РАЭК приняла участие в заседании подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы
Дата публикации: 5 ноября 2019
5 ноября 2019 года в Москве состоялось заседание подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. В заседании принял участие Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин.
В рамках заседания был рассмотрен проект плана проведения оценки фактического воздействия обсуждаемых законопроектов на 2020 год.
Отметим наиболее значимые для интернет-бизнеса постановления Правительства / законопроекты, обсуждавшиеся сегодня на заседании, а также прозвучавшие по ним комментарии участников заседания:
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 1421 «О внесении изменений в правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм»
Данное постановление внесло серьезные противоречия в правоприменительную практику, т.к. аудиовизуальные сервисы не осуществляют ни «показ», ни «прокат» фильмов. Демонстрация фильмов с использованием сети Интернет не является публичной демонстрацией, поскольку сеть Интернет не является местом, открытым для свободного посещения по смыслу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается многочисленной судебной практикой («Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015). Ассоциация считает, что нормы данного постановления к аудиовизуальным сервисам, онлайн-кинотеатрам неприменимы. Однако, в официальном разъяснении, опубликованном Минкультуры России, закон трактуется иначе, что и вызывает острую обеспокоенность участников рынка.
Ассоциация полагает, что применение норм данного постановления в трактовке Минкультуры России может повлечь за собой крайне негативные последствия для кино, ТВ, интернет и телеком отраслей и цифровой экономики в целом.
В частности:
-
Вопреки неоднократным поручениям, в том числе, Президента Российской Федерации – снижать и ликвидировать административные барьеры, создается новый административный барьер для деятельности компаний, производящих и распространяющих аудиовизуальную продукцию в Российской Федерации.
-
Размер госпошлины за выдачу прокатного удостоверения составляет 3 500 рублей за одно прокатное удостоверение, что в ряде случаев превышает объем выручки от реализации такого аудиовизуального произведения в сети Интернет, что может губительно сказаться на деятельности участников рынка.
-
Создаются предпосылки к сокращению доступности легальной аудиовизуальной продукции гражданам Российской Федерации (увеличение стоимости доступа к такой продукции, сокращение ассортимента, невозможность реализации премьерных показов) и росту пиратства, что прямо противоречит сути института прокатных удостоверений.
-
В интернете сейчас обращаются миллионы единиц контента, которые подпадают под определение фильма. Можно спрогнозировать тысячекратный рост числа заявок на получение прокатных удостоверений, что неминуемо вызовет перегрузку штатных специалистов Минкультуры России, замедлит процесс выдачи прокатных удостоверений и в итоге приведет к параличу и коллапсу всей отрасли. Не проработан механизм исполнения Правил зарубежными компаниями, находящимися вне российской юрисдикции, что может привести к неоправданному ущемлению и снижению конкурентоспособности российского бизнеса.
ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 29.07.2018 N 250-ФЗ
Закон создал значительные дополнительные издержки для информационных посредников в области электронной коммерции, в особенности для платформ, публикующих информацию о лицах, предоставляющих различные виды услуг.
Рынок агрегаторов консолидируется, большинство из них принадлежит крупным интернет-компаниям или финансовым холдингам, законопроект создал серьезные барьеры для выхода на рынок новых игроков.
Законом вводится понятие "агрегатора товаров (услуг)" (далее агрегатор). Агрегатором будет признана организация, которая предоставляет в сети Интернет:
-
Информацию о продаже товара (предоставлении услуги);
-
Возможность покупателю заключить договор купли-продажи товара (оказания
услуг); -
Возможность оплаты вышеуказанного товара (услуги).
Организация, признанная агрегатором, обязана доводить до пользователя подробную информацию о себе и об изготовителе (продавце) товара. Согласно Закону, ответственность за выполнение сделки, заключенной на сайте агрегатора, лежит на продавце (поставщике) товара (услуги), также, как ответственность по соблюдению прав потребителя при товаре что надлежащего, что ненадлежащего качества.
В Законе описана ответственность агрегатора:В случае предоставления недостоверной информации о товаре (услуге) агрегатор несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю; -
Агрегатор должен в десятидневный срок с момента обращения потребителя вернуть ему уплаченную сумму в случае, если продавец (поставщик) нарушил срок доставки товара, а потребитель уведомил продавца (поставщика) о расторжении сделки; а также в случае, если покупатель отказался от товара вследствие предоставления агрегатором неверной информации. При этом агрегатор может отказать потребителю в случае получения подтверждения от продавца (поставщика) о принятии потребителем товара (услуги).
-
Право потребителя на получение возврата денежных средств возникает вне зависимости от потребления им товара (услуги), только на основании обращения, а уже дальше агрегатор должен возникшее право опровергать.
При этом, согласно Закону "О защите прав потребителей" (статья 26.1), потребитель может обратиться за возвратом средств к продавцу, и у него есть возможность злоупотребления правом путём обращения одновременно также к агрегатору.
За указанные 10 календарных дней продавец может не успеть выяснить, принял потребитель товар (услугу) или нет, т.к. возникновение права у потребителя не связано с получением товара обратно продавцом. И продавец не успеет определить, был ли товар в употреблении, является ли он товаром надлежащего качества, а значит, не успеет предоставить агрегатору подтверждение принятия товара (услуги).
Аналогичная ситуация может произойти в случае предоставления изготовителем (продавцом) неполной или недостоверной информации агрегатору, даже в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли- продажи (договора возмездного оказания услуг). Поскольку агрегатор несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации, ему необходимо будет фиксировать факт неизменности передачи информации, то есть фактически – проверять всю информацию о товаре (услуге), что ведет к дополнительным издержкам.
В результате недобросовестный потребитель может получать многократные компенсации одновременно от двух участников сделки, что и происходит сейчас на практике.
Здорово, что Министерство экономического развития воспользовалось своими полномочия для оценки фактического воздействия существующих законопроектов на реальный бизнес.
РАЭК уверена, что здравая оценка законопроектов + регуляторная гильотина могут стать одними из основных инструментов снижения административной нагрузки на технологичный бизнес и поспособствовать его дальнейшему стабильному и устойчивому развитию.