Итоги Заседания в Госдуме по обсуждению инициативы Е.Б.Мизулиной "Детский интернет"
Дата публикации: 4 июля 2014
3 июля 2014 года представители РАЭК приняли участие в заседании Комитета Государственно Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, председателем которого является
Тема заседания:
«О совершенствовании законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в сети «Интернет».
В ходе заседания была представлена инициатива
- Депутат отметила, что российское законодательство в области противодействия распространению детской порнографии недоработано. Как итог этого вывода, было предложено, чтобы изначально все операторы блокировали «недетский» контент. Чтобы отказаться от фильтрации, клиент должен будут подписать дополнительное соглашение и предъявить паспорт.
Е. Б. Мизулина пояснила, что для осуществления этой инициативы не нужно принимать дополнительный закон. Она считает, что операторы смогут самостоятельно обеспечить фильтрацию контента.Е. Б. Мизулина сообщила, что только немногие родители способны самостоятельно разобраться, как установить систему «родительский контроль» на компьютер. Поэтому, по ее мнению, такая функции должна быть подключена у всех российских пользователей по умолчанию.
В заседании приняли участие представители Минкомсвязи (Е.Ларина), Роскомнадзора (Е.Зайцев), Лиги Безопасного интернета (Д.Давыдов), представители
Представители РАЭК, включая Директора Ассоциации Сергея Плуготаренко, Председателя комиссии РАЭК
В числе прочего представители РАЭК:
- Дали свою (высокую) оценку состояния саморегулирования отрасли в вопросе борьбы с негативным контентом, отличную от представленной на Заседании;
- Подтвердили желания
интернет-бизнеса , представленного в Ассоциации, содействовать реализации существующих законов и помогать с экспертизой и доработкой новых законодательных иниицатив; - Сообщили о готовности
интернет-бизнеса сотрудничать с государством с целью борьбы с незаконным контентом и нелегальными сервисами в Рунете; 4. Выразили опасения, что предлагаемые в ходе заседания инициативы могут нанести вред легальномуинтернет-юизнесу и не решить вопрос борьбы с нелегальным.
Особое внимание РАЭК обращает на следующие очевидные отраслевые постулаты:
- Ребенок живет и развивается в едином информационном пространстве и воздействие только на одну сферу не будет результативно;
- Основа безопасноти детей — воспитательная работа школы и семьи. B здесь на первый план выходят нормы, заложенные в Семейном кодексе РФ и ответственность родителей в вопросах воспитания детей и ограждения их от негативного воздействия внешних сред;
- Сегодня по факту доступ в интернет предоставляется по предъявлению паспорта — в мобильный интерен при покупке
SIM-карты , в интернет с помощью фиксированного доступа — при заключении Договора; - Предложенная концепция обязательной включенной по дефолту опции фильтрации контента на уровне провайдеров — сложная задача, предполагающая неочевидные пока пути технической и практичекой реализации, с большой вероятностью неэффективной работы;
- Предложенная концепция семантического анализа содержимого
интернет-трафика иинтернет-ресурсов — также представляется сомнительной и неэффективной; - И главное: «интернет — это зеркало общества», нельзя бороться с негативными явлениями только в интернете, необходимо задействовать весь комплекс мер, включая офлайновые.
В итоге РАЭК предложила:
- Дать более точные определения / формальные критерии отнесения информации к «запрещенной» (что предполагает доработку
ФЗ-436 ); - Принципы любой фильтрации контента на уровне провайдеров — должны быть абсолютно прозрачными для клиентов и пользователей;
- Необходимо различать, а) Места общественного доступа, доступ в интернет в которых могут получить дети (в таких местах можно рассматривать возможность фильтарции контента), б) Остальные места доступа в интернет, где подключение осуществляется по договору или при предъявлении паспорта (здесь невозможно включение обязательной фильтрации «по умолчанию», как предлагается в повестке Заседания Комитета);
Главные выводы и подходы, которыми, по мнению РАЭК, необходимо базироваться при обсуждении любых законодательных инициатив в этом направлении:
- Соблюдение текущего законодательства всеми участниками процесса и рынка;
- Добровольность включения фильтрации — по осознанному пожеланию клиентов операторов связи, невозможность включения фильтрации «по умолчанию»;
- Акцент на саморегулирование Отрасли (
контент-провайдеры ,телеком-провайдеры , провайдеры доступа); - Акцент на повышение медаграмотности детей, родителей, учителей;
- В случае признания экспертами необходимости модификации действующего законодательства в этой сфере — обязательна его плавная доработка, без резких и необдуманных шагов, с обязательным привлечением представителей отрасли в качестве экспертов и консультантов.
В завершении РАЭК для обсуждения этой проблематики — предложила воспользоваться имеющимися проектами, отраслевыми рабочими группами и конференционными площадками (включая осенние конференции «Поколение NEXT», RIW 2014 и др.)