Юбилейный РИФ+КИБ подвел итоги

Дата публикации: 20 апреля 2016

Юбилейный РИФ+КИБ подвел итоги

13-15 апреля в подмосковном пансионате «Лесные Дали» прошел 20-ый, юбилейный РИФ+КИБ.

Форум начался с пленарного заседания, в котором приняли участие представители государства и отрасли: министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, директор РАЭК, член совета ИРИ Сергей Плуготаренко, советник Президента РФ Герман Клименко, председатель правления РОЦИТ, член совета ИРИ, глава комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина, а также Руслан Тагиев (TNS), Павел Алёшин Алешин (Яндекс.Маркет), Сергей Негодяев (ФРИИ), Владимир Малюгин (PayPal), Андрей Кузьмичев (RU-CENTER), Андрей Воробьева (КЦ), Алексей Губарев (Servers.com).

Интерес со стороны власти

С приветствием в адрес участников юбилейного Форума обратился Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев: «РИФ+КИБ в этом году исполняется 20 лет. Поздравляю с юбилеем организаторов и участников! Даже когда кажется, что все ниши в интернете уже заняты — у вас всегда есть что-то новое, интересное и полезное. Это касается и электронной коммерции, и веб-аналитики, и продвижения образовательных, просветительских и благотворительных сайтов. Мировое интернет-сообщество работает на перекрестных ссылках и взаимном цитировании. Уверен, что вы сможете добиться, чтобы цитировали именно вас. Желаю хорошо и с пользой провести время на Форуме!».

Пленарное заседание двадцатого «РИФ+КИБ» открыл глава министерства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, поздравивший его участников и призвавший рассматривать интернет как «новую нефть для экономики России». Министр подчеркнул, что, несмотря на молодость отрасли (Рунет не многим старше Форума), выросла она стремительно. «Сегодня объем интернет-зависимых рынков превышает десятую часть ВВП страны». Никифоров рассказал о развитии мобильных и спутниковых технологий, отметил увеличение аудитории интернета в целом и аудитории, готовой платить за цифровой контент, в частности. В завершение своего выступления Николай Никифоров сообщил о намерении государства и в дальнейшем действовать в отрасли как макроинвестор, поддерживать отрасль во всем.

Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, доложила о развитии информационных технологий и инновационных проектов в Москве.

По ее словам, одна из приоритетных задач Правительства Москвы — создание экосистемы, которая поможет ИКТ развиваться еще более динамично. Из того, что уже удалось реализовать в этом ключе, — создание в Москве 7 бизнес-акселераторов, 20 технопарков, инновационных кластеров и др. Увеличивается количество зон действия бесплатного высокоскоростного Wi-Fi, например, в метро и парках. Разработана и внедрена вертикальная система подготовки ключевых кадров для отрасли. Диалог с будущими профессионалами начинается со школы.

Председатель правления РОЦИТ, член Совета ИРИ, глава комитета Комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин назвал «РИФ+КИБ» знаковым мероприятием для интернет-отрасли. Вслед за ним последуют отраслевые форумы ИРИ, на которых эксперты интернет-индустрии продолжат работу над дорожными картами по развитию интернет-экономики.

«ИРИ, РОЦИТ, РАЭК, „Медиа-Коммуникационный Союз“ и ФРИИ должны вести диалог в интересах развития Рунета, совершенствования цифрового, экономического и культурного пространства нашей страны», — подчеркнул Леонид Левин.

Председатель совета ИРИ Герман Клименко отметил, что интернет-индустрия России находится сейчас на самом серьезном этапе взросления и сталкивается с внутренними противоречиями. «Мне бы хотелось, чтобы этот РИФ послужил коммуникации между нашими подотраслями. Как только мы научимся договариваться, можно будет сказать, что мы действительно стали серьезными взрослыми юношами. 20 лет— это хороший возраст», — сказал Герман Клименко.

Основные показатели интернет-отрасли

Выступая на пленарном заседании, Сергей Плуготаренко директор РАЭК отметил стабилизацию отношения к регуляторным инициативам, касающимся интернета, в 2015–2016 годах. Если отношение к регулированию в 2013–2014 годах было, скорей скорее, резко отрицательным, то в 2015–2016 годах законотворчество в области регулирования интернета оценивается в равных долях нейтрально, положительно и негативно. Именно на 2013 год пришелся «бум» неожиданных и жестких законов «об интернете». Интернет-индустрия научилась пользоваться существующими механизмами корректировки предлагаемых поправок, а законодательная власть — прислушиваться к мнению интернет-экспертов и просчитывать экономические последствия.

Что касается аудиторных показателей, то интернет-аудитория в России за год выросла на 9,2% — до 80,5 5 млн человек. При этом большинство пользователей — 66,5 5 млн — выходят в Сеть ежедневно. По прогнозу, к 2020 году аудитория Рунета вырастет до 75% от населения страны.

В целом на ближайшие несколько лет аналитики РАЭК прогнозируют кризисный сценарий развития интернета. Среднегодовой рост рынка до 2018 года может составить 8–10%. Эксперты сошлись во мнении, что падение рекламного рынка приостановилось и наблюдаются признаки возвращения роста в сегменте интернет-коммерции.

Руслан Тагиев (TNS) представил главный ежегодный доклад, раскрывающий аудиторные показатели Рунета и динамику роста по сегментам. Традиционно именно в ходе РИФ+КИБ сообщаются самые свежие эксклюзивные данные по аудиторным показателям Рунета на данный момент.

«На сегодняшний день по всей стране 85 85 млн пользователей в возрасте 12+. Это 69% населения. Все, кто может быть, уже в интернете», — уверен Тагиев. Также он отметил, что в сравнении с 2011 годом время, которое средний пользователь проводит в интернете в сутки, увеличилось с двух часов до 148 минут (десктоп) + 110 минут (мобильные устройства). Мобильное потребление растет.

Павел Алёшин Алешин (Яндекс.Маркет) отметил основной тренд e-commerce — рост покупок с мобильных устройств. «Молодая аудитория хочет покупать в приложениях, им так удобно. Эту аудиторию на десктопе уже не поймаешь. Из сложностей здесь — новый маркетинг, новая реальность. Сложно учиться эффективно генерировать установку приложений» — рассказал Алёшин.

Сергей Негодяев (ФРИИ) рассказал о киберпреступности, а Владимир Малюгин из PayPal выступил с интересным докладом на тему «Что, кроме нефти, мы продаём продаем за рубеж, кому и в каких объемах: данные PayPal».

Владимир Малюгин, глава PayPal в России, в своем выступлении на открытии РИФа отметил два важных, пока не всем заметных, тренда: «Первый — онлайн-торговля наконец открыла российскому малому и среднему бизнесу зарубежные рынки. Значительное усиление трансграничной торговли мы видим на собственных цифрах. Покупатели в Россию приходят из США, Великобритании, Германии, Канады, Австралии и других стран. В первую очередь, речь идет о цифровых товарах — услугах соцсетей, играх, электронных книгах. Второй важный тренд — усиление в Рунете „частного сектора“. По данным исследования PayPal и Data Insight за этот год, объем аудитории онлайн-переводов в России вырос до 69% активных интернет-пользователей и 27% из них получали переводы за товары и услуги, в том числе из-за рубежа».

Андрей Кузьмичев (RU-CENTER) сделал обзор новостей индустрии доменов, а Алексей Губарев (Servers.com) представил тренды в инфраструктуре глобального и российского интернета.

Далее свой доклад представил Андрей Воробьев из КЦ. «По итогам 2015 года домен .RU вошел в пятерку крупнейших доменов мира, — в нем насчитывается 5,2 2 млн имен. Домен .РФ с 900 т. имен — абсолютный лидер среди доменов, записанных символами национальных алфавитов. По итогам 1 первого квартала 2016 года домены RU и РФ демонстрируют одни из лучших темпов роста в Европе» — отметил он.

Познакомиться с основными цифрами отрасли можно по ссылке.

Деловая программа

Деловая программа Форума в этом году была организована в 8 параллельных потоков. Всего в ней приняли участие порядка 600 докладчиков. За три дня работы было проведено 90 секций, круглых столов и мастер-классов. Общее количество участников, принимающих участие в секциях РИФ+КИБ или следивших за онлайн-транслациями, составило 9 983 человек.

Среди наиболее востребованных на форуме секций, можно отметить следующие: «Интернет + финансы», «Тренды инновационных IT/Telecomtelecom-решений в городском пространстве», «Информационная безопасность», «E-commerce: Мы его теряем!», «IT-инструменты для малого и среднего бизнеса», «Big & Fast Data Solutions», «Повышение конверсии с рекламных каналов», «Веб-аналитика как ключ к эффективной интернет-рекламе» и другие.

Основными темами Форума стали: e-commerce, информационная безопасность, RTB, современные рекламные технологии, веб-аналитика, развитие социальных сетей, разработка мобильных приложений, цифровой маркетинг, PR и многое другое.

Как обычно не обошлось без премьер. Так, в первый день состоялась секция, организованная командой «ВКонтакте». В ее рамках представители соцсети объявили о тестовом запуске нового глобального дизайна десктопной версии. Что преследовали разработчики? «Хотелось сделать дизайн похожим для всех устройств, сделать его более подходящим для широкоформатных мониторов. Раздел сообщений стал трехколоночным, добавился единый блок уведомлений. Чтобы подключиться к новому дизайну, нужно обратиться в техподдержку, массово его пока не «выкатывали». — объяснил Александр Круглов («ВКонтакте»).

Также в рамках Форума состоялась презентация сервиса «Спутник/Аналитика», который позволяет получать статистические данные о посетителях интернет-ресурсов, их вовлечённости, источниках переходов и точках входа на сайт, поисковых запросах, популярных страницах и другие отчёты. Воспользоваться сервисом можно после регистрации на cnt.sputnik.ru и установки кода счётчика на сайт или группу сайтов.

Дополнительная программа, выставка и конкурсы

Как известно, РИФ+КИБ — это не только круглые столы, доклады и презентации. Это еще и множество разноплановых активностей.

Так, в первый день, сразу после пленарного заседания видные интернет-деятели и участники Оргкомитета Форума заложили сиреневую аллею. А утром второго дня состоялся забег, в котором приняли участие предприниматели, профессионалы интернет-отрасли, организаторы, а также глава Росмолодежи Сергей Поспелов. После обеда участники Форума в честь его 20-летия запустили в небо шары.

Институт Развития Интернета в своем шатре организовал мастер-класс игры на барабанах. Все три дня Форума его участники могли принять участие в соревнованиях дронов-беспилотников Drone Grand Rrix, а также просто научиться управлять этими устройствами.

Экспоненты выставки также радовали своими активностями. Так Riot Games приглашал на свой стенд всех профессионалов или просто любителей компьютерных игр поговорить о карьерных возможностях. Облачный сервис «Битрикс24» подарил гостям форума комические ощущения — возможность примерить настоящий скафандр «Сокол».

А CHЁZA PROJECT совместно с РАЭК запустили квест для настоящих фалеристов. Любой желающий мог собрать на стендах 10 различных значков и получить в подарок толстовку. Также можно было приобрести футболки и толстовки из ограниченной серии, посвященной специально 20-летию РИФ+КИБ. Особенностью серии являлись принты, разработанные на основе популярных интернет-мемов.

Проникнуться атмосферой Форума можно просмотрев финальный ролик.