Итоги заседания в Госдуме по вопросам авторских прав
Дата публикации: 9 июля 2013
9 июля 2013 года в Золотом зале Государственной Думы состоялось совместное заседание Совета по культуре при Председателе Госдумы ФС РФ и Рабочей группы по актуальным проблемам законодательного регулирования авторских прав в сфере массовых коммуникаций.
Провел заседание Председатель Госдумы
Российская Ассоциация электронных коммуникаций приняла участие в Заседании —
в лице директора РАЭК С.А. Плуготаренко.
Со стороны государства в заседании приняли участие
Главным вопросом заседания стал недавно принятый «антипиратский» закон №
Также участники заседания обсудили законопроект «о штрафах» " 303374–6, новые инициативы правообладателей по проблемам регулирования авторских и смежных прав.
Основные тезисы выступлений в ходе заседания:
Представил предложения ряда правообладателей по проблемам законодательного регулирования авторскиъ и смежных прав в сфере массовых коммуникаций (документ был вложен в официальный пакет участника Заседания).
Основные тезисы: дифференциация
интернет-посредников (как по типам «зловредности», так и по сути:интернет-провайдеры , операторы связи, поисковые системы и сайты), акцент на досудебном порядке пресечения доступа к нелегальному контенту — с целью уменьшения нагрузки на суды; определение степени опасности/зловредности тех или иных инфопосредников иинтернет-сервисов .
Поддержал закон, отметив его положительный характер и то, что он по сути является первым шагом в области борьбы с пиратством в интернете.
Подчеркнул, что быстрота принятия закона очевидно не позволила учесть отраслевые предложения по его изменению и рассказал о шагах Ассоциации, направленных на облегчение для
интернет-компаний процессов, связанных с необходимосью исполнения принятого закона с 1 августа.Также Плуготаренко отметил, что большой ошибкой является отношение ко всей
интернет-отрасли как к пиратской среде, при том что львиная доляинтернет-компаний сегодня являются саморегулируемыми, законопослушными и делают весомый вклад в экономику Рунета (более 1% от ВВП России с динамикой роста +30% в год).Как следствие, необходимо учитывать инновационный характер
интернет-экономики , стимулировать развитие законопослушных компаний и исключить любые негативные последствия для Экономики Рунета — в результате неправильного / избыточного регулироания их деятельности и запретительного/карательного характера новых законов.Сегодня все крупные инфопосредники, представленный
в т. ч. в РАЭК, имеют большой опыт успешного сотрудничества с правообладателями.Кроме того, сообщил Плуготаренко, по данным недавно проведенного опроса, более 60%
интернет-пользователей не осознают, какой именно контент они потребляют: легальный или «пиратский» — как следствие, необходимо сделать ставку на запуск просветительской кампании, нацеленной на повышение медиаграмотностиинтернет-аудитории России.В качестве
задачи-максимум на будущее Плуготаренко предложил рассмотреть вариант, когда Россия станет одной из первых стран, где блокбастеры и премьеры выходят одновременно на больших экранах и в интернете. Как считает РАЭК,интернет-бизнес готов сегодня к решению этой задачи, правообладатели — нет.Плуготаренко отметил, что РАЭК имеет четко сформулированные рекомендации по поправкам в
ФЗ-187 , которые предствавлены на сайте Ассоциации, и которые были неоднократно представлены и направлены в органы госвласти, но пока не услышаны (Единая отраслевая позиция). Мы надеемся на их учет осенью.
Г. Ивлев (замминистра Культуры России):
Выразил полную поддержку закону, особенно отметив обязательства нашей страны после вступления России в ВТО и сославшись на мнение западных экспертов, что в Рунете — самый большой рынок нелегального контента.
Поддержал закон, отметив что Минкультуры предлагал в свое время даже более радикальные шаги по законодательному пресечению оборота нелегального контента в интернете.
Выразил надежду, что уже осенью действие
ФЗ-187 будет расширено на музыкальные произведения, ПО и тексты.Министр культуры отметил, что «без этого закона — автор бы умер в России уже в ближайшем будущем».
Назвал
ФЗ-187 прорывным законом, сделал особый акцент на досудебных обеспечительных мерах, заложенных в законе.Отметил, что в отличие от заложенного в Конституции права каждого гражданина на обращение в суд, до принятия закона отсутствовали нормы, связанные с досудебным разрешением вопросов в области ИС — что значительно может снять нагрузку на суды.
Также Митрофанов отметил, что с 1 августа (закон вступает в силу) все участники процесса будут вести активное наблюдение за ходом исполнения закона, и именно с целью введения такого «тестового периода»
из-под действия закона в его нынешней редакции выведены все объекты авторских прав, кроме фильмов.Особенное внимание Митрофанов уделил необходимости повысить прозрачность работы организаций по коллективному управлению авторскими правами, заметив, что «…введя санкции против интернета и борясь с пиратством в интернете — можно ненароком взрастить новых „жирных котов“, что общество нам не простит…», а также Митрофанов отметил, что «…воруют не только в интернете…».
Митрофанов обещал вернуться осенью к обсуждению возможного расширения объектов авторских прав, попадающих под действие закона, начать он предложил с ПО и компьютерных игр.
Сказал о необходимости соблюдения баланса между интересами всех сторон, отметив, что
IT-бизнес должен в приоритетном порядке получать доступ к актуальному контенту с целью его дальнейшей монетизации совместно с правообладателями.Также Лукинов отметил необходимость устранения дисбаланса, когда пират находится в выигрышном положении по отношению к законопослушному инфопосреднику.
Отметила, что Минкомсвязь России, как никто, понимает проблемы и защищает интересы как инфопосредников (
интернет-компаний ), так и правообладателей (СМИ,медиа-бизнес , телевидение, радио).Ларина сообщила, что Минкомсвязь вела диалог с Минкультурой, но
по-видимому недостаточно эффективный, так как в результате появился нынешный законФЗ-187 .Тем не менее, отметила Ларина, этот закон — хорошая попытка взвешенного подходы к решению проблем в области ИС, которая может придать адекватности всем участникам процесса.
Представитель Минкомсвязи России отметила, что косвенно закон может усилить саморегулирование отрасли, что уже происходит в случае с некоторыми крупными социальными сетями. При этом необходимы дополнительные законодательные нормы, закрепляющие саморегулирование отрасли.
Ларина считает, что необходимо преломить тенденцию — сделать мйэнстримом легальное потребление контента, а не пиратское.
Особое значение в связи с этим приобретает просветительская работа с пользователями, направленная на повышение их медиаграмотности.
Ларина напомнила также, что интернет — бстроменяющаяся среда, и нельзя допустить в результате неумелого законодательного регулирования ее выталкивания в другие юрисдикции.
Напомнила о сложном характере споров, связанных с ИС, и — как следствие — о необходимости экспертной поддержки судейского корпуса.
Отметил, что в случае если закон начнет «заваливаться»
из-за неучтенных поправок, это дискредитирует власть, в первую очередь — Паралмент, поспешно принявший закон.
Выступил с итоговом обзором
ФЗ-187 и сформулировал ряд предложений, слабых мест и поправок, максимально совпадающий с позициейинтернет-отрасли (возможностьдосудебного урегулирования спорных случаев, симметричная ответственность за ошибочную блокировку контента, недопустимость премодерации контента силами инфопосредников, перевод дел по ИСиз-под юрисдикции Мосгорсуда — в юрисдикцию создаваемого суда по интеллектуальным правам…).Шлегель отметил, что закон является весьма резонансным, что в настоящий момент на сайте РОИ идет сбор голосов за его отмену, и что инициаторы закона
по-видимому поторопились с его принятием в сжатые сроки — в результате чего не были учтены все мнения и предложения.Шлегель призвал еще раз вернуться к обсуждению идей, поправок и предложений со стороны
интернет-отрасли иинтернет-пользователей , обратившись к правообладателям и представителям государства со словами «Помните, чтоинтернет-пользователи — это ваши зрители, слушатели и читатели; а также наши с вами избиратели…».
Материалы по теме:
- Антипиратский закон в действии: инфографика — http://raec.ru/times/detail/2689/
- Единая отраслевая позиция
- Официальная позиция к третьему чтению законопроекта