Директор РАЭК представил в МГЮА отраслевую оценку потенциала регуляторных “песочниц”

Дата публикации: 20 сентября 2019

Директор РАЭК представил в МГЮА отраслевую оценку потенциала регуляторных “песочниц”

20 сентября в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошел круглый стол, организованный Комиссией по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России.

Круглый стол и заседание Комиссии были посвящены теме “Регулирования в применении экспериментально правовых режимов для цифровых инноваций и возможные решения” (т.н. “Законопроект о регуляторных песочницах”)

В заседании и дискуссии приняли участие члены Комиссии, представители международных и российских ассоциаций, государственных органов, юристы, представители бизнеса и научного сообщества.

Модератором встречи выступил Журавлев Александр Викторович (Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России).

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко выступил с презентацией, где обозначил отраслевую оценку потенциала регуляторных “песочниц” в цифровых отраслях.

О законопроекте

РАЭК  и экспертное сообщество в целом отмечают, что основными целями нормативного регулирования инноваций (и цифровой экономики) являются создание комфортных правовых условий для внедрения новых технологий в экономику России.

В настоящее время Министерством Экономического развития Российской Федерации разработан законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который является важным элементом на пути реализации указанных задач. 

Предметом Законопроекта является установление и реализация на территории Российской Федерации экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере цифровых инноваций.

ЭПР предполагает апробацию инновационных товаров и услуг в области цифровой медицины, транспорта, электронного обучения, государственного управления, торговли, строительства, финтеха и др.

Основным преимуществом ЭПР является возможность установления особого регулирования (например, по числу клиентов или объему операций), исключающее применение ряда требований к бизнесу (например, по получению лицензии, минимальному капиталу и прочее), что дает возможность испытания и развития инновации в специфическом инкубаторе на закрепленной территории.

Обсуждение особенностей внедрения ЭПР стало главной темой круглого стола 20 сентября 2019 года.  

Результаты круглого стола 20 сентября 

Участники круглого стола 20 сентября выступили с докладами и презентациями, представив достаточно полный спектр различных подходов, решений и предложений. При этом все они были единодушны в своей положительной оценке востребованности и необходимости скорейшего внедрения ЭПР. 

В дискуссии участвовали члены Комиссии и Центрального аппарата АЮР, представители Минкомсвязи России, Агентства стратегических инициатив, АНО «Цифровая экономика», Сбербанка России, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), представители регионов, юристы, предприниматели, а также представители научного сообщества.

Эксперты проанализировали международный опыт регулирования экспериментальных правовых режимов, определили проблемы, препятствующие развитию инноваций в правовых песочницах в России и на основе этого предложили подходы совершенствования законопроекта. 

Участники отметили, что в условиях внедрения инноваций действующие подходы к регулированию современных отраслей становятся менее эффективными, поэтому регуляторам необходимо разработать новые модели работы с бизнесом. Появление ЭПР поэтому является необходимым условием развития рынка, на котором разрабатываются новые продукты.

Такие экспериментальные площадки могут снизить издержки бизнеса и ускорить внедрение инноваций. На сегодняшний день особую актуальность ЭПР имеет для развития технологий в области финансовых услуг, больших данных, применения беспилотного транспорта и дронов как наиболее передовых отраслей развития технологий.

Позиция РАЭК, представленная 20 сентября 

Одним из главных спикеров круглого стола 20 сентября стал директор РАЭК Сергей Плуготаренко, выступивший с докладом и презентацией “Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России: отраслевая оценка потенциала экспериментальных правовых режимов (ЭПР)”.  

По словам Сергея, эксперты выделяют следующие пробелы в регулировании цифровой экономики:

  • Внедрение технологических инноваций и бизнес-моделей, не имеющей на момент возникновения правовой формализации;

  • Различие юридических подходов и нормативно-правовой базы государств, в глубине регулирования и особенностях регуляторных подходов, в том числе сложившихся в определенном историческом и геополитическом контексте, в условиях трансграничности интернета. 

Также Сергей Плуготаренко рассказал о существующих ограничениях в регулировании цифровой экономики. 

Зачастую ограничения для эффективного регулирования складываются не из-за правовых особенностей государства, а из-за ограничений экономического характера.

России повезло иметь собственную ИТ-индустрию, но и нам зачастую нужно действовать с оглядкой и в контакте с международными процессами.  Наконец, все государства в мире сталкиваются с нехваткой компетенций для по-настоящему "умного" регулирования, основанного на данных и regtech.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Сергей также описал подходы к регулированию цифровой экономики, которые могут рассматриваться в случае обсуждения необходимости регулирования новейших технологий и цифровых феноменов: 

  1. Не регулировать 

  2. Осторожное введение в правовое поле

  3. Эспериментировать с регуляторными режимами

Мы в РАЭК считаем наиболее перспективным именн третий подход – развитие и применение инструмента «регуляторных песочниц», осуществления пилотных проектов в определенных рамках, сроках и сегментах предметных областей.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

При этом одним из основных принципов организации регулятивных песочниц должна быть технологическая нейтральность, то есть независимость регуляторных мер от конкретных технологических и технических решений, способов разработки, использование общепринятых международных открытых стандартов.

Регулирование должно быть нацелено на сами процессы, которые изменяются под действием технологий. При этом экспериментальные режимы регулирования должны способствовать развитию конкуренции и снижению барьеров для входа новых игроков.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Ознакомиться с докладом и презентацией Сергея Плуготаренко:

“Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России: отраслевая оценка потенциала экспериментальных правовых режимов (ЭПР)” (PDF, 872 Кб)


Главный итог 20 сентября – заключение по теме мероприятия

По итогам мероприятия 20 сентября – Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России подготовила ряд рекомендаций для внесения изменений в Законопроект на основании анализа международного опыта, а также проведенных консультаций с экспертами. 

Ознакомиться с документом: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ»

Источник: http://alrf.msk.ru/zaklyuchenie_komissii_po_pravovomu_obespecheniyu_cifrovoy_ekonom_4

Материалы по теме:

Подробнее о Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России: https://alrf.msk.ru/komissiya_po_pravovomu_obespecheniyu_cifrovoy_ekonomiki