Представители РАЭК приняли участие в круглом столе Общественной палаты о регулировании интернет-торговли
Дата публикации: 26 января 2022
25 января в Общественной палате РФ в гибридном формате состоялся круглый стол «Регулирование интернет-торговли: вопросы конкуренции и защиты прав потребителей».
В мероприятии приняли участие директор РАЭК Сергей Плуготаренко и заместитель директора РАЭК Сергей Гребенников.
Участники обсудили законопроекты № 1190171-7 и № 50212-8, которые вводят ограничения в отношении электронной торговли пищевой продукцией либо любыми товарами и услугами. Авторы законопроектов предложили распространить практику внесудебных блокировок на интернет-сайты, содержащие информацию о реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям. Фактически электронная торговля такими товарами приравнивается по степени общественной опасности к наиболее опасным деяниям.
Сергей Плуготаренко выступил первым в блоке профильных ассоциаций и озвучил позицию РАЭК по следующим направлениям:
-
Регулирование eCom:
Не следует регулировать eCom, не регулируя его. Представляется более целесообразным написать модельный закон с учётом международного опыта. Ещё можно было бы изучить опыт Меморандума по защите авторских прав и иных инициатив по саморегулированию. Разработать механизм реагирования на жалобы в разумные сроки и с учетом недобросовестных практик, чтобы минимизировать риски потребительского экстремизма.
-
Самозанятые и платформенная занятость:
Важно дать работать самозанятым: вывести их в плоскость закона и восполнить пробелы регулирования. По прогнозам, самозанятых будет до 10 млн человек к 2024 году.
-
Блокировки:
Есть много не решённых проблем, связанных с режимом блокировок, поэтому прежде чем механически расширять режим «преступников» на «коммерсантов», нужно детально изучить этот вопрос.
-
Новые требования и ограничения в контексте наращивания цифровой трансформации:
Происходит ли в результате принятия этих инициатив наращивание цифровой трансформации, помогают ли они развивать новые сервисы и продукты, популяризировать технологические подходы? Ответ очевиден — НЕТ.
-
Новая ценность для потребителей:
Создают ли новые требования к электронной торговли новую ценность для потребителей? Возникает ли у потребителей возможность снизить свои издержки, получат ли потребители доступ к более широкому ассортименту товаров? И здесь очевиден ответ — НЕТ.
-
Аспект безопасности потребителей, на который делают акцент авторы:
Этот подход, безусловно, заслуживает поддержки РАЭК и всей интернет-индустрии. Но мы считаем, что надо искать иные формы и способы. Например, маркетплейсы могли бы совместно с РОЦИТ запустить специальные программы по повышению цифровой грамотности пользователей именно в части безопасности товаров.
Сейчас в Рунете сложилась мощная экосистема (“цифровой контур”), где конкурируют российские и зарубежные игроки, и российские решения, разработчики, платформы. И по многим направлениям российские компании занимают лидирующие позиции.
Электронная торговля является очень важным элементом этой системы — 6 трлн руб по итогам 2020 года с прогнозом роста +42% по итогам 2021 года. Именно благодаря такой сильной экосистеме в сложных условиях 2020 года отечественные интернет-сервисы не только оперативно адаптировались к новым условиям, но и позволили гражданам сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги.
К счастью, государство это понимает. Об этом говорят и нацпроекты, и высказывания первых лиц. Поэтому любые новые требования и ограничения надо рассматривать в контексте этих установок. Нам видится, что надо, прежде всего, двигаться в сторону саморегулирования. Законодательные рамки в части блокировок уже созданы, неплохо бы сначала провести всесторонний аудит того, что уже было принято за последние несколько лет.
Ранее РАЭК совместно с АКИТ и другими отраслевыми ассоциациями направила письменную позицию и юридическое заключение по законопроекту № 1190171-7 и законопроекту № 50212-8 в Общественную палату РФ.