Директор РАЭК: ”Развитие умной экономики, драйвером которой являются данные, требует корректировки подходов к их регулированию и обработке — со стороны государства и бизнеса”

Дата публикации: 24 сентября 2019

Директор РАЭК: ”Развитие умной экономики, драйвером которой являются данные, требует корректировки подходов к их регулированию и обработке — со стороны государства и бизнеса”

24 сентября 2019 года в Сочи стартовал XIX Международный форум “Регулирование в сфере инфокоммуникационных технологий. СПЕКТР-2019”. Мероприятие проходит в Роза Хутор с 24 по 25 сентября. 

В рамках форума директор РАЭК Сергей Плуготаренко принял участие в круглом столе  “Защита прав субъектов персональных данных в условиях цифровизации и построения глобального информационного пространства”, где выступил с презентацией на тему “Цифровая экономика — экономика данных. Подходы к регулированию данных (отраслевая позиция)”. 

Выступление директора РАЭК состояло из нескольких блоков и демонстрировало суть отраслевого подхода к обсуждаемому вопросу.

Приводим основные тезисы доклада Сергея, разделенного на 7 блоков. 

1 — Терминология:

Начать нужно с основ. Чтобы говорить на одном языке — необходимо договориться о едином понятийном аппарате. О терминах и их определениях.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Сегодня в СМИ, экспертном сообществе, а также на площадках, где обсуждают регуляторные инициативы, так или иначе звучат термины “Большие данные / Big data”, “Пользовательские данные”, “Большие пользовательские данные”, “Открытые данные”, “Обезличенные данные” и т.д.

Мы в РАЭК, и наши отраслевые коллеги, я знаю, имеем собственные определения этих терминов. Хорошо бы договориться об их обсуждении и едином толковании / определении.

Под термином Большие Данные мы понимаем структурированные и неструктурированные данные огромных объемов и разнообразия, а также методы их обработки в целях увеличения эффективности работы, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности. В свою очередь под термином Большие Пользовательские Данные мы понимаем Большие Данные о пользователях, используемые в обезличенном виде.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

СПРАВКА по п.1:

Термин Big Data появился в 2008 году. Впервые его употребил редактор журнала Nature — Клиффорд Линч. Он рассказывал про взрывной рост объемов мировой информации и отмечал, что освоить их помогут новые инструменты и более развитые технологии.

Выделяют 3 определяющие характеристики Больших Данных (Три V), которые были выделены Meta Group еще в 2001 году:

  • Volume (объем) — величина физического объема;
  • Velocity (скорость) — скорость прироста и необходимости быстрой обработки данных для получения результатов;
  • Variety (разнообразие) — возможность одновременно обрабатывать различные типы данных.

2 — Аналитика по теме. Современное состояние

Достаточно популярным в последнее время стало выражение: «Данные — это новая нефть экономики».

Вместе с тем, многие эксперты сравнивают их скорее с промышленными отходами. Сами по себе Большие Данные, их аккумулирование и хранение — не имеют ценности. Ценность Больших Данных формируется при их последующем анализе, сегментации и построении на их основе работающих моделей, позволяющих получать новые знания, находить закономерности и тренды, делать прогнозы.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Отметим, что сегодня аналитика больших данных становится одной из самых востребованных задач в современном бизнесе. По оценкам компании Frost & Sullivan в 2021 году общий объем мирового рынка аналитики больших данных увеличится по сравнению с показателем 2016 года более чем в 2,5 раза и составит $67,2 млрд, при ежегодных темпах роста на уровне 35,9%.

При этом в России объем рынка Больших данных, по разным оценкам составляет от 10 до 30 млрд руб., а по прогнозам Ассоциации участников рынка Больших данных к 2024 году его объем может достичь 300 млрд руб.

Мы считаем, что общеэкономический эффект и рост выручки всех индустрий в России за счет использования и обработки Больших Данных в перспективе пяти лет может достичь 0,5–1,5% процента ВВП. Причем этот эффект будет достигнут за счет дополнительной выручки от продуктов и сервисов российских компаний, которая будет получена с применением аналитики на базе Больших Данных.

Уже сегодня БПД активно используются в рекламе и маркетинге, в скоринге (оценка заемщиков и предотвращение мошенничества) для банков и страховых компаний, подборе персонала, во всевозможных рекомендательных сервисах.

Мы предвидим появление серьезных кейсов использования БПД в ближайшем будущем — практически во всех отраслях бизнеса, жизнедеятельности, даже госуправления. Даже в таких закрытых и консервативных чувствительных отраслях, как медицина (оценка здоровья, составление анамнеза), транспорт, традиционные отрасли экономики. Но при определенных условиях, конечно — в том числе при условии отсутствия излишних регуляторных барьеров для этого рынка. 

При этом эксперты сходятся во мнении, что сегодня объем рынка пользовательских данных достаточно сложно оценить корректно, в связи с непрозрачностью рынка и разногласиями по поводу границ рынка. Отдельный вопрос — это сделки на рынке необработанных массивов данных, о которых компании предпочитают не сообщать из-за опасений негативной реакции со стороны своей клиентской базы или боязни раскрыть источники данных в связи с их ценностью

Хочу отметить, что РАЭК активно и систематично исследует это направление — начиная с 2011 года.

Делаем мы это в рамках наших аналитических отчетов, главный из которых — ежегодный отчет-агрегатор “Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России”. Так, мы в РАЭК в декабре 2018 года впервые оценили объем рынка “Больших Данных в маркетинге и интернет-рекламе”: 3 млрд рублей (2017 год) рост на 50% по сравнению с 2016 годом.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

СПРАВКА по п.2:

В основном для аналитики компании используют свои собственные данные, источников которых множество: это и внутренние базы данных, архивы и системы управления бизнес-процессами (CRM, ERP, BI и др.), и транзакционная активность компании (оплаты, переводы, кассовые чеки и т.д.), и интернет-источники (корпоративные сайты, мобильные приложения, социальные сети и т.д.), и разнообразные устройства, датчики и сенсоры (напр., устройства Интернета Вещей, gps-навигаторы, мобильные телефоны).

Однако для некоторых целей, например, при использовании аналитики Больших Данных в маркетинговых и рекламных компаниях, в частности, для поиска знаний о потенциальной аудитории и привлечения новых клиентов, собственных данных может быть недостаточно. В данном случае компании обращаются к внешним данным - данным, полученным от партнеров (2nd party data), либо данным, собираемым из различных источников компаниями, специализирующимися на сборе данных (3rd party data). РБК в марте 2018 года оценил оборот российского рынка пользовательских данных в 2017 году в 3,3 млрд руб. При оценке учитывался оборот на рынке маркетинга и рекламы, а также скоринга.

Доля скоринга по оценкам экспертов составляет примерно 1 млрд руб., таким образом, по оценкам РБК, оборот пользовательских данных в сегменте маркетинга и рекламы составил 2,3 млрд руб. в 2017 году. Из 2,3 млрд руб. около 300 млн приходится на оборот DMP-компаний и 2 млрд на маркетинговые услуги.

3 — Отношение к данным: точка зрения пользователей

В этом блоке презентации Сергей представил краткий анализ того, как сами пользователи (их сообщества и организации, представляющие их интересы) описывают проблему и свое отношение к своим данным. 

У населения сохраняется высокий уровень недоверия к сбору, хранению и использованию личной информации.

Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо тесное сотрудничество бизнеса и регуляторов в области усиления мер безопасности при работе с данными, уточнения понятийного аппарата и повышения осведомленности пользователей о том, кем, каким образом и в каких целях их данные используются. Необходимо повышать Цифровую грамотность рядовых пользователей.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

СПРАВКА по п.3:

Опасения у пользователей вызывают, прежде всего:

  • вопросы безопасности, особенно вследствие периодически появляющихся новостей об утечках персональных данных,
  • и недостаточный уровень информированности граждан о том, как собранные данные будут использоваться в дальнейшем.

У пользователей создается ощущение отсутствия контроля за их персональной информацией, а также постоянной слежки во время использования сети.

4 — Отношение к данным: точка зрения интернет-бизнеса

По словам спикера, рынок Больших Данных в России находится на начальной стадии развития:

  • Российские игроки рынка сегодня уже пришли к пониманию необходимости использования Больших Данных. 

  • Однако пока еще у них нет полного понимания того, как эффективно использовать знания, полученные в ходе их обработки. 

  • Несмотря на это, игроки рынка уже сегодня активно используют как собственные, так и сторонние данные в своей работе.

При этом, именно правовой барьер эксперты называют основным фактором, влияющим на будущие темпы роста рынка.

В случае благоприятного регулирования рынок может расти темпами в 70-100% ежегодно, в том числе за счет сокращения «серой зоны» на рынке данных. В случае принятия охранительно-запретительного регулирования, российский рынок больших данных может «схлопнуться» в серую зону практически целиком.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

СПРАВКА по п.4:

Среди основных барьеров для дальнейшего развития рынка эксперты и игроки рынка называют недоверие компаний к сторонним данным; нехватку наиболее востребованного рекламного инвентаря и дефицит аудиторных сегментов; нехватку квалифицированных кадров; отсутствие единой позиции рынка и регуляторов относительно того, что считать пользовательскими данными; низкий уровень доверия пользователей к сбору, хранению и использованию данных о них; нехватку компетенций как в области анализа данных, так и принятии решений на основе анализа данных.

5 — Отношение к данным: точка зрения государства

Большие Данные нуждаются максимальном развитии. Как и сама умная экономика.

Однако четкое разграничение между персональными и Большими Данными в российском законодательстве на текущий момент пока нет, как нет и понимания того, кому принадлежат данные — бизнесу или гражданам. Отсутствуют и четкие регламенты сбора, обработки и передачи БД.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

В этой связи спикер напомнил, как развивались события последние 2 года, по каким трекам:

  • Напомним, что в июле 2018 года рабочая группа по нормативному регулированию Цифровой Экономики центра компетенций “Сколково” одобрила концепцию работы с данными, которая позволяет бизнесу собирать, хранить и анализировать любую информацию о пользователях, легально попавшую в интернет.

    Использование общедоступных данных, согласно концепции, возможно без согласия их владельца. На основе концепции предполагается написать законопроект. Однако многие представители отрасли выступают против такого подхода, поскольку доступ неограниченного круга компаний к пользовательским данным повышает риск их утечки и неправомерного использования (против выступили, например, представители Mail.Ru Group и Мегафона).

  • В октябре 2018 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, в котором была сделана попытка закрепить определение БПД и установить правила их обработки. Законопроект также вводил определение оператора БПД.

    — Фактически законопроект предлагал ввести в отношении БПД регулирование, во многом копирующее положение 152-ФЗ “О защите персональных данных”, в частности, предполагалось, что пользователи должны давать согласие на обработку БПД для целей третьих лиц.
    — Таким образом, законопроект не разделял понятия персональных данных и БПД, а еще больше смешивал их, не решая при этом многих проблем, касающихся непосредственно обработки Больших Данных.
    Законопроект был негативно принят отраслью и в итоге возвращен на доработку.

  • На прошлой неделе (18 сентября 2019 года) Минкомсвязи представило законопроект, вносящий изменения в 152-ФЗ. Законопроект направлен на определение и введение в правовое поле таких понятий, как “обезличенные персональные данные” и “обезличенные данные” и регламентирование их обработки: 

    — Согласно предлагаемому определению, обезличенными персональными данными являются персональные данные, которые не позволяют без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту.
    — На обезличивание данных требуется согласие, однако исключение делается для тех случаев, когда обезличенные данные используются в статистических, аналитических и исследовательских целях.
    — При этом законопроект вводит разрешение на получение одного согласия на обработку данных в нескольких целях (сейчас действует принцип “одно согласие — одна цель”).
    В настоящий момент законопроект проходит независимую антикоррупционную экспертизу

  • Также буквально неделю назад был внесен законопроект о ратификации изменений в 108-конвенцию Совета Европы, что должно привести к гармонизации законодательства стран конвенции и России.

Со стороны бизнеса также предпринимаются инициативы по введению Больших Данных и БПД в правовое поле.

Например, в июне 2017 года о планах по разработке собственного законопроекта о регулировании Больших Пользовательских Данных заявил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). В свою очередь созданная в октябре 2018 года Ассоциация участников рынка больших данных, объединяющая такие компании, как «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, «Тинькофф банк», Газпромбанк и др., разрабатывает стратегию развития рынка Больших Данных, обсуждение которой прошло 2 сентября 2019 года в Минкомсвязи.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

  • Концепция законопроекта о регулировании Больших Пользовательских Данных (ФРИИ) была представлена в декабре 2017 года, вот кратко ее суть: 

    — Предлагается включить в закон о персональных данных понятие посредника — компании, которая имеет сведения о том, кто из операторов обладает нужными бизнесу данными, при этом не имея доступа к самим данным.
    — Посредник за комиссию от сделки подбирает подходящий для целей бизнеса набор данных, удостоверяется в том, что на их обработку было получено согласие пользователей и дает ссылку на доступ к данным.
    — Пользователи, чьи данные были использованы, также должны получать вознаграждение — либо денежное, либо в виде скидок и бонусов”. 

  • Стратегия развития рынка Больших Данных, представленная Ассоциацией участников рынка больших данных (обсуждение прошло 2 сентября 2019 года в Минкомсвязи), базируется на следующих принципах:

    — В стратегии, в частности, прорабатывается вопрос о разрешении обмена анонимными персональными данными между игроками рынка, а также между государством и частными компаниями.
    — Стратегия также, как и внесенный законопроект Минкомсвязи, предполагает внесение изменения изменения в принцип дачи согласия на обработку использования данных пользователей и позволить им дистанционно и одновременно давать согласие на использование их данных в нескольких целях.
    Окончательный вариант стратегии предполагается представить уже этой осенью.

В ходе своего выступления Сергей Плуготаренко также напомнил об основных вехах интеграции “Больших данных” / БПД — в нацпрограмму “Цифровая экономика России”: 

  • В утвержденной в конце 2018 года национальной программе “Цифровая экономика Российской Федерации” перечень сквозных технологий не приводится

  • Но уже в рамках федерального проекта “Цифровые технологии” были разработаны дорожные карты по технологиям, входившим в число “сквозных”: искусственного интеллекта, робототехники, больших данных, систем распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей. 

  • Однако впоследствии Большие Данные прекратили свое существование как отдельное направление и были объединены с направлением развития искусственного интеллекта. Данных шаг представляется логичным: ценность для экономики представляют не сами данные, а результаты их анализа, который сегодня все больше реализуется с использованием ИИ-технологий. В свою очередь Большие Данные необходимы для развития такой технологии ИИ, как машинное обучение. 

  • В настоящий момент разработкой концепции управления данными занимается центр компетенций «Сколково», а предложения к ней были подготовлены АНО «Цифровая экономика»”, — отметил Плуготаренко. 

При этом Сергей упомянул, что в международной правовой практике нет примеров специального законодательного регулирования сферы Больших Данных. 

СПРАВКА по п.5:

Федеральный закон 152-ФЗ и подзаконные акты к нему устанавливают жесткие требования по сбору, хранению и защите персональных данных, необходимость получения согласия пользователя на обработку. Компании, являющиеся операторами персональных данных, включаются в реестр и проходят проверки.

Также, согласно поправкам от 21 июля 2014 года в Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, с 1 сентября 2015 года все персональные данные граждан Российской Федерации должны храниться и обрабатываться на территории страны. В отношении Больших Пользовательских Данных пока не ясно, относятся ли к ним эти требования и, если да, то в каком объеме.

Трактовки российского законодательства описывают Большие Пользовательские Данные как персональные данные или как персональные данные, обезличенные при сборе или при дальнейшей обработке. Если пользовательские данные — это обезличенные данные, которые прошли процедуру анонимизации, то, на первый взгляд, их нельзя считать относящимися к определенному или определяемому субъекту. Кроме того, есть виды пользовательских данных, которые пока не попадают под определение персональных (история запросов, ключевые слова в поиске, время, проводимое на сайте и в приложениях — т.е. та информация, которая относится к метаданным). Эти данные, на первый взгляд, не дают возможности “вычислить” конкретного человека, однако они позволяют нарисовать “цифровой портрет” пользователя. В случае “точечного” таргетинга, при котором достигается высокая степень индивидуализации, сочетание большого числа пользовательских данных может позволить с большой степенью вероятности идентифицировать конкретного человека.

6 — Суть позиции РАЭК:

Большие Данные нуждаются, с одной стороны, в максимальном развитии, а с другой — в особой защите.

Разделение понятий персональных данных и персональных данных, которые не имеют связи с субъектом, открывает широчайшие возможности для бизнеса. До тех пор, пока понятие Больших Данных и обезличенных данных не будет четко определено, вся деятельность по работе с ними находится, фактически, в “серой зоне”, что влечет за собой определенные риски, особенно в случае утечек или несанкционированного использования.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

При этом Сергей отметил, что правовая основа также необходима для легализации обмена данными между участниками рынка.

Однако при этом важно соблюсти баланс между предотвращением негативных последствий, связанных с рисками, и сохранением стимулов к развитию данной сферы. 

Введение чрезмерных ограничений вынудит компании направлять средства не на развитие бизнеса, а на выполнение требований законодательства и может ограничить приток инвестиций и сильно затормозить развитие рынка пользовательских данных в России.

Отсутствие определений и понимания того, где проходит граница между пользовательскими и персональными данными влечет за собой существенные риски, особенно в случае утечек или несанкционированного использования.

Следствием этого также является высокая степень недоверия со стороны населения к сбору, хранению и использованию любого вида данных, а также то, что многие сделки по купле-продаже данных о пользователях не афишируются, часть из них происходит в «серой зоне», что, в свою очередь, влияет на качество данных и вызывает вопросы относительно легальности их получения. Возможным путем развития эксперты видят саморегулирование на рынке Больших Данных.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Сергей также отметил, что присутствие государства важно для обеспечения безопасности и сохранности данных, для снятия существующих правовых барьеров и для защиты прав пользователей. 

Что касается установления правил игры, то здесь совместная работа всех игроков рынка, в том числе в рамках отраслевых ассоциаций по примеру рынков США и ЕС будет более эффективна, чем регулирование “сверху”.

Зарубежный опыт свидетельствует, что вариант саморегулирования Больших Данных и Больших Пользовательских данных востребован и весьма успешен:

  • В ЕС действует консорциум BDVA — Big Data Value Association, куда входят Orange, SAP, Siemens, Nokia, IBM, Telecom Italia и др.

  • Китайская модель также подразумевает невмешательство основных регуляторов в деятельность организаций, обрабатывающих Большие Данные: в стране работают государственный Data Centric Alliance (площадка для отраслевых обсуждений, определяющая технические стандарты) и НКО Big Data Union.

В свою очередь в России в октябре 2018 года была создана Ассоциация участников рынка Больших Данных, в задачи которой входит создание единых принципов и стандартов обработки, хранения, передачи и использования Больших Данных. Эти разработки лягут в основу политики обращения с большими данными каждой компании — участника Ассоциации.

Немаловажным фактором, влияющим на благоприятное развитие рынка БД, является повышение степени доверия пользователей к использованию Больших Данных путем повышения общей цифровой грамотности населения и разъяснения, как можно управлять своими данными.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Пользователи должны знать о том, что у них есть возможности влиять на сбор их данных, например, с помощью управления cookie-файлами в браузере или использования функции op-out для отказа от показа таргетированных на этого пользователя объявлений. Пользователи также должны понимать, что в рекламных целях используются обезличенные данные, не несущие информации о конкретных людях. Важно также объяснить пользователям, что таргетированная реклама, в том числе, улучшает их опыт использования интернета, отсекая нерелевантные для них рекламные сообщения и максимально приближая предложение к их актуальным потребностям. 

7 — Рекомендации отрасли:

Развитие цифровой экономики, драйвером которой являются данные, требует корректировки подходов к регулированию оборота данных, с одной стороны и , новых возможностей для использования данных в интересах бизнеса, науки, общества, потребителей — с другой. При этом права субъектов должны быть защищены от реальных угроз и нарушений в результате обработки их данных, таких как дискриминация по каким-либо признакам.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

В конце доклада Сергей представил основные тезисы отраслевой позиции в отношении регулирования больших данных, который заключается в прояснении следующих вопросов:

  1. Уточнение понятийного аппарата («Большие данные / Big data», «Пользовательские данные», «Большие пользовательские данные», «Обезличенные данные», «Открытые данные», «Общедоступные данные»)

  2. Совершенствование процедуры дачи согласия на обработку (использование) ПДн

  3. Систематизация сбора и хранения согласий на обработку (использование) ПДн

  4. Правила обработки (использования) общедоступных данных

  5. Совершенствование процедуры обезличивания ПДн для дальнейшей обработки

  6. Технические стандарты защиты персональных данных и ответственность за утечки

  7. Возможность получения компаниями доступа к данным, содержащимся в государственных информационных системах

  8. При этом, безусловно, необходимо развивать саморегулирование и вырабатывать отраслевые стандарты силами самой индустрии.

О Форуме “СПЕКТР-2019”

Ежегодный специализированный форум, основная площадка для открытого диалога между бизнесом и регулятором в сфере инфокоммуникационных технологий. 

Цель мероприятия:
Обмен информацией, опытом, взглядами на проблемы, связанные с регулированием отрасли связи и инфокоммуникационных технологий.

Задачи мероприятия:

  • Обеспечение прямого диалога государственных структур с ведущими представителями телекоммуникационной отрасли и интернет-сообщества.

  • Обсуждение новых форм эффективного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, в целях поступательного развития отрасли связи и инфокоммуникационных технологий.

  • Выработка перспективных предложений и инициатив  в сфере регулирования инфокоммуникаций и иных сегментов отрасли связи, взаимоприемлемых норм правоприменения законодательных новаций в области регулирования деятельности в инфокоммуникационных сетях.

Обсуждаемые вопросы: 

  • Защита прав субъектов персональных данных в условиях цифровизации и построения глобального информационного пространства

  • Трансформация смотрения телевизионного контента. Перспективы развития с учетом перехода на цифровую платформу

  • Роль телекоммуникаций с использованием радиочастотного спектра в развитии цифровой экономики Российской Федерации.

  • Концепция Интернета вещей.

  • Развертывание сетей подвижной связи по технологии 5G.

Официальный сайт: https://spectr-forum.com/ru/