РАЭК представляет: Дайджест “Право и ИТ / итоги 2018 года"

Дата публикации: 16 января 2019

РАЭК представляет: Дайджест “Право и ИТ / итоги 2018 года"

"ПРАВО В IT" – РЕГУЛЯРНЫЙ МОНИТОРИНГ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЗАКОНОВ И ЗАКОНОПРОЕКТОВ В РФ, КАСАЮЩИХСЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

В рамках проекта осуществляется регулярный мониторинг законов и законопроектов Российской Федерации, касающихся сети Интернет, а также выявляется отношение экспертов к внесенным за исследуемый период законопроектам.

Представляем Дайджест по итогам всего 2018 года

В декабре 2018 года Аналитическим отделом Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) в партнерстве с Институтом исследований интернета (ИИИ) были проведены очередной мониторинг и анализ законопроектов и инициатив, касающихся регулирования сети Интернет за 1-4 кварталы 2018 года.

Мониторингу подверглись: законопроекты, принятые Государственной Думой; проекты на рассмотрении; обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении в 2018 году.

По итогам мониторинга экспертами РАЭК выполнен анализ и дана оценка законам и законопроектам, результат представлен 16 января 2019 года в виде Дайджеста "Право в IT / 2018".

Изменение отношения экспертов к правовым инициативам: краткие выводы Дайджеста 2018

В 2018 году произошли серьезные изменения как в области государственных инициатив по регулированию интернета, так и в отношении к ним экспертов.

Значительно выросла доля инициатив, оцениваемых положительно, за счет сокращения доли “нейтральных” законопроектов.

Изначально долю положительных инициатив 2018 года эксперты оценили в 24%. В большинстве своем это постановления Правительства и законопроекты, внесенные на рассмотрение Правительством и ОГВ:

  • Частично они находятся в треке программы Цифровая экономика;
  • А другая часть направлена на исправление давно существующих регуляторных изъянов (ярким примером такой инициативы является законопроект о недискриминационном доступе провайдеров в жилые дома).

Однако за счет внесения на рассмотрение в декабре 2018 года ряда резонансных законопроектов, рассмотрение которых запланировано на 2019 год, итоговая доля положительных инициатив несколько уменьшилась и составила 15%, что на 3% больше, чем в прошлом году.

Вместе с тем продолжается тенденция неоднозначной оценки инициатив – значительная доля резонансных инициатив за этот период могла бы иметь концептуальную поддержку экспертов, но получила неоднозначную оценку вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены. Это результат недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли или обществу.

При этом в РАЭК вынуждены отметить высокую долю отрицательных инициатив: общий вектор законодательства продолжает оставаться запретительным.

Диаграмма распределения экспертных оценок (отношение к инициативам)

Основными направлениями регулирования в 2018 году стали:

  • Антипиратские инициативы

  • Регулирование соцсетей и контента

  • Регулирование сферы оборота данных

  • Новые требования к операторам связи

Основные выводы по результатам мониторинга:

  1. В отличие от нескольких предыдущих лет наблюдения, пик внесения законопроектов в 2018 году пришелся на ноябрь-декабрь, а не май-июнь, как это происходило обычно – по всей вероятности в связи с выборами президента РФ и сменой состава правительства. При этом большинство инициатив, внесенных в этот период, несут очевидную охранительно-запретительную тенденцию и оцениваются экспертами крайне отрицательно.    

  2. Продолжилась тенденция 2017 года, когда значительная доля резонансных инициатив период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.
  3. Заметный рост доли положительных инициатив в 2018 году можно связать с одним из главных новых направлений законотворчества – развитием цифровой экономики. Несмотря на то, что собственно законопроектов в рамках национального проекта (и плана мероприятий “Нормативное регулирование цифровой экономики”) за 2018 год внесено не было, многие существующие инициативы идеологически похожи на те, что содержаться в национальном проекте, например, облегчение доступа интернет-провайдеров в жилые дома.
  4. Особое внимание как в начале, так и в конце года законотворцы уделяли регулированию соцсетей, поисковых сервисов и контента, в частности новым категориям запрещенной к распространению в РФ информации. Так, в самом конце декабря появится новая категория – информация, направленная на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья. При этом провайдеры хостинга и операторы связи будут обязаны незамедлительно реагировать на соответствующие предписания Роскомнадзора. При этом необходимо отметить и инициативы, смягчающие наказания за экстремистский контент или демонстрацию нацистской символики.
  5. Во второй половине года развернулась активная дискуссия относительно регулирования сфера оборота данных в Российской Федерации. На фоне затянувшихся обсуждений относительно будущего регулирования этой сферы в рамках рабочих групп программы Цифровая экономика, Правительство, с одной стороны, начало определенное движение в сторону европейского регулирования в рамках подписания изменений к 108-ой конвенции Совета Европы. С другой стороны, был внесен законопроект о регулировании больших пользовательских данных, против которого выступили практически все заинтересованные стороны.
  6. В 2018 году Министерство культуры не оставляло попыток к ужесточить антипиратское законодательство. Законопроекты, значительно расширяющие ответственность информационных посредников за пользовательских контент несколько раз получали отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, но вносились заново в измененном виде. Вместе с тем, основные новации произошли не в законодательной сфере, но в сфере саморегулирования – был подписан меморандум между основными интернет-холдингами и правообладателями о мерах по досудебному удалению контента, нарушающего авторские или смежные права. Стоит отметить, что похожие меры РАЭК («Русский DMCA») предлагал правообладателям еще в 2011-2012 годах, однако на тот момент инициативы интернет-компаний не были услышаны.
  7. В телекоммуникационном регулировании основные ожидания 2018 года были связаны со вступлением в силу так называемого «Пакета Яровой», однако первая часть требований к системам хранения интернет-трафика для операторов связи появилась только в декабре. Таким образом, 374-ФЗ фактически так и не заработал в 2018 году. Вместе с тем, это далеко не единственные новые требования к операторам, которые вступили в силу за этот год. Так можно отметить дальнейшее ужесточение продаж сим-карт, инициативы ЦБ по передаче данных абонентов банкам и, наконец, передача контроля за маршрутизацией сетей Роскомнадзору (Законопроект о «суверенном рунете»).  

Полная версия Дайджеста за 2018 год

Ознакомиться с полной версией Дайджеста "Право в IT / 2018" – можно по ссылке (PDF, 0.5 Mb)

Новости по теме