Итоги рабочего совещания Комитета ГосДумы по информационной политике с представителями интернет-отрасли по вопросам закона «Право за забвение»

Дата публикации: 17 сентября 2015

Итоги рабочего совещания Комитета ГосДумы по информационной политике с представителями интернет-отрасли по вопросам закона «Право за забвение»

17 сентября 2015 г. на площадке Экспертного совета при Комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи состоялась первая встреча представителей Интернет-отрасли (РАЭК, Mail.ru Group, Google, Rambler&Cо, Яндекс, ИРИ), Интернет-пользователей (РОЦИТ) и представителей Комитета Госдумы по проекту федерального закона № 804140-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект), который был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой, Л.И. Калашниковым.

Основой для законопроекта в настоящий момент является Федеральный закона № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», который предусматривает прекращение выдачи ссылок оператором поисковой системы на информацию, указанную в требовании гражданина (т.н. закон «О праве на забвение»).

Законопроект № 804140-6 разработан в целях введения административной ответственности операторов поисковых систем за необоснованный (незаконный) отказ гражданину, обратившемуся к указанному оператору прекратить выдачу ссылок.

В ходе встречи представителями интернет-отрасли были высказаны следующие замечания и позиция по законопроекту:

1. По мнению экспертов РАЭК и юристов отрасли – установление административной ответственности является излишней.

Федеральный закон № 264-ФЗ (т.н. закон «О праве на забвение») вступает в силу только 01 января 2016 г. и – пока не выработана практика его применения – вводить административную ответственность за его нарушение преждевременно.

Кроме того, у гражданина будет и так достаточно средств для защиты своих прав, которые установлены гражданским законодательством. Будет возможность обжаловать отказ оператора поисковой системы в соответствии с частью 7 статьи 10.3. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Предусматривать введение административной ответственности за неисполнение решения суда (часть 2 статьи 5.13.1. КоАП РФ в редакции законопроекта) излишне, поскольку в настоящий момента за неисполнение вступившего в законную силу решения суда уже установлена ответственность, в частности, за злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта представителем коммерческой или иной организации установлена уголовная ответственность (статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации). Для операторов поисковых систем не следует устанавливать какую-то особую ответственность.

Введение административной ответственности может привести к злоупотреблениям со стороны граждан.


2. Если административная ответственность все же будет введена, необходимо снижение размеров административных штрафов на порядки, поскольку они несоразмерны последствиям правонарушений.

Было поддержано заключение Правового управления Аппарата Госдумы в том, что в проектах частей 1 и 2 статьи 5.13.1. КоАП РФ не предусмотрен максимальный и минимальный размер административного штрафа, при этом для граждан и юридических лиц предлагается установить одинаковый размер штрафа, что не в полной мере соответствует положениям частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ.

Кроме того, исходя из положений КоАП РФ санкции за одно и тоже административное правонарушение для граждан гораздо мягче, чем для юридических лиц. Также операторами поисковой системы граждане не являются.

Учитывая возможные последствия правонарушений в целях индивидуального подхода к назначению наказания, в случае введения административной ответственности следует предусмотреть помимо административных штрафов также более мягкий вид наказания как предупреждение, которое устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.


3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, могут только суды.

Законопроектом предполагается, что составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 5.13.1. КоАП РФ, а также рассматривать дела об административных правонарушениях будет Роскомнадзор (часть 1 статьи 23.44. и часть 1 статьи 28.3. КоАП РФ).

Исходя из пояснительной записки к законопроекту, основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.13.1. КоАП РФ будет являться решение суда, согласно которому установлено, что оператор поисковой системы незаконно ответил отказом гражданину на заявление о прекращении выдачи ссылок. Однако из самого текста законопроекта этого не следует.

Тем самым Роскомнадзор, рассматривая данные дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 5.13.1. КоАП РФ, фактически будет подменять собой суд устанавливая, правомерны действия оператора поисковой системы или нет.


4. К законопроекту был высказан также ряд технических замечаний

В частности, ряд положений законопроекта содержат в себе правовую неопределенность. В законопроекте не указано, что административная ответственность наступает именно за неисполнение вступившего в законную силу решения суда.

Кроме того, проект части 2 статьи 5.13.1. КоАП РФ не совсем соотносится с положениями части 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в соответствии с которой срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом. Таким образом, при буквальном толковании положений законопроекта следует, что оператор поисковой системы может быть привлечен к административной ответственности при отсутствии у него сведений о принятом судебном акте.


Дальнейшие шаги:

По итогам встречи Председателем Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Л.Л. Левиным было предложено ее участникам представить свои предложения в письменной форме в виде конкретных поправок и дальнейшего диалога.

Сбор, обработку и агрегацию предложений решено провести на площадке и силами юридического отдела НП “РАЭК”.


Публикация по итогам встречи (газета "Ведомости"):
Поисковики отбиваются от досудебных штрафов в связи с «законом о забвении» (17 сентября 2015)