Директор РАЭК принял участие в заседании Рабочей группы по нацпроектам в Белом доме (Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам)
Дата публикации: 25 сентября 2019
25 сентября в Здании Правительства России состоялось заседание Рабочей группы по вопросам разработки и реализации национальных проектов при Президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (под председательством заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А.А.Кириенко).
На заседании рассматривался статус достижения целевых показателей и результатов национальных проектов, имеющих высокую общественную значимость.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко принял участие в заседании по линии ОНФ, как член Центрального Штаба Общероссийского Народного Фронта.
Заседание носило закрытый и сугубо предметный характер. Представители всех профильных органов госвласти обсуждали текущее состояние ключевых показателей, заложенных в 4 нацпроектах:
-
Цифровая экономика
-
Экология
-
Жилье и городская среда
-
Безопасные и качественные автомобильные дороги
Как продвигается нацпроект “Цифровая экономика”
По направлению реализации нацпроекта "Цифровая экономика" участники совещания прошлись по всем ключевым показателям, заложенным в план его реализации.
Поскольку заседание носило закрытый характер, мы не будем выносить в новость детали обсуждавшихся вопросов. Отметим лишь, что участники прошлись по всем целевым показателям, особый интерес вызвали вопросы обеспечения повсеместного ШПД на территории России, подключения общественно значимых объектов и школ к интернету, внедрение 5G в России.
И конечно – вопросы Цифровой Грамотности россиян и ее целевые показатели.
На вопрос о методике описания и измерения цифровой грамотности, заданный А.А.Кириенко участникам заседания, Сергей Плуготаренко предложил (в очередной раз) принять за основу методику измерения цифровой грамотности, разработанную РОЦИТ и много лет успешно используемую для ежегодных замеров ИЦГ (Индекса Цифровой Грамотности): http://ЦифроваяГрамотность.рф
Как логичное продолжение темы цифровой грамотности, участники заседания также обсудили опыт организации и проведения всероссийского Цифрового Диктанта, который впервые прошел в этом году по инициативе РОЦИТ, при поддержке РАЭК и ОНФ.
Оценка итогов заседания
Я высоко оцениваю опыт, полученный в результате участия в этом заседании, по итогам которого мне лично стала понятнее система обсуждений и оценок исполняемости нацпроектов, практикуемая на таких высокоуровневых гос.площадках.
Теперь мне будет проще доносить знания об этих процессах до соответствующих групп экспертов (по линии ОНФ и РАЭК).
Отлично при этом, что такие вроде бы неформатные для данного совещания проекты, как Цифровая Грамотность (РОЦИТ) и Digital Диктант, вызвали оживленную дискуссию и показали искреннюю заинтересованность участников заседания. Думаю, потому что на фоне гор дорожных карт и в лесу целевых показателей, которыми ежедневно оперируют конструкторы нацпроектов, реальные “живые” проекты и инициативы - на вес золота.
Однако, в настоящий момент я не вижу сколько-нибудь эффективного интерфейса взаимодействия на таких площадках, в результате которого были бы услышаны предложения и экспертиза ОНФ, а также критика текущего состояния нацпроекта "Цифровая экономика" со стороны РАЭК и профессионального интернет-сообщества.
Позиция экспертного сообщества в отношении нацпроекта “Цифровая экономика”
Напомним, что ранее мы неоднократно обращали внимание на принципиальные моменты, которые волнуют отрасль в вопросах реализации нацпроекта "Цифровая экономика".
Они простые:
-
Малый и средний бизнес "вычеркнут" из нацпроекта (см. позицию РАЭК от сентября 2018 года “Отрасль дезориентирована в отношении своей роли в развитии “Цифровой экономики")
-
Рядовые граждане сегодня не понимают, каким образом "Цифровая экономика" ворвётся в их повседневную жизнь и как улучшит ее качество (см. Позицию и заявление ОНФ от 28 августа 2019 года “ОНФ выявил отставание в сроках исполнения мероприятий нацпрограммы «Цифровая экономика»” (с комментариями С.А.Плуготаренко))
Помимо этих 2 принципиальных моментов, в сегодняшней отраслевой повестке (по состоянию на конец сентября 2019 года) эксперты РАЭК отмечают следующие проблемные направления:
-
В первую очередь, это – направление нормативного регулирования, которое очень долго буксовало. При этом, когда по этому направлению начались определенные подвижки, и государство начало "слушать бизнес", вопросы стали возникать уже у граждан. Если мы говорим, например о проектах по изменению закона о персональных данных, электронной подписи, то тут необходимо пояснять, что именно делается, снимать страхи, слышать общественные организации. Иначе цифровой профиль и электронный паспорт закончит как УЭК, к сожалению.
-
Не менее остро стоит вопрос развития и создания инфраструктуры для реализации нацпрограммы. Самое важное и базовое сегодня – обеспечить наконец покрытие ШПД по всей стране, доступное и качественное. Для этого нужна конкуренция, нужны субсидии малым операторам и кооперативам жителей на создание инфраструктуры, а не мега проекты. Нужно менять строительные стандарты, чтобы не было проблем заводить в домах новых провайдеров.
-
Безопасность – еще один важный аспект реализации программы. К сожалению, у нас в стране не уменьшается количество кибермошенников, а утечки персональных данных случаются все чаще, но кажется это никого не интересует. Спасение утопающих дело рук самих утопающих? Но в таком случае мало внимания уделяется цифровой грамотности, а это основа безопасности пользователей.
-
Ну и конечно, вечная отраслевая боль – Кадры. Необходимо уделять бОльшее внимание подготовке кадров, работать на трансформацией учебных программ, над созданием рабочих мест в регионах.
Подобных направлений, замечаний и предложений по ним – множество. Они были неоднократно нами сформулированы в различных формах и на различных площадках.
Основной вывод
Мы считаем, что информационные технологии и цифровизация экономики сами по себе не могут вывести экономику на новый уровень, при сохранении проблем самого управления и кадров, занятых управлением.
Отличный тезис, поясняющий нашу позицию по этому вопросу, мог бы звучать так: "Технократия хороша ровно настолько, насколько хороши технократы. При прочих равных".
Значительная часть госрасходов на ИТ никак не улучшает качество самого управления. Более того, сохраняется режим "цифрового феодализма", когда внедряемые решения и системы никак не увязаны друг с другом — хотя Цифровая экономика, по нашему ожиданию, должна была как раз положить этому конец.
Материалы по теме:
Подробнее о Нацпроекте “Цифровая экономика”: http://government.ru/info/35568/
Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: http://government.ru/department/410/projects/