Позиция РАЭК по проекту закона об ответственности соцсетей за неудаление контента (ФЗ № 223849-7)
Дата публикации: 19 июля 2017
О внесении изменения в статью 101 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети), предусматривающий ответственность социальных сетей за отказ удалить противоправный и недостоверный контент – т.н. “законопроект о Соцсетях”
А. Суть законопроекта
12 июля 2017 года в Государственную думу РФ внесен законопроект о штрафах за недостоверную информацию в социальных сетях, предполагающий изменения в статью 101 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети) и предусматривающий ответственность социальных сетей за отказ удалить противоправный и недостоверный контент – т.н. “законопроект о Соцсетях”.
Авторы очередных поправок в закон “Об информационных технологиях и защите информации”, а также в Кодекс об административных правонарушениях - депутаты Государственной Думы С.М. Боярский и А.Г. Альшевских.
Инициатива предполагает ввести понятие “оператор социальной сети” и наложить на него обязанность “ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления”.
За отказ удалить либо ограничить доступ к контенту предлагается установить ответственность в виде штрафов: от 3 до 5 млн. руб. для физических лиц, от 30 до 50 млн. руб. для юридических лиц.
Поправки коснутся участников реестра “организаторов распространения информации в сети интернет” (ОРИ), аудитория которых составляет более 2 млн. человек.
В случае принятия, поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
См. подробную карточку законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/9D1AA3AFDAE200D74325815B003148AF/$File/223849-7.PDF .
Б. Отраслевая оценка законодательной инициативы
-
По мнению экспертов РАЭК, текущая уже принятая законодательная база позволяет реализовать 100% задач которые ставят перед собой авторы законопроекта.
Постановление Конституционного Суда РФ №18-П от 09.07.2003 г. содержит в себе общие принципы удаления недостоверной информации, размещенной в сети Интернет. На основании данного постановления были внесены необходимые изменения в ст. 152 Гражданского Кодекса РФ, которая устанавливает возможность для граждан требовать удаления информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию из сети Интернет, а также требовать опровержения указанных сведений.
За действия в сети Интернет, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, предусмотрена ответственность по ст. 282 Уголовного Кодекса РФ.
Согласно федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (статьи 10-10.5, 15.2-15.3), операторы связи, провайдеры хостинга и организаторы распространения информации обязаны удалять или ограничивать доступ к информации распространяемой с нарушением закона, включая пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
При этом в политике всех социальных сетей предусмотрена процедура удаления информации по жалобам пользователей в тех случаях, когда данная информация является недостоверной или незаконной. Например, любой пользователь сети “Вконтакте” может сообщить о подобном контенте с помощью кнопки “Пожаловаться”. В сети “Одноклассники” также есть инструмент, с помощью которого пользователи могут заявить о нелегальном контенте. Если контент нарушает действующее законодательство и правила социальной сети, он блокируется. Аналогичные инструменты есть и у зарубежных социальных сетей.
-
Понятие “оператор социальной сети” определено некорректно.
Законопроект определяет оператора социальной сети как “организатор распространения информации в сети «Интернет» обеспечивающий функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, количество пользователей которых, находящихся на территории Российской Федерации составляет более двух миллионов, и которые предназначены и (или) используется для приема, передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в целях обмена электронными сообщениями между пользователями сети «Интернет», в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц”.
Данное определение по сути совпадает с определением организатора распространения информации, которое содержится в пункте 1 статьи 10.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Единственным отличием является количество пользователей.
При такой формулировке под понятие “оператор социальной сети” попадают не только собственно социальные сети, но и такие сервисы, как мессенджеры, электронная почта, а также любые другие сервисы с количеством пользователей более 2 млн. человек, которые позволяют обмениваться сообщениями.
-
Размер штрафов не соответствует общим принципам законодательства об административных правонарушения.
Законопроектом № 223871-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагается предусмотреть ответственность за нарушением оператором социальной сети обязанностей, предусмотренных федеральным законом в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 млн. руб., на юридических лиц – от 30 млн. до 50 млн. руб.
Предлагаемое кратное повышение штрафов ничем не обосновано учитывая, что максимальная ответственность по статьей 13.31 КоАП РФ для организаторов распространения информации не превышает для граждан 5 тыс. руб., для юридических лиц 1 млн. руб.
-
Законопроект возлагает на социальные сети несвойственные им функции.
Законопроект требует от операторов социальной сети самостоятельно определять, является ли указанная в заявлении пользователя информация недостоверной и/или не соответствующей действующему законодательству. По сути на операторов социальной сети накладываются функции судебных и правоприменительных органов, в то время как они, будучи коммерческими организациями, не наделены полномочиями по установлению и проверке юридически значимых фактов. Понятие недостоверной информации в законодательстве не зафиксировано, критерии отнесения информации к недостоверной в законопроекте не установлены. Таким образом решение о признании информации недостоверной будет сугубо субъективным.
При этом срок, установленный в законопроекте на проверку и удаление информации, составляет 1 сутки. Учитывая, что заявления от пользователей должны будут приниматься круглосуточно, данного срока явно недостаточно для объективной оценки соответствия информации законодательству и проверки ее достоверности. Принимая во внимание установленный размер штрафов, возникает риск автоматической блокировки операторами социальной сети любой информации, относительно которой было получено заявление, что влечет за собой возможность удаления достоверного и легального контента и, соответственно, нарушает конституционные права на свободу слова, на поиск и получение информации.
В. Позиция РАЭК
в отношении данной законодательной инициативы
По итогам анализа текста законопроекта экспертами и аналитиками нашей Ассоциации, РАЭК заявляет о невозможности отраслевой поддержки данного законопроекта в его текущей редакции.
Нормы законопроекта являются избыточными и дублируют существующие механизмы пресечения распространения недостоверного и не соответствующего действующему законодательству контента. Действующий в настоящий момент комплекс мер является эффективным и не требует дополнительного регулирования.
Законопроект налагает на социальные сети несвойственные функции по мониторингу и модерации контента, публично-правовые функции по оценке контента на предмет соответствия действующему законодательству.
Учитывая объемы обращений пользователей, обработка данных обращений, а также обязанности по составлению отчетов о рассмотрении пользовательских жалоб и опубликовании таких отчетов потребуют дополнительных расходов со стороны социальных сетей.
Поскольку в законопроекте отсутствуют механизмы обеспечения выполнения требования о создании представительства или исполнения требования законопроекта зарубежными операторами социальных сетей, он фактически не будет действовать по отношению к иностранным сервисам, что делает российские сервисы менее конкурентоспособными по отношению к иностранным.
Г. Предложения и рекомендуемые дальнейшие шаги
Ассоциация электронных коммуникаций обращает внимание, что современная законодательная база и существующие внутренние механизмы регуляции социальных сетей позволяют реализовать 100% задач, которые ставят перед собой авторы законопроекта.
Принятие данного законопроекта повлияет, прежде всего, на российские сервисы и повлечет за собой увеличение издержек для отечественных компаний.
РАЭК, выполняя роль экспертной отраслевой и межотраслевой площадки, готова вести диалог с заинтересованными сторонами (в случае если законопроект будет продвигаться в текущем или измененном виде), предоставлять консультации по существующим механизмам саморегулирования социальных сетей, а также консолидированные отраслевые аргументы и доводы в пользу отсутствия необходимости внешнего регулирования социальных сетей в контексте данного законопроекта.