других документов) через электронный сервис, размещенный на официальном сайте налоговых органов.
После регистрации обмен документами и информацией между налогоплательщиком и налоговым органом будет осуществляться в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Были учтены замечания юристов, к форме подобного обмена (язык личного кабинета, и др).
3. Место нахождения физического лица
Закон предусматривает четыре критерия, для определения места нахождения покупателя - физического лица иностранным поставщиком:
- Место жительства покупателя;
- Место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг;
- Сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг;
- Международный код страны телефонного номера, используемого покупателем для приобретения или оплаты услуг.
Исходя из положений Закона, соответствия одному из вышеперечисленных критериев будет достаточно для признания территории РФ местом нахождения покупателя.
Подобный подход соответствует опыту стран Европейского союза, в котором применяется похожий принцип определения места реализации электронных услуг. Гармонизация правил определения места реализации услуг для целей НДС позволит избежать ситуаций, когда поставщики электронных услуг не уплачивают НДС ни в одной стране или обязаны уплатить НДС в нескольких странах в отношении одной услуги. В то же время по данному пункту могут потребоваться более подробные разъяснения.
4. Освобождение от налогообложения НДС реализации программного обеспечения по лицензионному договору
В настоящее время налоговое законодательство освобождает от налогообложения НДС передачу эксклюзивных прав / прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в отношении программного обеспечения для электронно-вычислительных машин по лицензионному договору.
Необходимо отметить, что Закон сохраняет данную льготу в силе, что вызывало опасения у российских компаний. Льготу могут применять все налогоплательщики, включая российских и иностранных поставщиков электронных услуг.
Таким образом, можно констатировать, что законом решается главное требование российских компаний: обеспечить сопоставимость налоговой нагрузки Российских компаний и международных компаний, оказывающих услуги на территории Российской Федерации. Изменение только порядка определения места реализации электронных услуг без изменения иных правил применения НДС не позволило бы обеспечить достижение основной цели законопроекта - взимание НДС с электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями.
Тем не менее, для поддержки экспортеров ПО была бы полезна норма законопроекта, которая не вошла в финальную версию: право на вычет НДС при оказании услуг, местом реализации которых не признается территория РФ.
Таким образом, главным вопросом, по нашему мнению, является исключение возможных случаев двойного налогообложения российских экспортеров и потребителей электронных услуг.
5. Другие вопросы отрасли, подготовленные для встречи 15 июля 2016 года
Вопрос 1. Освобождение от налогообложения НДС реализации программного обеспечения по лицензионному договору
В настоящее время и согласно новому законопроекту, налоговое законодательство освобождает от налогообложения НДС передачу эксклюзивных прав / прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в отношении программного обеспечения для электронно-вычислительных машин по лицензионному договору. Льготу могут применять все налогоплательщики, включая российских и иностранных поставщиков электронных услуг.
1. Может ли льгота по НДС оспариваться по сделке российской компании, если налоговый орган посчитает, что имело место оказание электронных услуг?
По каким признакам будет определятся осуществление электронной услуги или лицензии? (Например, если пользователь бесплатно скачал антивирус, а впоследствии купил активацию за деньги - это лицензия или электронная услуга?
Покупка ПО с сайта?
Покупка SaaS-услуг, таких как облачная бухгалтерия?
Или же данные правила применяются только при продаже ПО на физических носителях?
Вопрос 2. Определение порядка уплаты НДС в случае, если электронные услуги оказываются иностранной организацией как через агентов, так и напрямую покупателям.
Посредники (российские и иностранные организации) осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими электронные услуги российским физическим лицам, обязаны уплатить НДС в качестве налогового агента.
Каким образом осуществляется уплата и учет налога, если российская компания пользуется услугами иностранного посредника для продажи услуг российским гражданам (т.е. магазины приложений Appstore, Google Play). Каким образом российская организация может избежать двойного налогообложения? Аналогичный вопрос в случае, когда присутствуют два посредника, российский и иностранный (т.е. покупка приложения, оплата парковки через приложение с лицевого счета оператора связи или платежную систему, для примера Qiwi)? С точки зрения многих компаний, при продаже российским пользователям приложений в Appstore иностранная компания в iTunes теперь будет платить отчислений меньше, чем российская компания, что противоречит замыслу закона.
Вопрос 3. Критерии определения местонахождения покупателя
Закон предусматривает четыре критерия, для определения места нахождения покупателя - физического лица иностранным поставщиком:
- Место жительства покупателя;
- Место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг;
- Сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг;
- Международный код страны телефонного номера, используемого покупателем для приобретения или оплаты услуг.
В то же время в ЕС местонахождение определяется по совпадению двух критериев, а не по наличию одного; кроме того, при продаже электронной услуги продавец чаще знает не место жительства покупателя, а биллинговый адрес или другую коммерческую значимую информацию.