Директор РАЭК и руководитель кластера РАЭК / Sharing Economy с другими экспертами обсудили борьбу с контрафактом

Дата публикации: 31 мая 2021

Директор РАЭК и руководитель кластера РАЭК / Sharing Economy с другими экспертами обсудили борьбу с контрафактом

31 мая в Центре стратегических разработок (ЦСР) состоялся круглый стол «Борьба с нелегальной продукцией: как нейтрализовать каналы распространения контрафакта». 

В мероприятии приняли участие директор РАЭК Сергей Плуготаренко и директор ТИАР-Центра, руководитель кластера РАЭК / Sharing Economy Антон Губницын

Представители органов власти, деловых и отраслевых объединений, бизнеса и экспертного сообщества обсудили следующие вопросы:

  • принципы функционирования комплексной системы мониторинга и оценки ситуации в сфере борьбы с контрафактом; 

  • роль оптовых рынков Москвы и онлайн-маркетплейсов в распространении контрафактной продукции в России и её теневом финансовом обороте;

  • меры для пресечения оборота контрафактной продукции на уровне ЕАЭС. 

Огромное внимание уделяется системе мониторинга, системе общественного контроля. Мы анализируем группу товаров благодаря системе маркировки, оцениваем потери бюджета в каждой группе товаров.

Создан научный центр компетенций, автономная некоммерческая организация, которая завершает донастройку технических моментов и начинает работу уже в середине этого года. Уже начали работу по табаку, создали сводную таблицу с аналитикой и рисками, которые отправим правительству, где мы покажем ситуацию с общественным контролем, как работают участники рынка. Табак — самый сложный товар для наблюдения, суммарный сбор табака в год — более 600 млрд рублей. Чтобы увидеть объективную картину по рынку, нужно обеспечить стопроцентное участие и деятельность участников в правовом поле. Основная задача — включить в эту работу органы исполнительной власти, которые должны проводить просветительскую работу с участниками рынка, предлагать активно включаться всем участникам рынка и органам исполнительной власти в работу. Минпромторг сможет оказать методологическую поддержку.

Аркадий Елин

АркадийЕлин

Заместитель начальника отдела мониторинга незаконного оборота Департамента цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России

Один из основных институтов — таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это госуслуга, которую предоставляет Федеральная таможенная служба.

С 2019 года предоставляется в электронной форме на официальном сайте службы. Количество объектов в реестре в 2020 году перевалило за 5400, ежегодно включаем порядка 300 новых объектов. Крайне мало заявлений подается в электронной форме. Данный институт не применяется в странах ЕАЭС: здесь созданы мобильные группы, которые почти в каждой 10-й фуре выявляют контрафактную продукцию. Если говорить про приостановление срока выпуска, то достаточно большое количество уведомлений остаётся без уведомлений со стороны правообладателя. 90% получают уведомления, но большинство из них связаны с согласием претензий, многие не идут в суд по защите прав. Выявление чистого контрафакта также довольно велико: выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции за прошлый год, при этом 70% из них было выявлено на этапе декларирования. 4,7 млрд рублей — сумма предрасчётного ущерба. Конечно, снизилось количество дел из-за закрытия границ в пандемийный год с 1200 дел в позапрошлом году. Но это достаточно много. Что делается для повышения эффективности? Мы взаимодействуем с территориальными органами исполнительной власти, участвуем в совместных мероприятиях, есть рабочие группы с членами ЕАЭС, с КНР.

Александр Шихранов

АлександрШихранов

Начальник отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС

Стоит ли возлагать ответ за контрафакт на маркетплейсы? Все боятся, что они умрут.

Другое дело, что мы должны понимать, что те меры, которые сейчас существуют, не всегда эффективны, потому что проверка качества товара, пока потребитель его не приобрёл, затруднена. Потребитель в интернете не может осуществить проверку качества. С этим связано огромное количество правовых последствий. А если это затруднено, этот риск нужно куда-то переложить. Но если его переложить на маркетплейсы, то нужно, чтобы маркетплейс мог проверить, что ему поставляют товар без нарушения правил правообладателя.

Максим Башкатов

МаксимБашкатов

Руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР

Проблема действительно достаточно серьёзная. Доля контрафактной продукции в секторе непродовольственной продукции достигает 30%.

Эксперты дают следующие оценки доли контрафакта в наиболее подделываемых категориях таких товаров: детские игрушки — 35%, одежда и обувь — 29%, потребительская электроника и аксессуары, батарейки – 15%, бытовая химия — 12%, парфюмерия и косметика — 10%. Методики и выводы можно оспаривать, но мы ориентируемся на эти данные Минпромторга. Как следует из исследований, Рунет остаётся одним из основных каналов распространения контрафакта. Одной из проблем по теме круглого стола остаются самостоятельные сайты, страницы-однодневки, даже целые порталы. У нас есть ряд собственных инициатив — проект Нетоскоп Координационного центра доменов RU / РФ, РОЦИТ и горячая линия Рунета, которые позволяют блокировать подобные ресурсы. Вторая проблема — маркетплейсы, здесь работа идёт внутри сервисов. Мы видим ряд инициатив саморегуляции, когда маркетплейсы берут на себя функции по проверке продавца, требуют сертификаты соответствия для многих размещаемых товаров. Но контрафакт в Рунете появляется не из воздуха, это лишь инструмент и канал, да, удобный, но контроль за офлайн-рынками позволяет снизить количество контрафакта в интернете. Мы проводили круглый стол комитета Совета Федерации по экономической политике в прошлом году по теме контрафактной продукции, среди предложений которого были введение ответственности арендодателей за продажу контрафакта, запрет рекламы. Со своей стороны РАЭК предлагает собственные продукты и площадки для обсуждения. Так, обсуждение проблем состоялось в рамках прошедшего недавно Российского интернет форума.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Контрафакт и фальсификат — это серьёзная государственная проблема: это недополучение НДС в бюджет — порядка 533 млрд руб в год.

Это угроза здоровью граждан — риск получить аллергию, ожоги, риск возгорания некачественной продукции. И, конечно, это вопрос бизнес-климата. Честному бизнесу нелегко конкурировать с теми, кто просто копирует, не тратит ни копейки на разработку продукта, маркетинг, сертификацию, налоги… Борьба с контрафактом сегодня свелась к маркировке и обсуждению того, нужна она или нет. Но маркировка не первоочередной шаг. Контрафакт прямо сейчас доступен на рынках, маркетплейсах, в блогах на YouTube. Эта армия людей, которые повелись на возможность создать бизнес на контрафакте, и она огромная. 25 самых популярных YouTube-каналов про бизнес на контрафакте — это более 80 миллионов просмотров. Очень многие из них не подозревают, что занимаются нелегальным бизнесом, они же это видели в незаблокированном ролике на YouTube, приехали на автобусе на рынок, и купили "реплики брендов". Вроде бы это не похоже на чёрный рынок. Ключевой вопрос — что делать? Единственное, что может сработать, — это сделать покупку экономически невыгодной. Звучала рекомендация об ответственности для арендодателей за факты продажи контрафакта и фальсификат на их площадях. Также один из способов — ограничение рекламы в интернете контрафактной продукции. Третий шаг — распространение сервиса, в котором можно проинформировать о факте покупки фальсификата или контрафакта.

Антон Губницын

АнтонГубницын

ТИАР-ЦентрДиректор, руководитель кластера РАЭК / Sharing Econom

Новости по теме: