Итоги заседания в Госдуме по вопросам авторских прав

Дата публикации: 9 июля 2013

Итоги заседания в Госдуме по вопросам авторских прав

9 июля 2013 года в Золотом зале Государственной Думы состоялось совместное заседание Совета по культуре при Председателе Госдумы ФС РФ и Рабочей группы по актуальным проблемам законодательного регулирования авторских прав в сфере массовых коммуникаций.

Провел заседание Председатель Госдумы С.Е. Нарышкин.

Российская Ассоциация электронных коммуникаций приняла участие в Заседании —
в лице директора РАЭК С.А. Плуготаренко.

Со стороны государства в заседании приняли участие С.В. Железняк (вице-спикер Госдумы), С.С. Говорухин (председатель Комитета Госдумы по культуре), В.Р. Мединский (Министр культуры РФ), П.В. Крашенинников (председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству), А.В. Митрофанов (председатель Комитета Госдумы по информационно политике, инфотехнологиям и связи), Р.А. Шлегель (член Комитета Госдумы по информационной политике, инфотехнологиям и связи), Е.Г. Ларина (Директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России), Д.В. Молчанов (заместитель Руководителя Аппарата Правительства России), М.П. Максакова-Игенбергс (депутат Госдумы, один из инициаторов закона ФЗ-187) и другие.

Главным вопросом заседания стал недавно принятый «антипиратский» закон № 187-ФЗ.

Также участники заседания обсудили законопроект «о штрафах» " 303374–6, новые инициативы правообладателей по проблемам регулирования авторских и смежных прав.

Основные тезисы выступлений в ходе заседания:

Л.В. Агронов (Генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии):

Представил предложения ряда правообладателей по проблемам законодательного регулирования авторскиъ и смежных прав в сфере массовых коммуникаций (документ был вложен в официальный пакет участника Заседания).

Основные тезисы: дифференциация интернет-посредников (как по типам «зловредности», так и по сути: интернет-провайдеры, операторы связи, поисковые системы и сайты), акцент на досудебном порядке пресечения доступа к нелегальному контенту — с целью уменьшения нагрузки на суды; определение степени опасности/зловредности тех или иных инфопосредников и интернет-сервисов.

О.Е. Новиков (вице-президент Российского книжного союза):

Поддержал закон, отметив его положительный характер и то, что он по сути является первым шагом в области борьбы с пиратством в интернете.

С.А. Плуготаренко (директор РАЭК):

Подчеркнул, что быстрота принятия закона очевидно не позволила учесть отраслевые предложения по его изменению и рассказал о шагах Ассоциации, направленных на облегчение для интернет-компаний процессов, связанных с необходимосью исполнения принятого закона с 1 августа.

Также Плуготаренко отметил, что большой ошибкой является отношение ко всей интернет-отрасли как к пиратской среде, при том что львиная доля интернет-компаний сегодня являются саморегулируемыми, законопослушными и делают весомый вклад в экономику Рунета (более 1% от ВВП России с динамикой роста +30% в год).

Как следствие, необходимо учитывать инновационный характер интернет-экономики, стимулировать развитие законопослушных компаний и исключить любые негативные последствия для Экономики Рунета — в результате неправильного / избыточного регулироания их деятельности и запретительного/карательного характера новых законов.

Сегодня все крупные инфопосредники, представленный в т. ч. в РАЭК, имеют большой опыт успешного сотрудничества с правообладателями.

Кроме того, сообщил Плуготаренко, по данным недавно проведенного опроса, более 60% интернет-пользователей не осознают, какой именно контент они потребляют: легальный или «пиратский» — как следствие, необходимо сделать ставку на запуск просветительской кампании, нацеленной на повышение медиаграмотности интернет-аудитории России.

В качестве задачи-максимум на будущее Плуготаренко предложил рассмотреть вариант, когда Россия станет одной из первых стран, где блокбастеры и премьеры выходят одновременно на больших экранах и в интернете. Как считает РАЭК, интернет-бизнес готов сегодня к решению этой задачи, правообладатели — нет.

Плуготаренко отметил, что РАЭК имеет четко сформулированные рекомендации по поправкам в ФЗ-187, которые предствавлены на сайте Ассоциации, и которые были неоднократно представлены и направлены в органы госвласти, но пока не услышаны (Единая отраслевая позиция). Мы надеемся на их учет осенью.

Г. Ивлев (замминистра Культуры России):

Выразил полную поддержку закону, особенно отметив обязательства нашей страны после вступления России в ВТО и сославшись на мнение западных экспертов, что в Рунете — самый большой рынок нелегального контента.

В.Р. Мединский (Министр культуры России):

Поддержал закон, отметив что Минкультуры предлагал в свое время даже более радикальные шаги по законодательному пресечению оборота нелегального контента в интернете.

Выразил надежду, что уже осенью действие ФЗ-187 будет расширено на музыкальные произведения, ПО и тексты.

Министр культуры отметил, что «без этого закона — автор бы умер в России уже в ближайшем будущем».

А.В. Митрофанов (председатель Комитета Госдумы по информационно политике, инфотехнологиям и связи):

Назвал ФЗ-187 прорывным законом, сделал особый акцент на досудебных обеспечительных мерах, заложенных в законе.

Отметил, что в отличие от заложенного в Конституции права каждого гражданина на обращение в суд, до принятия закона отсутствовали нормы, связанные с досудебным разрешением вопросов в области ИС — что значительно может снять нагрузку на суды.

Также Митрофанов отметил, что с 1 августа (закон вступает в силу) все участники процесса будут вести активное наблюдение за ходом исполнения закона, и именно с целью введения такого «тестового периода» из-под действия закона в его нынешней редакции выведены все объекты авторских прав, кроме фильмов.

Особенное внимание Митрофанов уделил необходимости повысить прозрачность работы организаций по коллективному управлению авторскими правами, заметив, что «…введя санкции против интернета и борясь с пиратством в интернете — можно ненароком взрастить новых „жирных котов“, что общество нам не простит…», а также Митрофанов отметил, что «…воруют не только в интернете…».

Митрофанов обещал вернуться осенью к обсуждению возможного расширения объектов авторских прав, попадающих под действие закона, начать он предложил с ПО и компьютерных игр.

А.Б. Лукинов (исполнительный директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко):

Сказал о необходимости соблюдения баланса между интересами всех сторон, отметив, что IT-бизнес должен в приоритетном порядке получать доступ к актуальному контенту с целью его дальнейшей монетизации совместно с правообладателями.

Также Лукинов отметил необходимость устранения дисбаланса, когда пират находится в выигрышном положении по отношению к законопослушному инфопосреднику.

Е.Г. Ларина (Директор Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России):

Отметила, что Минкомсвязь России, как никто, понимает проблемы и защищает интересы как инфопосредников (интернет-компаний), так и правообладателей (СМИ, медиа-бизнес, телевидение, радио).

Ларина сообщила, что Минкомсвязь вела диалог с Минкультурой, но по-видимому недостаточно эффективный, так как в результате появился нынешный закон ФЗ-187.

Тем не менее, отметила Ларина, этот закон — хорошая попытка взвешенного подходы к решению проблем в области ИС, которая может придать адекватности всем участникам процесса.

Представитель Минкомсвязи России отметила, что косвенно закон может усилить саморегулирование отрасли, что уже происходит в случае с некоторыми крупными социальными сетями. При этом необходимы дополнительные законодательные нормы, закрепляющие саморегулирование отрасли.

Ларина считает, что необходимо преломить тенденцию — сделать мйэнстримом легальное потребление контента, а не пиратское.

Особое значение в связи с этим приобретает просветительская работа с пользователями, направленная на повышение их медиаграмотности.

Ларина напомнила также, что интернет — бстроменяющаяся среда, и нельзя допустить в результате неумелого законодательного регулирования ее выталкивания в другие юрисдикции.

М.П. Максакова-Игенбергс (депутат Госдумы, один из инициаторов закона ФЗ-187):

Напомнила о сложном характере споров, связанных с ИС, и — как следствие — о необходимости экспертной поддержки судейского корпуса.

Д.В. Молчанов (заместитель Руководителя Аппарата Правительства России):

Отметил, что в случае если закон начнет «заваливаться» из-за неучтенных поправок, это дискредитирует власть, в первую очередь — Паралмент, поспешно принявший закон.

Р.А. Шлегель (член Комитета Госдумы по информационной политике, инфотехнологиям и связи):

Выступил с итоговом обзором ФЗ-187 и сформулировал ряд предложений, слабых мест и поправок, максимально совпадающий с позицией интернет-отрасли (возможностьдосудебного урегулирования спорных случаев, симметричная ответственность за ошибочную блокировку контента, недопустимость премодерации контента силами инфопосредников, перевод дел по ИС из-под юрисдикции Мосгорсуда — в юрисдикцию создаваемого суда по интеллектуальным правам…).

Шлегель отметил, что закон является весьма резонансным, что в настоящий момент на сайте РОИ идет сбор голосов за его отмену, и что инициаторы закона по-видимому поторопились с его принятием в сжатые сроки — в результате чего не были учтены все мнения и предложения.

Шлегель призвал еще раз вернуться к обсуждению идей, поправок и предложений со стороны интернет-отрасли и интернет-пользователей, обратившись к правообладателям и представителям государства со словами «Помните, что интернет-пользователи — это ваши зрители, слушатели и читатели; а также наши с вами избиратели…».

Материалы по теме: