Второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли: анализ РАЭК

Дата публикации: 19 марта 2021

Второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли: анализ РАЭК

18 марта 2021 года в Москве, на площадке Центра национальных проектов АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» состоялась встреча Д. Н. Чернышенко с ИТ-отраслью с целью презентации и обсуждения «второго пакета» мер поддержки отрасли.

Что было представлено:

Обсуждаемый "второй пакет мер" был подготовлен Минцифрой и стал развитием диалога, начатого летом 2020 года ("первый пакет мер" и настройка опций "налогового маневра для ИТ-отрасли" обсуждали в июле 2020 года в Иннополисе с участием М.В. Мишустина).

РАЭК вместе с другими профильными ассоциациями принимала активное участие в формировании документа: в период с августа 2020 года по февраль 2021 года проводились консультации, вносились предложения, шел экспертный диалог.

Меры, представленные и обсуждавшиеся сегодня, названные "Системой элементов поддержки ИТ-отрасли", были собраны и упакованы Минцфрой в "Таблицу элементов" (по образцу таблицы Менделеева).

Мы в РАЭК помогли собрать и визуализировать ее в HTML-виде: ЦифроваяЭкономика.рф.

Система элементов поддержки ИТ-отрасли состоит из 9 больших блоков-направлений:

  1. Общесистемные меры поддержки

  2. Отечественные решения для бизнеса

  3. Электронные образовательные сервисы

  4. Электронные медицинские сервисы

  5. Отечественное офисное программное обеспечение и операционные системы

  6. Обработка данных и облачные сервисы

  7. Решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей

  8. Производство отечественных компьютерных игр и российского профессионального видеоконтента

  9. Решения в сфере информационной безопасности

Подробнее »

Аналитический отдел РАЭК подготовил детальный анализ представленных мер: 

В состав второго пакета мер поддержки вошли 64 предложения, разбитые на 9 блоков-направлений (подробнее: ЦифроваяЭкономика.рф).  

В число предложений вошли механизмы по выравниванию условий международной конкуренции, обеспечению комплексной поддержки российских разработчиков, а также направленные на углубление и расширение поддержки отдельных сегментов ИТ-отрасли. Над предложениями работали более 200 экспертов, которые представляют 150 ИТ-компаний.

Среди заявленных целей проекта – увеличение выручки от реализации отечественных ИТ-решений к 2024 году в 1,9 раз, к 2030 году – в 4 раза (по данным IDC, в 2020 году объем российского ИТ-рынка остался на уровне 2019 года и составил $24,18 млрд). 

Анализ некоторых предложений "системы мер поддержки ИТ-отрасли", оказывающих влияние, в том числе, на интернет-отрасль России (выполнен аналитиками РАЭК). 

1. Общесистемные меры поддержки

  • Налоговый маневр 2.0.

    Предложение: внесение изменений в налоговое законодательство, предусматривающих расширение возможности применения налоговых льгот для организаций, осуществляющих деятельность в сфере ИТ за счет учета дохода от реализации, установки, тестирования и сопровождения партнерских отечественных ИТ-продуктов; а также для российских интернет-компаний за счет учета дохода от рекламной и иной деятельности (предоставления социально-значимых услуг) при условии наличия у компании собственной технической платформы, а также собственных информационных ресурсов (сайты, мобильные приложения).

    Ожидаемый эффект: совершенствование законодательства в целях повышения привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний и интернет-компаний; формирование условий для ускоренного роста ИТ-отрасли и увеличения вложений в отечественные решения в сфере ИТ.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    В рамках формирования предложений по мерам поддержки интернет-отрасли, оформленных по итогам РИФ 2020 (Итоговая резолюция РИФ 2020: “Меры поддержки отрасли – глазами отрасли”), членами GR-клуба РАЭК было отмечено, что в соответствии с существующими критериями льготами налогового маневра не смогут воспользоваться большинство компаний отечественной интернет-отрасли, а также все основные игроки рынка разработки в таких сферах, как системы электронного документооборота, интернет-торговля, CRM, сайтостроение CMS, онлайн-сделки и банковский софт. В связи с этим предлагалось распространить меры поддержки не только на компании, соответствующие данным критериям, но и на все отечественные ИТ-компании, включая интернет-компании, формирующие “цифровой контур” (поисковые технологии и пользовательские сервисы, облачные услуги, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, разработку “цифровых решений”, в т.ч. авторский заказ). В этой связи РАЭК приветствует включение российских интернет-компаний в число компаний, на которые распространяются меры по льготному налогообложению в рамках “Налогового маневра 2.0”. 

  • Открытый код

    Предложение: внесение изменений в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью включения результатов, предусматривающих разработку и запуск программы стимулирования участия отечественных ИТ-компаний в международных open-source альянсах; создание российской open-source платформы.

    Ожидаемый эффект: обеспечение к 2024 году увеличения объема контрибуции отечественных ИТ-компаний в open-source альянсах до 10% с сохранением доступа к ключевым решениям, обеспечивающим возможность повторного использования алгоритмов и решений, в том числе разработанных по заказу государственных органов; создание новых российских ИТ-решений на основе открытого программного обеспечения; увеличение к 2024 году объема ИТ-экспорта, в том числе open-source разработок, до $12,98 млрд; снижение издержек заказчиков российского программного обеспечения, при соблюдении коммерческих интересов поставщиков программного обеспечения.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    РАЭК поддерживает меры направленные на стимулирование использовать открытого кода в отечественных ИТ-решениях. Сегодня использование СПО – это не только мировая общепринятая практика для государства и бизнеса, но и средство поддержания конкуренции для молодых компаний и предоставление им возможности сфокусироваться на разработке именно того функционала и решений, которые бы обеспечили конкурентное преимущество. Ранее РАЭК поддержал предложенный Минцифры РФ проект оптимизации порядка включения продуктов в реестр ПО, который предполагает включение в реестр программных решений, основанных на ПО с открытым кодом.

  • Увеличение порога для ИТ-самозанятых

    Предложение: внесение изменений в нормативные правовые акты в целях увеличения для налогоплательщиков (разработчиков программного обеспечения, признанных самозанятыми) порогового значения дохода до 5 млн. руб. в год, при соблюдении которого возможно применение специального режима налогообложения для самозанятых.

    Ожидаемый эффект: обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами в сфере ИТ посредством создания нового режима налогообложения; легализация самозанятых граждан в ИТ-отрасли; увеличение числа физических лиц, ведущих деятельность в области ИТ в правовом поле, и рост поступлений от их деятельности в бюджет.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Развитие режима самозанятых является одним из необходимых условий развития цифровой экономики. По данным HeadHunter средняя зарплата ИТ-специалиста в 2018 году составляла 92 тыс. руб., Руссофт оценил среднюю зарплату разработчиков в софтверных компаниях на начало 2019 года в 100 тыс. руб. Среднегодовые темпы роста зарплат оцениваются в 10%. При этом зарплата ряда наиболее востребованных специалистов (например, специалистов по аналитике больших данных или разработчиков мобильных приложений) может достигать 300 тыс. руб. в месяц. Поэтому увеличение порогового значения дохода, при котором возможно применение специального режима налогообложения для самозанятых, до 5 млн. руб. в год является важной и необходимой мерой.

  • Поддержка ИТ-экспорта

    Предложение: включение в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» результатов, предусматривающих различные меры по продвижению российских решений на зарубежных рынках, в том числе субсидирование и/ или льготное кредитование пилотных внедрений российского ПО на зарубежных предприятиях и создание механизма, в том числе финансового, по обеспечению защиты прав и интересов российских ИТ-экспортеров за рубежом.

    Ожидаемый эффект: повышение узнаваемости российских решений, увеличение объемов их продаж за счет внедрений на зарубежных предприятиях, юридическая и финансовая поддержка российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    РАЭК неоднократно отмечала, что в целях создания условий для расширения бизнеса российских компаний необходимы меры, направленные на усиление их позиций на зарубежных рынках. Конкуренция с ведущими зарубежными игроками позволит российским игрокам ИТ-рынка сохранять необходимую для развития динамику и актуальность созданных ими решений. В то же время выход на целевые аудитории зарубежных потребителей создаст необходимые условия для масштабирования бизнеса. На поддержку экспорта российских ИТ-решений направлены также такие представленные в рамках “второго пакета” меры, как создание системы цифрового резидентства и службы “цифровых атташе” в странах, перспективных для российского экспорта. 

  • Меры, направленные на стимулирование приобретения отечественного ПО, ПАК и компьютерного оборудования (ускоренная амортизация приобретаемых отечественных ПАК и компьютерного оборудования; налоговый вычет по налогу на прибыль при внедрении отечественного ПО, ПАК и компьютерного оборудования; учет расходов на приобретение и внедрение отечественного ПО и ПАК в сфере ИИ в целях налогообложения прибыли применением повышающего коэффициента 1,5; гранты на российские разработки и пилотное внедрение российского ПО и ПАК

  • Ожидаемый эффект: стимулирование внедрения отечественных ПАК и компьютерного оборудования; обеспечение роста спроса со стороны организаций на отечественные ПАК и компьютерное оборудование; снижение издержек компаний на внедрение отечественного программного обеспечения, ПАК и компьютерного оборудования; стимулирование новых перспективных разработок и снижение издержек при их пилотном внедрении.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Данные меры поддержки, по мнению экспертов РАЭК, являются отличным примером новой идеологии импортозамещения, когда приобретение российского ПО и микроэлектроники стимулируется за счет создания дополнительных экономических стимулов для широкого круга компаний, и при этом в основном не требуют напрямую расходов из федерального бюджета, но потенциально создают и дополнительные конкурентные преимущества для компаний, покупающих российские решения, повышая таким образом общую экономическую активность в стране.  

  • Защита ИТ-бизнеса от проверок

    Предложение: запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении ИТ-компаний, в том числе прошедших процедуру реорганизации согласно законодательству РФ.

    Ожидаемый эффект: недопущение фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность ИТ-компаний; снижение административной нагрузки на ИТ-компании.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Предоставление налоговых льгот может повлечь за собой увеличение числа проверок ИТ-компаний. Кроме того, нормы и регламенты, в соответствии с которыми осуществляются проверки, не всегда своевременно обновляются в соответствии с изменением технологий и внедрением новых цифровых решений, что повышает риск наложения штрафных санкций на компании. В этой связи отказ от проведения проверок является действенной мерой поддержки отрасли. Вместе с тем, с запретом на проведение проверок на ИТ-компании ложится повышенная ответственность за соблюдение требований законодательства, в том числе в сфере защиты прав сотрудников, обеспечения пожарной безопасности и т.д.

  • Упрощение валютного контроля

    Предложение: проведение мониторинга конкурентоспособности российской юрисдикции в области ИТ, в том числе в области валютного регулирования и валютного контроля, с учетом реализации мер, предусмотренных в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года).

    Ожидаемый эффект: формирование предложений по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в ИТ-сфере в РФ; в том числе за счет сокращения издержек ИТ-компаний по результатам оптимизации валютного регулирования и валютного контроля; облегчение ведения экспортной деятельности; повышение привлекательности российской юрисдикции для ИТ-компаний в сравнении с благоприятными для сферы ИТ юрисдикциями (Сингапур, Ирландия, Финляндия, США, Эстония, Республика Беларусь и др.).

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Валютный контроль - давняя боль любого бизнеса, работающего с иностранными контрагентами, в особенности для малого бизнеса и стартапов. Избыточные требования валютного контроля и жесткие меры административной ответственности за их несоблюдение являются основными барьерами при экспорте, вследствие чего многие ИТ-компании предпочитают регистрировать филиалы в других юрисдикциях для реализации ПО и сервисов. Валютный контроль должен быть отменен. 

  • Цифровое резидентство

    Предложение: внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания системы «цифрового резиденства» для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ИТ, без необходимости физического присутствия в Российской Федерации.

    Ожидаемый эффект: рост продаж российского ПО на зарубежных рынках; обеспечение поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Россияне уже привыкли получать различные государственные услуги онлайн. Вместе с тем, большинство значимых действий, связанных с открытием юридического лица (от открытия счета в банке до регистрации в ФНС и других государственных органах) дистанционно в электронном виде невозможна. ИНостранным компаниям также зачастую сложно работать с российскими контрагентами, в частности в рамках электронного документооборота, в связи с несовместимостью отчетности и первичных документов. Данные меры могут помочь как и начинающим предпринимателям, так и при взаимодействии с иностранными юридическими лицами, стимулировать открытие новых компаний в российской юрисдикции. 

2. Отечественные решения для бизнеса

  • Система управления малого бизнеса

    Предложение: включение в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» результата, предусматривающего субсидирование расходов малого бизнеса на оплату облачных сервисов управления бизнесом (ERP/СRM/BI).

    Ожидаемый эффект: рост производительности труда и конкурентоспособности отечественных малых компаний за счет цифровизации их деятельности на базе отечественных ИТ-решений; повышение востребованности отечественных ИТ-решений.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Поддержка малого и среднего бизнеса является необходимым условием для сохранения конкуренции. Сегодня облачные сервисы предоставляют возможность простого и гибкого доступа к большому числу разнообразных инструментов и приложений, которые позволяют повысить эффективность, сократить расходы с одновременным сохранением надежности. Для малых компаний, которые не имеют возможности содержать большой штат, это особенно актуально, поскольку для управления облачной структурой, как правило, достаточно базовых навыков работы с компьютером, и нет необходимости брать в штат отдельного специалиста. 

  • Цифровой архив

    Предложение: внесение изменений в законодательство РФ в целях создания нормативной базы для долговременного хранения и конвертации электронных документов при сохранении их юридической значимости, а также создания юридически значимых электронных дубликатов бумажных документов.

    Ожидаемый эффект: экономия бюджетных средств за счет отказа от хранения бумажных документов; определение и уточнение понятий «электронного дубликата/образа бумажного документа» и др, а также условий признания юридической силы электронного документа (в том числе в процессе его долговременного и постоянного хранения).

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Полный переход на электронный документооборот уже многие годы фактически заблокирован законодательством об архивном деле. Так крупные операторы связи, банки оперируют складами, размером с десятки футбольных полей, предназначенными исключительно для хранения архивов бумажных копий договоров с клиентами. В эпоху цифровой трансформации такое положение дел немыслимо, и реформа назрела уже очень давно.  

3. Электронные образовательные сервисы 

  • Цифровое образование

    Предложение: обеспечение образовательных организаций общего образования современными электронными средствами обучения.

    Ожидаемый эффект: обеспечение доступности и высокого качества обучения в образовательных организациях общего образования при дистанционном обучении и верификация электронных образовательных сервисов.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    События 2020 года продемонстрировали важность создания условий для осуществления дистанционного образования. При этом даже со снятием ограничений на очное обучение развитие дистанционного обучения не теряет своей актуальности, в частности, для инклюзивного образования. Также необходимой мерой, направленной на повышение качества дистанционного и смешанного обучения, является еще одна мера в составе “второго пакета”, направленная на разработку и реализацию программ обучения (повышения квалификации) педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения за счет предоставления цифровых сертификатов. 

  • Лицензирование онлайн-образования

    Предложение: внесение изменений в НПА, предусматривающие определение понятия «онлайн-образование» как новой формы обучения, в том числе в целях совершенствования лицензирования указанной деятельности.

    Ожидаемый эффект: введение в действующую нормативно-правовую базу понятия «онлайн-образования»; упрощение процедуры прохождения лицензирования образовательными организациями, реализующими образовательные программы в онлайн форме.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    В настоящий момент нормативное регулирование образовательной деятельности, даже дистанционного и электронного образования предполагает наличие образовательного учреждения как физического объекта, вместе со специфическими требованиями к таким объектам, включая санитарно-эпидемиологические нормы. Введение данной нормы позволит регистрировать 100%-онлайн образовательные учреждения. 

  • Поддержка образовательных онлайн-площадок

    Предложение: включение в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» результата, предусматривающего введение механизма компенсации образовательным онлайн-площадкам расходов граждан на повышение квалификации и дополнительное образование по «цифровым» специальностям.

    Ожидаемый эффект: Усиление кадрового потенциала цифровой экономики; создание мер стимулирования прохождения гражданами обучения на онлайн-площадках в рамках повышения их квалификации и получения дополнительного образования по «цифровым» специальностям.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    По данным АПКИТ дефицит ИТ-специалистов в России по итогам 2020 года составляет 150 тыс. человек, а к 2024 году потребность в ИТ-кадрах увеличится до 300 тыс. человек. При этом, по данным IDC и Microsoft, навыки 96% ИТ-специалистов в России и Восточной Европе не отвечают современным требованиям к квалификации.  В этой связи стимулирование граждан на получение ИТ-специальностей и повышение своей квалификации в ИТ-сфере является особенно актуальным. Помимо способствования решению проблемы “кадрового голода” данная мера, в том числе, стимулирует развитие направления ИТ-образования в онлайн-сфере. 

4. Электронные медицинские сервисы

  • Онлайн-продажа лекарств

    Предложение: Внесение изменений в НПА в целях развития продажи лекарств дистанционным способом, в том числе введения возможности продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту.

    Ожидаемый эффект: введение возможности продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    РАЭК с 2018 года занималась лоббированием вопроса дистанционной продажи безрецептурных лекарственных препаратов. Легализация онлайн-продажи безрецептурных лекарственных препаратов, произошедшая в 2020 году стала большим шагом по обеспечению жителей России широким ассортиментом доступных лекарств и дало стимул для развития онлайн-рынка. По данным DSM Group, объем заказов медикаментов через интернет в 2020 году достиг более 72 млрд руб., а общий объем продаж онлайн-аптек, включая нелекарственный ассортимент, составил 93,2 млрд руб. Создание возможности для дистанционной продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту - следующий важный шаг в этом направлении.

  • Доступ к медицинским данным, доступ ИИ-разработчиков к дата-сетам

    Предложение: Внесение изменений в НПА об ЭПР в целях обеспечения возможности для граждан предоставлять доступ к своим электронным медицинским данным из ГИС поставщикам электронных медицинских сервисов, а также в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере ИИ к деперсонализированным (обезличенным) государственным дата-сетам (наборам данных) и сведениям из электронных медицинских карт.

    Ожидаемый эффект: обеспечение с согласия пользователя возможности доступа поставщиков электронных медицинских сервисов к электронным медицинским документам из ГИС в целях разработки новых ИТ-продуктов и предоставления медицинских услуг и сервисов; увеличение количества и повышения качества отечественных ИТ-решений в области медицины, в том числе посредством закрепления в рамках законодательства возможности передачи и агрегирования деперсонифицированных медицинских данных (без необходимости получения согласия).

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    доступ к данным о состоянии здоровья необходим для разработки современных медицинских ИТ-решений, в том числе, решений с использованием ИИ, а также для развития персонализированной медицины. В настоящий момент данные о состоянии здоровья защищены не только положениями 152-ФЗ “О персональных данных”, который относит их к данным специальной категории, но и положениями  №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, который относит сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, к врачебной тайне. На обработку таких данных накладываются особые требования, которые существенно затрудняют использование данных о состоянии здоровья пациентов для обучения систем ИИ. Снятие существующих барьеров и облегчение доступа разработчиков к данным о состоянии здоровья, а также создание условий для доступа разработчиков к государственным наборам обезличенных медицинских данных станут существенными стимулами для развития российских решений на основе ИИ в сфере медицины.

  • Телемедицинские сервисы

    Предложение: запуск пилотного проекта по внедрению и применению для постановки пациентам диагноза (назначения лечения) телемедицинских сервисов.

    Ожидаемый эффект: Применение телемедицинских сервисов в медицинской организации, в том числе для организации консультаций и мониторинга за состоянием здоровья пациентов.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    события 2020 года стали дополнительным стимулом для развития телемедицинских сервисов. Только за 1 квартал 2020 года объем инвестиций в цифровое здравоохранение, по данным VEB Ventures, вырос на 72%. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность получения удаленных консультаций с применением телемедицинских технологий, но не позволяет ставить диагноз и назначать лечение. Запуск пилотного проекта должен стать важным шагом по снятию существующих ограничений. Развитие телемедицины особенно важно для тех пациентов, которые по каким-либо причинам не имеют возможности лично посещать врача. 

5. Отечественное офисное программное обеспечение и операционные системы

6. Обработка данных и облачные сервисы

  • Поддержка строительства коммерческих ЦОД, а также присоединение ЦОД к нескольким сетям

    Предложение: внесение изменений в НПА в целях предоставления субъектами РФ земельных участков на строительство коммерческих ЦОД без торгов по кадастровой стоимости; внесение изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, предусматривающих установление для ЦОД отдельного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

    Ожидаемый эффект: сокращение операционных расходов ЦОД, в том числе исключение вероятности прекращения права пользования имуществом ЦОДа и обеспечение контроля над непрерывностью оказываемых услуг; Предоставление ЦОД возможности технологического присоединения одновременно к сетям нескольких сетевых организаций; сокращение времени на получение и согласование технических условий у ресурсоснабжающих организаций (в регламентированные сроки).

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    упрощение процедур получения земельных участков, согласования строительства и присоединения к электросети и другим ресурсоснабжающим организациям должно значительно ускорить процесс ввода в строй новых ЦОД и удешевить их создание. 

7. Решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей

  • Большие данные

    Предложение: внесение изменений в НПА в целях создания условий для формирования рынка больших данных и вовлечение их в коммерческий оборот при безусловном соблюдении требований по защите персональных данных.

    Ожидаемый эффект: закрепление в рамках законодательства возможности передачи и агрегирования деперсонифицированных данных (без необходимости получения согласия субъекта персональных данных).

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Доступ бизнеса к данным - одно из главных условий развития цифровой экономики. Легализация коммерческого оборота данных позволит существенно сократить объемы “серого” рынка торговли персональными данными. Таким образом будут обеспечены интересы не только бизнеса, который сможет использовать обезличенные данные для развития собственных сервисов, но и пользователей, поскольку легальный обмен данными будет происходить с соблюдением требований действующего законодательства в сфере защиты персональных данных. Вместе с тем, важным шагом в этом процессе должно стать уточнение понятия обезличенных данных и разработка требований к обезличиванию с учетом лучших международных практик.

  • Доступ к государственным дата-сетам

    Предложение: внесение изменений в НПА в целях создания репозитория государственных дата-сетов для использования российскими разработчиками ИИ-решений и урегулирования вопросов передачи деперсонифицированных данных, а также порядка доступа разработчиков ИИ-решений к данным, содержащимся в репозитории.

    Ожидаемый эффект: создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений; определение порядка предоставления доступа российских разработчиков к программно-аппаратной платформе репозитория и установление режима работы с дата-сетами, содержащимися в репозитории.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    данная мера дополняет комплекс мер, направленных на повышение доступности данных в целях разработки новых технологических решений, в том числе решений с использованием технологий ИИ. 

8. Производство отечественных компьютерных игр и российского профессионального видеоконтента 

  • Вычет НДС

    Предложение: внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих установление возможности принятия к вычету НДС по приобретаемым услугам, используемым организациями (в том числе российскими компаниями – производителями компьютерных игр), программы для ЭВМ и базы данных которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, для продвижения указанных программ на иностранных рынках.

    Ожидаемый эффект: обеспечение равных конкурентоспособных налоговых условий для российских и иностранных компаний на международном рынке; рост экспорта отечественных ИТ-решений.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Как известно, экспортный вычет по НДС предоставляется государством в целях стимулирования внешней торговли, поступления валютной выручки и пополнения золотовалютной части государственных резервов. Данная мера служит также компенсацией налоговых затрат экспортера, поскольку его деятельность неизбежным образом подпадает под косвенное налогообложение в стране реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). В противном случае продукция экспортера в стране реализации подверглась бы двойному взысканию сумм налога, что сделало бы ее неконкурентоспособной по отношению к продукции местных предпринимателей. Данная мера должна повысить конкурентоспособность российских компаний - экспортеров ПО.

  • Ряд мер, направленных на стимулирование производства российского контента и создания благоприятных условий для его распространения (в т.ч. установление льгот для российских компаний - производителей видеоигр и для российских аудиовизуальных сервисов, осуществляющих инвестиции в отечественный аудиовизуальный контент; создание фонда поддержки разработки игровых проектов)

    Ожидаемый эффект: создание режима наибольшего благоприятствования для производства и распространения отечественных видеоигр, видеоконтента, аудиовизуального контента; стимулирование производства и распространения отечественного аудиовизуального контента.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    В рамках предложений по мерам поддержки интернет-компаний, сформулированных по итогам РИФ 2020, РАЭК, в том числе, указывала на необходимость распространения налоговых льгот на все компании, которые оказывают электронные услуги. Меры по предоставлению налоговых льгот для российских компаний - производителей видеоигр, а также льгот для российских компаний – аудиовизуальных сервисов, осуществляющих инвестиции в отечественный аудиовизуальный контент отвечают данным предложениям. Сегодня российские аудиовизуальные сервисы не только предоставляют доступ к стороннему контенту, но и активно инвестируют в производство собственного эксклюзивного контента. В 2020 году в российских онлайн-кинотеатрах вышел целый ряд сериалов собственного производства - «Текст.Реальность», «Водоворот», «Окаянные дни» и др. При этом производство собственного контента связано с высокими расходами, а также с финансовыми рисками в случае если контент не найдет отклика у аудитории. 

9. Решения в сфере информационной безопасности

  • Раздел в ВПЦТ по информационной безопасности

    Предложение: внесение изменений в НПА, предусматривающих включение в ведомственные программы цифровой трансформации (ВПЦТ) раздела по информационной безопасности в качестве обязательного условия согласования ВПЦТ, с учетом применения отечественных передовых решений в сфере информационной безопасности.

    Ожидаемый эффект: обеспечение информационной безопасности отраслей (медицина, образование, сельское хозяйство) посредством включения информационной безопасности в статьи расходов в ВПЦТ и в отраслевую нормативную базу; повышение информационной безопасности государственных информационных систем.

    Комментарий аналитиков РАЭК:
    Государственные учреждения являются одной из основных целей киберпреступников. По данным Positive Technologies в 2020 году на них пришлось 15% от всех кибератак, направленных на организации. В этой связи внедрение решений в области информационной безопасности, безусловно, должно являться необходимой составляющей цифровой трансформации госучреждений. 


Подробнее: ЦифроваяЭкономика.рф (полная "Система элементов поддержки ИТ-отрасли", представленная 18 марта 2021 года – в HTML-виде).

Новости по теме: