РАЭК: законопроект №89417-6
Дата публикации: 11 июля 2012
Серьёзная дискуссия разгорелась вокруг законопроекта №89417-6. С 10 июля по 11 июля 2012 года в знак протеста была на сутки закрыта Русская Википедия, против законопроекта в его нынешней редакции также выступили Яндекс, Вконтакте, RU-Center и LiveJournal, Разделы Википедии на итальянском (it:), башкирском (ba:) и Саха (sah:) повесили у себя сообщения в поддержку забастовки. Пользователи твиттера поддержали акцию, - эта тема занимает первое место в трендах, отписались более 600 российских и 200 зарубежных изданий.
Часто в публикациях в СМИ, блогах и микроблогах упоминается РАЭК, как Ассоциация и экспертное сообщество, играющее не последнюю роль в работе над техническим и правовым анализом №436-ФЗ и законопроекта №89417-6. Мы хотели бы более чётко обозначить и прояснить свою позицию по законопроекту, представить набор документов и напомнить хронологию событий по этому вопросу.
Общая позиция по безопасности детей в интернете
Российская Ассоциация электронных коммуникаций отстаивает принципы саморегулирования Рунета, в том числе в вопросах, связанных с обеспечением безопасности детей в Сети.
Наша позиция заключается в отсутствии необходимости дополнительного законодательного регулирования этой сферы интернета. Эта позиция детально изложена в Манифесте "Российский Интернет в 21 веке: Безопасность детей" http://raec.ruhttp://raec.ru/upload/files/RAEC_manifest_deti.pdf, который был представлен в октябре 2011 года.
Развитие событий по законопроекту №89417-6
Эксперты РАЭК приглашались на обсуждения поправок к №436-ФЗ, и наша позиция в части маркировки интернет-страниц была отчасти учтена. Однако в части, касающейся создания реестра сайтов с запрещённой информацией с экспертами отрасли, с РАЭКом и со специалистами в области информационного права проект не обсуждался, поправки РАЭКа не учитывались и остаётся неучтённой.
В день внесения законопроекта в Государственную Думу РФ эксперты Российской Ассоциации электронных коммуникаций ознакомились с текстом и отреагировали публикацией позиции на официальном сайте.
Далее, в рабочем порядке, экспертами Комиссии по правовым вопросам РАЭК было получено техническое заключение по законопроекту от Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК, и подготовлена позиция, постатейный комментарий и проект поправок в законопроект №89417-6.
Позиция по законопроекту №89417-6
Кратко позиция по законопроекту №89417-6 заключается в следующем:
- В части законопроекта, вносящей изменения в №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (статья 1 проекта) можно поддержать, так как поправками отменяется технически нереализуемая маркировка страниц сайтов с сети Интернет.
- В части законопроекта, вносящего изменения в ФЗ "О связи" и в ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (статьи 2, 3 редакции законопроекта к третьему чтению) мы настаиваем на учете предложенных РАЭК поправок и на дальнейшем обсуждении регламентов формирования Реестра, "черных списков" - с участием представителей отрасли, профильных министерств и ведомств, международных экспертов.
Кроме этого, отмечаем, что экспертного и технического обсуждения законопроекта №89417-6 в части, касающейся изменений в «О связи» и в «ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не было, а результаты представленных нами технических и экспертных заключений не учтены.
Мы настаиваем на учете поправок РАЭК в законопроект №86417-6 (касательно принципов формирования Реестра, ведения "черных списков" и досудебных блокировок интернет-контента и интернет-ресурсов) и рассчитываем на учет нашего мнения в итоговых формулировках закона - в случае его принятия в третьем чтении.
Николай Никифоров: новый закон закроет доступ и к иностранным ресурсам
Выступая перед журналистами, глава Минкомсвязи заявил, что поправки в закон «Об информации», регулирующие ограничение доступа к нежелательной информации, не делают разницы между российскими и иностранными ресурсами. При этом министр заявил, что в его ведомстве не согласны с излишне свободной трактовкой, предложенной законопроектом.
11 июля новый министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, выступая перед журналистами, дал развернутый комментарий на тему поправок в федеральный закон «Об информации», которые вчера приняты Государственной думой в 1-м чтении.
«Мы [Минкомсвязи] поддерживаем этот законопроект в целом в части того, что необходимо обеспечить средства борьбы с такими явлениями, как детская порнография, и другими нежелательными видами информации, прямо упомянутыми в законе. В то же время мы считаем, что предложенные технические механизмы не вполне совершенны», - заявил журналистам министр.
В качестве проблемы министр назвал блокировку конкретных IP-адресов тех ресурсов, владельцы которых в течение суток отказались удалить незаконную информацию.
«Мы считаем, что здесь может быть найдено более точечное и целенаправленное решение. Это решение в будущем может повысить эффективность работы закона и исключить рассуждения на тему цензурирования информации в интернете», - считает Никифоров.
Эта проблема, по словам министра, ключевая, поскольку через IP-адреса могут блокироваться весьма обширные информационные массивы, и поэтому необходим механизм более избирательного воздействия.
При этом сам порядок выявления интернет-ресурсов подлежащих блокировке глава Минкомсвязи комментировать не стал, но поделился, что ответственность за блокировку чиновники будут вести персонально.
«Порядок будет определен правительством, поэтому не хотелось бы забегать вперед и комментировать этот вопрос. Но один из принципов, который заложен – все решения, которые принимаются тем или иным должностным лицом в части ограничения информации, должны быть персонифицированы.
Считаю это важным и думаю, что это будет занесено в реестр», - рассказал глава министерства.
А норма законопроекта, которая позволяет закрыть доступ к сайту решением органа власти, а открыть – только решением суда, по мнению руководителя Минкомсвязи, должна быть подвергнута экспертному обсуждению. Также Николай Никифоров пояснил, что будущий закон, когда вступит в силу («Закон уже прошел ряд итераций в Государственной думе и мы не сомневаемся, что в том или ином виде он будет принят», - говорит министр), коснется поставщиков зарубежного контента также, как и отечественного.
«Законопроект, который представлен сегодня в Государственной думе, никак не разделяет иностранные и не иностранные ресурсы. В этом его основной принцип.
Если та или иная информация будет признана нежелательной в соответствии с критериями, указанными в законе, владельцу направляется запрос с просьбой удалить информацию. При неисполнении этого требования в течение суток IP-адрес вносится в тот самый «черный список» и доступ к информации будет закрыт на всей территории Российской Федерации. Таким образом не важно, где находится информационный ресурс», - сообщил чиновник и добавил, что сейчас идет поиск более приемлемой схемы.
По словам Никифорова, со стороны его ведомства сейчас ведется диалог на предмет удаления из текста законопроекта «явных проблемных моментов», которые вошли в текст документа ко второму чтению. По мнению министра, конструктивная работа в этом направлении возможна и «борьба с детской порнографией не должна мешать свободному доступу к информации».
«После принятия закона на площадке Минкомсвязи должна быть инициирована работа и с экспертами, и с представителями отрасли, и с интернет-провайдерами, которые являются соучастниками механизма реализации данного закона, для подготовки к его доработке», - пояснил министр.
Одной из возможных доработок станет изменение суточного срока для удаления информации.
По мнению министра, есть риск, что в таких узких границах могут пострадать не злостные нарушители, а те, кто не могут исполнить требование в столько краткий срок по техническим причинам. В том числе и социальные сети, которые содержат на своих страницах весьма обширные информационные массивы, которые генерируют сторонние пользователи.
«К сожалению, под данный законопроект как нежелательный можно подвести почти любой ресурс, мы будем стараться этого избежать», - резюмировал министр.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)» внесен в Государственную думу в начале июля представителями всех четырех фракций. В частности, опасение вызывает формулировка, благодаря которой можно закрыть сайт, где сторонний пользователь дал ссылку на место продажи, например, ацетона, наркотического прекурсора. Кроме того в реестр сайтов, подлежащих блокировке, могут быть внесены ресурсы содержащие любую информацию, запрещенную к распространению решениями судов РФ.
Против данного законопроекта уже выступили коллективы Яндекса, Википедии на русском языке и ряда центральных телеканалов.
На главной странице русской Википедии размещено обращение к пользователям о том, что «следование положениям и формулировкам, вынесенным на обсуждение, повлечёт создание в России аналога «великого китайского файервола».