На RIW 2018 дали старт Чёрной Пятнице
Дата публикации: 23 ноября 2018
23 ноября 2018 года в рамках Russian Internet Week 2018 на секции, посвященной старту Черной Пятницы, эксперты обсудили тренды и перспективы проведения крупных онлайн-распродаж в России, методы повышения эффективности подобных акций и лучшие практики, а также поделились успешными кейсами.
В дискуссии приняли участие представители РАЭК, РОЦИТ, АКИТ, "Одноклассники", "Эльдорадо", OZON, RTB House и др.
Спикеры обсудили следующие вопросы:
- история, тренды и перспективы проведения масштабных акций в России – что изменилось за прошедшие годы?
- аналитика популярности акции и покупательского поведения; регионы, распределение трафика, популярные категории и т.д.;
- как максимально эффективно участвовать в онлайн распродажах – лучшие практики;
- чего не хватает “Черной Пятнице” в России и есть ли куда стремиться?
РОЦИТ давно проводит мониторинг пользовательской активности и доверия сервисам электронной коммерции. И основываясь на этом мы делаем следующие выводы.
По результатам исследования РОЦИТ главными причинами отказа от покупок в интернет-магазинах во время распродаж стали опасения за свою безопасность (63%), нежелание покупать то, что нельзя посмотреть и потрогать перед заказом (50%), а также отсутствие компетенций совершения онлайн-покупок при наличии желания научиться (13%). В большей степени потребность в обучении испытывают мужчины старше 60 лет, а опасения за безопасность возникают у возрастных групп от 18 до 34 лет. На распродажах пользователи чаще всего покупают электронику и одежду. Замеченный нами тренд в 2018 году это товары первой необходимости и продукты питания - именно они начали пользоваться активным спросом. Для вовлечения новой аудитории нам однозначно нужно расширять ассортимент и значительно увеличивать скидки. Потому что на сегодняшний день предложения в Рунете чаще всего напоминают ХАЙП (повесили баннер, “накрутили” скидки, а совершить заказ “невозможно”). Во многих странах мира скидки в черную пятницу достигают 70-90%, а производители и ритейлеры начинают готовиться к ней за год, согласовывая подход и ценовую политику, договариваясь об эксклюзивах и номенклатуре. Да, это высокий уровень подхода к организации и мы точно можем его достичь.
Сергей Плуготаренко (РАЭК) остановился на основных трендах развития отрасли. ”По данным РАЭК, Экосистема цифровой экономики формируется из нескольких составляющих, которые вносят различный вклад в ее формирование и развитие. Так, объем рынка электронной коммерции составляет 2 трлн. рублей, объем рынка маркетинга и рекламы составляет 250 млрд. рублей, объем рынка инфраструктуры и связи составляет 1,8 трлн. рублей, а объем рынка цифрового контента составляет 75 млрд.рублей”. Также спикер обратил внимание на роль РАЭК в самом процессе развития.
РАЭК объединяет крупнейших игроков отрасли. В частности, наша деятельность строится сегодня на бизнес-кластерах, которые работают в различных направлениях.
Что же касается Черной пятницы, то мы стараемся быть в тренде и следить за мировыми тенденциями. Мы постарались поговорить с цифровыми платформами и попросили их также подключиться к распродаже. Черная пятница- это ключ к консолидации отраслей, однако, как сказали мои коллеги, сегодня существует определенное недоверие со стороны пользователей, и мы обязаны с этим бороться, работать над тем, чтобы пользователи и покупатели стали доверять подобным акциям.
Леонид Довладбегян (LED Agency) начал свое выступление с небольшой исторической справки о черной пятнице. Спикер отметил, что в России Черная пятница имела изначально стихийный характер, поскольку такого понятия в нашей стране не существовало еще каких-то пару лет назад. Зарождение такой системы скидок началось в России совсем нетипично: они начали появляться в тех областях, где их не должно быть, к примеру, среди товаров бытовой техники. Также докладчик обратил внимание слушателей на тенденции развития Черной пятницы.
Запрос на Чёрную пятницу растет с каждым годом, согласно Google Trends. В России она позволяет сместить «нагрузку» (спрос) на продажи с предновогоднего пика.
Также спикер отметил, что создание четкой системы скидок в России – это ключ к успешной электронной коммерции. “Наша компания сделала черную пятницу доступной абсолютно для всех, в особенности для прайс-хантеров. Но проводить её по 5-10 раз в год – плохо для российского рынка, поскольку размываются традиции, отсутствуют определенные рамки распродаж. Мы помогаем совместно с РАЭК, контролировать магазины и их скидочную политику”, – добавил Леонид.
Лия Левинбук (АКИТ) остановилась на истории создания тренда Черной пятницы в России и рассказала о своем личном опыте участия в распродажах.
Еще три года назад, согласно опросам, люди даже не знали, что такое Черная пятница. Понимание было только у тех, кто часто бывал в Америке.
Тогда мы решили внедрить эту идею и рассказать каждому, что это такое.И мы это сделали. Сегодня к нам присоединяются еще и офф-лайн ритейл. Даже телевидение освещает данный феномен в России. Сейчас мы активно следим за качеством скидок и тем, чтобы магазины не обманывали своих покупателей. Эта акция действительно прекрасна. Это синергия всех каналов продаж.
Антон Мелехов (RTB House Россия) в ходе своего выступления отметил, что на время Черной пятницы в России приходится пик трафика интернета: он увеличивается примерно в 5 раз. Также спикер обратил внимание аудитории на тенденцию снижения доверия к Черной пятнице, поскольку магазины сегодня прибегают к нечестным скидкам и предложениям, которые невыгодны для покупателя.
По мнению выступающего, основным эффектом наступления распродажи является удержание нового клиента:
Черная пятница - самый удачный момент для удержания вашей аудитории. Она позволяет вычленять определенный сегмент аудитории и далее ее «обрабатывать», то есть создавать и подстраивать под него новые компании и предложения.
Анатолий Мохов (М.Видео + Эльдорадо) кратко рассказал о том, как проходит черная пятница в “М.Видео” и “Эльдорадо”.
Мы (М.Видео и Эльдорадо) за долгосрочные отношения с клиентом. Мы даем честные скидки, может и небольшие.
Мы решили “уйти в глубину”: пусть в распродаже будет участвовать 1 пылесос, но с хорошей скидкой, чем много товаров, но с небольшой. Мы воспринимаем Чёрную пятницу как повод взаимодействия с новыми клиентами и способ установления долгосрочных взаимоотношений.
Иван Кургузов (РАЭК) остановился на основных тенденциях развития цифровой торговли, а также дал небольшой комментарий на тему Черной пятницы, тем самым подытожив собрание круглого стола.
В цифровой экономике торговля оцифровывается быстрее всего, поэтому проходит буквально под радарами цифровой экономики с участием скорее ассоциаций, нежели государства.
Также хотелось бы отметить, что потребление – это часть жизни человека, в потреблении, как и в общении, одежде, поведении есть определенные традиции. И хорошо, что такие традиции, как Черная пятница, развиваются в онлайн.