Программа “Цифровая Экономика РФ” представлена Президенту 5 июля 2017 года: комментарии и оценки аналитиков РАЭК
Дата публикации: 5 июля 2017
5 июля 2017 года на очередном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым была представлена Программа “Цифровая Экономика Российской Федерации”, доработанная в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина, данного им по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года.
Главная суть и акценты Программы, заявленной в ходе ее презентации, состоят в «...создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с цифровыми экономиками членов Евразийского экономического союза» .
Помимо прочего, значительный акцент в Программе сделан на развитии российского компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также российскому ПО, включая установку антивирусных программ на все компьютеры, ввозимые в Россию (целевые показатели к концу срока реализации Программы по доле иностранного ПО и оборудования, закупаемого госорганами, составляют 10% и 50% соответственно).
Согласно Программе, Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных (с сегодняшней доли таких услуг в мировом масштабе менее 1% – до 10% к 2024 году). Также Программой планируется, что к 2024 году широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями связи 5G.
Программа уделяет большое внимание поддержке “национальных ИТ-лидеров”: к 2024 году такими должны стать минимум десять высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий.
Вопросы подготовки кадров также являются одним из приоритетов Программы: в целевых показателях представлены объемы количества ИТ-специалистов, которые должны будут выпускать ВУЗы к 2024 году – по 120 тыс. специалистов в год.
Как мы пришли к Цифровой экономике
Системный подход к стратегическим разработкам в области изучения, измерения и содействия развитию отрасли Цифровой экономики (“онлайн-экономики”, “новой экономики”, “умной экономики” и “экономики Рунета”) начал формироваться в начале 2000-х годов и принял современные формы в 2010 году, когда на различных площадках, в том числе на площадке РАЭК, были сформулированы принятые отраслью и государством форматы измерений и описаний самого феномена онлайн-экономки (экономики Рунета, а впоследствии – Цифровой экономики) – http://ЭкономикаРунета.рф
Так, начиная с 2011 года РАЭК на ежегодной основе проводит исследование “Экономика Рунета”. При сохранении основных методик проведения исследования (работа с экспертным сообществом, “полевые опросы” на платформе www.runet-id.com, обработка результатов экспертных обсуждений в ходе ключевых мероприятий отрасли, агрегация данных ключевых партнеров исследования и профильных ассоциаций, исследовательских и аналитических агентств), продукт постоянно эволюционирует и модифицируется, демонстрируя в последние годы все большую интеграцию с традиционными отраслями экономики.
По результатам презентации очередного исследования в сентябре 2016 года, а также экспертного обсуждения его основных выводов в ходе декабрьской конференции “Рунет 2016: итоги года” было принято решение о смене названия этого отраслевого продукта, с 2016 года исследование решено назвать “Экосистема Цифровой Экономики России”. Таким образом РАЭК закрепила на уровне названия и позиционирования главного отраслевого аналитического продукта – уже ставший очевидным акцент на связи и взаимной зависимости онлайн- и офлайн-экономики.
В первой половине 2017 года Аналитическим отделом РАЭК был разработан уникальный подход к описанию / измерению объемов Экосистемы Цифровой Экономики:
- Мы понимаем под Экосистемой Цифровой Экономики России все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.
- Мы предлагаем рассмотрение Экосистемы через декомпозицию на ХАБЫ (их 7), каждый из которых может быть исследован по 10 СРЕЗАМ.
- Участники Экосистемы, объединенные в ХАБЫ, могут быть рассмотрены с точки зрения УРОВНЯ (их 3) вовлеченности в Цифровую Экономику.
Впервые новый подход к описанию и измерению экосистем Цифровой Экономики России был презентован в апреле 2017 года в ходе ежегодной всероссийский интернет-конференции РИФ+КИБ 2017. В ходе выступления на открытии конференции директором РАЭК Сергеем Плуготаренко был представлен доклад “Цифровая Экономика России: аналитика, цифры, факты”. (презентация доклада доступна по ссылке) .
Подробная информация об исследовании “Экосистема Цифровой Экономики России 2017” – http://ЦифроваяЭкономика.рф/
Новейшая история вопроса (2015-2017 годы)
2015 год
21-22 декабря 2015 года в Москве впервые прошел российский форум “Интернет Экономика”. Организатором форума выступил Институт Развития Интернета (ИРИ), экспертную поддержку форуму оказали РАЭК, ФРИИ, МКС, РОЦИТ, Координационный центр доменов RU / РФ. Главной темой Форума стало обсуждение инициатив и предложений по развитию интернета в России, разработанных ИРИ в рамках Долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики по 8 направлениям: Интернет + ОБЩЕСТВО, Интернет + ОБРАЗОВАНИЕ, Интернет + ТОРГОВЛЯ, Интернет + ГОРОД, Интернет + МЕДИЦИНА , Интернет + ФИНАНСЫ, Интернет + МЕДИА, ИТ + Суверенитет. также по итогам Форума Председатель Совета ИРИ Герман Клименко был назначен Советником Президента РФ по интернет-вопроса, а идеи и предложения ИРИ получили поддержку на самом высоком уровне.
2016 год
29 января 2016 года по итогам встречи с участниками форума “Интернет Экономика” Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений, посвященных развитию интернета в России. Документ включил в себя поручения по таким направлениям, как поддержка российских ИТ-компаний, образование, финансы, информационная безопасность, промышленный интернет (интернет вещей).
3 февраля 2016 года решением главы администрации президента РФ Сергея Иванова была создана рабочая группа «по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании её новой технологической основы и в социальной сфере». Руководителем рабочей группы был назначен помощник президента РФ Игорь Щёголев, ее целью стала координация исполнения поручений Президента. На первом заседании рабочей группы созданы восемь подгрупп по направлениям. В течение 2016 года в поддержку исполнений поручений Президента, по данным направлениям Институтом Развития Интернета при отраслевой поддержке были проведены 8 отраслевых конференций.
29 сентября 2016 года РАЭК провела презентацию первых итогов исследования “Экономика Рунета 2015-2016”. Был представлен подробный отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, точки роста и сдерживающие факторы. Также был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономики и ВВП России, посчитан объем всей Экосистемы интернет-зависимых рынков. По результатам презентации был сделан вывод, что растущее влияние интернета на офлайн-экономику позволяет говорить о формировании в России цифровой экономики, в связи с чем было принято решение с 2017 года переименовать Исследование “Экономика Рунета” в Исследование “Экосистема Цифровой Экономика России”.
1 декабря 2016 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием, по итогам которого 5 декабря 2016 года был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В ходе Послания Президент уделил большое внимание было ИТ-сфере и цифровой экономике. Аналитики РАЭК изучили основные темы Послания, касающиеся области интересов Ассоциации и ее членов, сопоставив это с текущей деятельностью и проектами РАЭК. Результаты анализа представлены по ссылке.
2017 год
15 февраля 2017 года Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин подписал распоряжение о создании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при председателе ГД. Первое заседание совета прошло 20 марта (подробнее о ходе заседания - http://raec.ru/live/raec-news/9230/?sphrase_id=3621). В нем приняли участие депутаты Государственной Думы, Министр связи и массовых коммуникаций и представители отрасли информационных технологий. Открывая заседание, Вячеслав Володин отметил важность развития российского законодательства с той же интенсивностью, что и цифровая экономика, для сохранения страной своих конкурентных преимуществ в этой сфере.
Важно, чтобы у нас законодательство шагало как минимум в ногу с развитием цифровой экономики, тогда за нашей страной будут сохраняться определенные преференции.
С отдельным докладом на тему “Цифровая экономика: взаимодействие отрасли и государства” на заседании выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко. В рамках доклада Сергей затронул такие важные аспекты поднятой темы как регулирование, государственные инициативы, экспертные оценки, опыт сотрудничества, пожелания и прогнозы, а также отметил, что построение цифровой экономики требует радикального пересмотра подходов к регулированию: необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим (полная презентация доклада доступна по ссылке).
Этапы разработки программы “Цифровая Экономика”
Разработка программы «Цифровая экономика», которая была представлена сегодня, 5 июля 2017 года, предусмотрена указанием Правительства РФ в рамках исполнения перечня поручений Президента РФ№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года. Согласно пункту 9 указания Минкомсвязь России совместно с Минэкономразвития России, МИДом России, Минфином России, Минпромторгом России, Минобрнауки России и Открытым правительством с участием Экспертного совета при Правительстве РФ, а также автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в срок до 11 мая 2017 года должна разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в РФ и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В 2016 году работа над программой была начата в ходе московской сессии Всемирного экономического форума и международного семинара Всемирного банка «Концепция, международные тренды и видение цифровой экономики — на пути к долгосрочной стратегии».
3 мая 2017 года на площадке ФГУП МИА “Россия Сегодня” состоялась Расширенная коллегия Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об итогах работы Минкомсвязи России за 2016 год. В ходе выступления с отчетным докладом глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил, что 2016 год ознаменовался запуском целого ряда важных проектов, многие из которых готовились не один год.
Программа цифровой экономики стала важной политической вехой — получить такую задачу от Президента, начать работу по разработке программы, сделать ее действительно межведомственной, вовлекая большой круг экспертов, специалистов, федеральных органов власти, различных ответственных организаций.
Первая версия программы была представлена Николаем Никифоровым 24 мая 2017 года в ходе конференции «Цифровая индустрия промышленной России – 2017» (ЦИПР). Он отметил, что в разработке проекта использовался, в том числе, опыт стран-лидеров в области развития цифровой экономики, международных организаций и объединений, в частности, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного экономического форума. Были проведены консультации с ведущими международными экспертами и учтены их рекомендации.
Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством.
По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года, Президент поручил доработать Программу и представить ее проект на рассмотрение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в срок до 1 июля 2017 года.
В конце июня помощник Президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов сообщал, что Правительство РФ рассматривает возможность создания в России фонда, призванного оказывать содействие в реализации Программы развития цифровой экономики, объемом 100 млрд руб.
При этом Экспертный совет при правительстве РФ считает, что проект программы «Цифровая экономика», разработанный Минкомсвязи по поручению Владимира Путина, необходимо системно переработать. Как сообщали СМИ, со ссылкой на направленное в адрес главы Минскомсвязи Николая Никифорова заключение, экспертный совет считает, что документ в нынешнем виде не учитывает глобальный характер развития экономики и отраслевые риски вроде закона Яровой, и на текущий момент представляет собой всего лишь компиляцию из ряда отраслевых планов и программ.
Программа исходит из консервативного сценария, предполагающего, что ничего нового и существенного в области влияния IT на общество и экономику не произойдет, утверждается в документе. Это приведет к тому, что в 2025 году России понадобится новая аналогичная программа, ведь фундаментальная характеристика сферы ИКТ — скорое внедрение новых технологий, появление которых невозможно предусмотреть, считают эксперты. Кроме того, в документе отсутствует целостное понимание причинно-следственных связей. Например, принятие стандартов предусматривается после создания систем, указывают эксперты.
По их мнению, цифровая экономика как уклад должна затрагивать все сферы социально-экономической деятельности, а в проекте программы ее развитие ограничено только госрегулированием, информационной инфраструктурой; НИОКР, кадрами, образованием, информбезопасностью, госуправлением, «умными городами» и цифровым здравоохранением. В программу не попало большинство отраслей реального сектора (энергетика, промышленность, финансы и т. д.), сетуют авторы заключения, добавляя, что также не предлагается и мер по развитию ГЧП, поддержке малого и среднего бизнеса, стартапов. Не рассматривает программа и электронную торговлю, это притом, что отрасль демонстрирует высокие темпы роста. Наконец, составители «Цифровой экономики» не учли риски, например, от пакета Яровой, констатируют эксперты.
Вместе с тем в кулуарах форума ЦИПР-2017 Андрей Белоусов заявил журналистам, что Программу «Цифровая экономика» можно утверждать в текущей редакции, но с последующими доработками.
Примерно понятно, что надо дорабатывать. Хотя ее можно принимать уже в том виде, в котором она есть сегодня, но, естественно, дорабатывать.
Белоусов уточнил, что дорабатывать программу нужно в части определения необходимых компетенций, развития нормативно-правовой базы и подготовки кадров.
Я считаю, что там очень важный момент — сформировать сейчас реестр технологий, которые нас нужны в стране, или компетенции, к 2020 году и 2025 году и определиться примерно с центрами компетенций — кто это может делать.
Мы поймём, где у нас есть дыры. Где густо, где пусто. Очень важно сейчас начинать вопросы регуляторики: нормативной базы, стандартов, стандартизации... И третье — это как раз вопрос подготовки кадров.
Он уточнил, что реестр может быть готов осенью 2017 года.
Доработанный проект Программы “Цифровая экономика Российской Федерации” был представлен 5 июля на очередном заседании Совета.
Краткий анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”
В программе, представленной Минкомсвязью, можно выделить семь акцентов, которые предлагается иметь в виду, говоря о развитии цифровой экономики:
- Цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию.
- Цифровая экономика – это сверхвысококонкурентная среда.
- Цифровая экономика развивается стремительными темпами.
- Цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования.
- Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности.
- Цифровая экономика – это новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг.
- Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой. Но они невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.
Что и как, по мнению разработчиков программы, в этой ситуации должно сделать государство? Пять основных вещей:
- Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры.
- Обеспечить должный уровень образования населения, включая цифровую грамотность.
- Создать привлекательные правила игры, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
- Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферой. Увязать международную цифровую индустрию с национальной инфраструктурой.
- Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования.
Сегодня не стоит вопрос о том, будет в нас цифровая экономика или не будет.
Цифровая экономика обязательно наступит. Единственный вопрос, который стоит сегодня: будет ли у нас своя цифровая экономика, или чужая? Наша задача заключается в том, чтобы она была своя. У нас нет никаких сомнений в том, что у России есть все возможности для достойного цифрового будущего.
Подробный анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”
Представляем поблочный анализ основных разделов итоговой версии Программы “Цифровая экономика Российской Федерации”, представленной 5 июля 2017 года, сделанный Аналитическим отделом РАЭК:
Модель цифровой экономики: рынки, технологии, базовые условия
Цифровая экономика представлена тремя уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
- Рынки и отрасли экономики
- Платформы и технологии
- Базовые условия (среда, создающая условия для развития платформ и технологий, а также для эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики которая охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность).
Программа сфокусирована на двух нижних уровнях.
Комментарии и оценка РАЭК:
По мнению аналитиков РАЭК, такой подход к определению ключевых направлений деятельности государства является обоснованным, поскольку экспертиза и возможно государства значительно сильнее на базовом уровне, который влияет на стоящие сверху рынки и отрасли, с развитием которых успешно справляется бизнес.
РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня интернет и цифровые технологии проникли во все сферы экономики и жизни граждан России. Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, а мобильность — доминирующим трендом, который вместе с цифровыми сервисами все больше влияет на самые разные сферы деятельности.
Мы оцениваем вклад цифровой экономики в ВВП России в 2,8%, в то время как 19% от ВВП формируют интернет-зависимые рынки. Сегодня кадровая индустрия Рунета насчитывает 2,5 млн. сотрудников, инфраструктура и ПО оцениваются в 2 000 млрд. рублей, маркетинг и реклама – 171 млрд. рублей, цифровой контент – 63 млрд. рублей, электронная коммерция – 1238 млрд.рублей. По прогнозам экспертов, в 2020 году проникновение интернета составит 80-90% населения России.
Ключевые ожидаемые результаты
- Создана благоприятная нормативная среда для участников цифровой экономики
- Созданы технологические заделы по сквозным цифровым технологиям
- Сформирована экосистема цифровой экономики
- Создана современная инфраструктура обработки, хранения и передачи данных
- Цифровая экономика обеспечена компетентными кадрами
- Обеспечена информационная безопасность граждан и бизнеса
Комментарии и оценка РАЭК:
Специалисты РАЭК отмечают, что сегодня уже сформирован отраслевой подход к описанию Экосистемы Цифровой Экономики, и основная задача ближайшего времени – найти пересечения этого подхода и методики с Программой, представленной правительством.
Также отмечаем, что в части инфраструктуры, кадров и технологических заделов уже проведена большая работа, а в части информационной безопасности предстоит создать не только технологические предпосылки, но и повысить общий уровень цифровой грамотности (в этом направлении уже ведется активная работа, в том числе и коллегами из РОЦИТ, см. подробнее – http://ЦифроваяГрамотность.рф).
Структура программы: 8 направлений развития цифровой экономики
- Умный город
- Государственное управление
- Здравоохранение
- Нормативное регулирования
- Цифровая инфраструктура
- Технологические заделы
- Кадры и образование
- Информационная безопасность
Комментарии и оценка РАЭК:
В 2017 году эксперты РАЭК определили 7 направлений (хабов) цифровой экономики, составляющих ее экосистему: государство и общество, образование и кадры, кибербезопасность, инфраструктура и связь, маркетинг и реклама, финансы и торговля, медиа и развлечения.
Хабы анализируются по 10 срезам: аналитика и данные, разработка и дизайн, AI и Big Data, hardware, регулирование, бизнес-модели, интернет вещей, платформы, mobile (подробнее - http://цифроваяэкономика.рф)
Мы анализируем пересекаемость и взаимодополняемость представленных подходов.
План реализации программы
Программа определяет развитие цифровой экономики России до 2024 года. Каждые 3 года Правительством утверждается трехлетний операционный план. Планы мероприятий подвергаются регулярной актуализации.
Комментарии и оценка РАЭК:
В течение 2012 и начала 2013 года Аналитическим отделом и Отделом стратегических разработок РАЭК в тесном сотрудничестве с игроками Рунета обсуждались и разрабатывались единые подходы к формированию внутриотраслевой стратегии Развития Рунета. Итогом этой работы стала концепция Стратегии развития интернета в РФ на период 5 лет, которая впервые была представлена к обсуждению в ходе РИФ+КИБ 2013 – http://рунет2020.рф.
Говоря в ходе открытия Форума 2013 года о проекте Стратегии «Рунет 2020», министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отметил значимость построения диалога с отраслью:
Считаю этот документ крайне важным и представляющим пример эффективного отраслевого лоббизма.
Мы готовы, основываясь на конструктивном диалоге, подготавливать те или иные инициативы, которые могут помочь ИТ-компаниям вести бизнес в рамках интернет-экономики, сделать его юридически значимым и решать любые правовые вопросы. Предлагаю к слову «регулирование» относится именно так.
По задумке разработчиков Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики развития российского сегмента сети Интернет как одного из приоритетов курса на инновационную экономику Российской Федерации. Целью реализации Стратегии является создание благоприятных условий для динамичного развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации как основной среды для инновационной модернизации страны, увеличения объемов экономики знаний и повышения технологической и экономической конкурентоспособности России на международной арене.
Многие аспекты, которые были обсуждены в ходе работы над Стратегией, легли в основу подхода при формировании последующих продуктов Ассоциации и отрасли, в том числе исследования “Экосистема Цифровой Экономики России”.
Цели и задачи программы по направлениям
Цели:
Нормативное регулирование:
- Создан постоянно действующий механизм управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики
- Сняты ключевые правовые ограничения и предусмотрены отдельные правовые институты, направленные на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики
- Сформирована политика по развитию цифровой экономики на территории Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), гармонизированы подходы к нормативному правовому регулированию, способствующие развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС
- Создана методологическая основа для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики
Комментарии и оценка РАЭК:
Для формирования цифровой экономики необходимо, прежде всего, создать благоприятные правовые условия. РАЭК неоднократно подчеркивала, что сегодня необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим. При этом важно осознавать, что цифровая экономика - это, прежде всего, трансграничная экономика, поэтому формирование политики по развитию цифровой экономики на территории ЕАЭС - это важный этап развития цифровой экономики России.
Вместе с этим необходимо отметить, что снятие правовых ограничений требует не только принятия новых нормативных актов, но и аудита действующего законодательства. Для оценки влияния законодательных инициатив, влияющих на развитие цифровой экономики РАЭК совместно с Институтом Исследований Интернета проводит ежеквартальный мониторинг законопроектов “Законодательный барометр” (http://raec.ru/activity/analytics/9363/), в котором собираются и анализируются с подключением большого числа экспертов все текущие законы и новые законодательные инициативы. С помощью экспертов определяется степень и дается оценка их влияния на отрасли цифровой экономики, делаются прогнозы и даются рекомендации.
На основании данных мониторинга РАЭК фиксирует два четких тренда:
- Количество инициатив уменьшилось. Причиной этого могло стать обновление состава Государственной Думы либо накопленный государством опыта по взаимодействию с разными сегментами интернета.
- Число экспертов, которые оценивают влияние законов на отрасль как положительное или нейтральное превысило 50%. Это крайне позитивный тренд, поскольку раньше такое мнение всегда было в меньшинстве, и практически все отраслевые эксперты давали негативную оценку влиянию законов. Одной из причин смены отношения является то, что не все инициативы доходят до финала, а по действительно резонансным решениям отрасль научилась по различным каналам коммуницировать с государством, вносить свои коррективы, минимизировать отрицательные последствия.
Цели:
Кадры и образование:
- Созданы ключевые условия для подготовки кадров цифровой экономики
- Система образование обеспечивает цифровую экономику компетентными кадрами
- Рынок труда опирается на требования цифровой экономики
- Создана система мотивации по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России
Комментарии и оценка РАЭК:
В рамках РАЭК работает комиссия по образованию и кадрам, созданная в 2012 году. Комиссия осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: образование и повышение квалификации, кадровая политика, дистанционное образование, удаленная работа.
РАЭК поддерживает и развивает Центр цифровых компетенций молодых IT-специалистов. Комиссией по веб-разработке РАЭК создан Каталог для молодых специалистов, которые хотят освоить перспективные профессии рынка веб-разработки. В Каталоге представлено 57 курсов, позволяющих получить базовую подготовку по таким специализациям как «маркетинг в электронной коммерции», «управление проектами», «креативная стратегия», «дизайн в интерактивных средах», «системная архитектура», «веб-программирование», «менеджмент интернет-проектов», «коммуникации в Интернете» и многим другим.
27 июня во Владимирской области начал работу Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме». Одна из профильных смен площадки как раз в эти дни собирает порядка тысячи молодых специалистов в области ИТ и развития высоких технологий.
Смена “Молодые специалисты в области развития ИТ и смежных отраслей” (ИТ-СМЕНА) проходит с 5 по 11 июля 2017 г. Участники обсудят вопросы развития цифрового мира, новые технологий коммуникации, IoT и кибербезопасность. Основная задача смены – ответить на вопрос: «Digital трансформация: кто кого?».
РАЭК активно поддерживает проект “ИТ – Моя будущая профессия” в рамках агрегатора образовательных проектов, созданного и поддерживаемого РОЦИТ, а также другие проекты в этой области.
Цели:
Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов:
- Сформирована институциональная среда для развития исследований и разработок в области цифровых технологий
- Сформированы технологические заделы в области цифровой экономики
- Сформированы компетенции в области цифровой экономики
Комментарии и оценка РАЭК:
1 декабря 2016 года Президент России В.В.Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным посланием, по итогам которого 5 декабря 2016 года был опубликован Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В ходе выступления Президент отметил роль “сквозных” технологий в экономике:
Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни.
Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные — это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.
С 2010 года РАЭК активно участвует в работе над созданием стратегических документов и продуктов, направленных на развитие интернет-отрасли. Аналитики РАЭК на различных площадках рассказывают как про проникновение ИТ в другие отрасли (так называемые зависимые рынки, Интернет+) так и про трансформацию круга ИТ в цифровую экономику, экономику знаний и данных.
Понимаем мы и определенные риски чрезмерного регулирования, особенно на этапе становления новых технологий. Поиск решения с участием всех заинтересованных сторон — правильный путь в этом направлении, реализованный в частности в новой рабочей группе по большим данным, где участвуют эксперты РАЭК.
Цели:
Информационная инфраструктура
- Сети связи удовлетворяют потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями
- Отечественная инфраструктура хранения и обработки данных обеспечивает предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволяет экспортировать услуги по хранению и обработке данных
- Разработаны функциональные цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти
Комментарии и оценка РАЭК:
По оценкам экспертов РАЭК, Инфраструктура и ПО сегодня оцениваются в 2 трлн. рублей.
Доменная отрасль России занимает лидирующие позиции в мировом интернет-пространстве: домен RU – 5-й в мире среди национальных доменов (ccTLD) и 9-й в мире среди всех доменов (ccTLD, gTLD, new gTLD), домен .РФ – крупнейший в мире IDN домен.
Члены комиссии по по SaaS-технологиям РАЭК регулярно принимают участие в программных комитетах отраслевых мероприятий, с целью формирования секций и докладов/выступлений по облачной/SaaS-тематике. Задачами комиссии являются формирование отраслевых стандартов и рекомендаций для участников рынка, проведение регулярной отраслевой аналитики и исследований, Запуск инфраструктурных проектов на рынке (отраслевые рейтинги, сервисы для участников рынка и потенциальных клиентов и т.п.)
Согласно Gartner, к 2020 году в мире будет насчитываться почти 21 млрд устройств с поддержкой концепции Интернета вещей. Общий потенциал рынка одних только приборов интеллектуального учета в России в сегменте частного коммунального электропотребления и водопотребления составляет более 206 млн интеллектуальных счетчиков или более 400 млрд рублей. Объем российского рынка M2M/IoT по итогам первого полугодия 2016 г. достиг 300 млрд руб., увеличившись с 225 млрд руб. в первом полугодии 2015 г. Рынок ЦОД растет на 10-15% в год.
Цели:
Информационная безопасность
- Обеспечены единство, устойчивость и безопасность информационно-телекоммуникационной инфраструктуры РФ на всех уровнях информационного пространства
- Обеспечена техническая организация и правовая защищенность личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики
- Обеспечены интересы РФ по вопросам информационной безопасности при интеграции в цифровую экономику.
Комментарии и оценка РАЭК:
Данное направление – является главным для Кластера “РАЭК / Инфобезопасность”, старейшего отраслевого объединения внутри нашей Ассоциации, унаследовавшего повестку, состав и акценты от Комиссии РАЭК по инфобезопасности и борьбе с киберпреступлениями, созданной еще в 2006 году.
Позиция и наработки Кластера в 2017 году были представлены на многих площадках и в ходе мероприятий, некоторые из которых представлены ниже.
7 февраля 2017 года на площадке Digital October в Москве прошел международный форум по кибербезопасности - Cyber Security Forum 2017. Форум является ключевой частью Недели безопасного Рунета, официальной российской серии мероприятий Международного Дня безопасного Интернета (Safer Internet Day). Участники Форума обсудили наиболее актуальные вопросы кибербезопасности, обозначили существующие проблемы и тренды, проанонсировали последующие доклады. Подробнее о мероприятии – https://CyberSecurityForum.ru
Интернет-отрасль в нашей стране относительно молода. Еще десять лет назад интернет-пространство, его аудитория и ситуация в плане инфобезопасности были другими.
Интернет-угрозы развиваются по мере технологического прогресса и роста аудитории сети. Главный и наиболее эффективный инструмент борьбы с ним — повышение уровня осведомленности пользователей, соблюдение правил сетевого этикета, знания о том, как предостеречь себя от рисков в интернете и как реагировать на них. Задача индустрии и всех нас заключается в том, чтобы предоставить пользователям эти знания, повышая интернет-грамотность. Это поможет упростить жизнь и обезопасить себя в интернете, а безопасность в виртуальной среде оказывает прямое влияние на нашу повседневную безопасность в реальной жизни.
3 июня 2017 года в рамках ПМЭФ 2017 состоялась сессия “Глобальные киберугрозы: возможно ли безопасное развитие цифровой инфраструктуры?”, модератором которой выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Дальнейшее проникновение информационных технологий во все общественные сферы вызвало в последнее время лавинообразный рост разного рода киберугроз. 2016 год был «богат» на всевозможные хакерские атаки. Предпосылками современных угроз стали такие факторы, как отставание средств защиты, ухудшение политической обстановки, политика и геополитика, нехватка квалифицированных кадров в отрасли, а также рост технологических возможностей атак.
По оценкам экспертов в настоящее время в разных странах мира работают не менее 40 миллионов киберпреступников. Примерный ущерб от их действий оценивается в 500 миллиардов долларов. При этом количество вирусных атак в мире растет по 3 процента в месяц, атак на веб-сервисы - по 2,5 процента, а число краж денег с различных устройств или электронных кошельков - по 3,5 процента.
Каждый месяц специалисты обнаруживают почти 12 миллионов новых вариантов вредоносных программ. За последние два года таких «находок» было больше, чем за все прошлое десятилетие. Кибератаки на бизнес в 2016-м были направлены в первую очередь на финансовые организации. По данным исследования «Лаборатории Касперского», в 2016 году каждая пятая компания по всему миру столкнулась как минимум с одним инцидентом ИТ-безопасности в результате атак с применением программы-вымогателя. При этом средний размер выкупа, который требовали кибервымогатели со своих жертв, в 2016 году вырос на 266%.
РАЭК отмечает важность международного диалога в сфере кибербезопасности:на уровне государственной политики необходимо сохранить баланс между обеспечением национальной безопасности и сохранением трансграничности и глобальности инфраструктур.
Тенденции контроля за национальными зонами и ужесточение контроля государства может затормозить развитие цифровой экономики за счет запрета или ограничения развития сервисов нового поколения. Кроме того, чрезмерное регулирование может привести к “миграции” сервисов в другие юрисдикции.
Отставание России от стран-лидеров цифровизации в настоящее время составляет 5-8 лет. Лидеры - США, Германия, Нидерланды, Великобритания, Южная Корея, Швеция.
Для обеспечения кибербезопасности необходимо эффективное международное взаимодействие, однако Конвенцию о компьютерных преступлениях Совета Европы, принятую в 2001 году в Будапеште, ратифицировало только 53 страны, исключая Россию, которая готовит альтернативный вариант конвенции.
Взаимный дефицит доверия мешает работе по созданию эффективных международных механизмов по борьбе с киберпреступностью. В настоящее время фактически отсутствует механизм трансграничного расследования киберпреступлений, а противодействие им на уровне национальных законов осложняется тем, что, зачастую, организаторы атаки, а также серверы, на которых расположено вредоносное ПО, находятся в разных странах. В глобальной системе цифровых отношений обеспечить безопасность силами отдельно взятого государства невозможно.
Цели:
Государственное управление
- Повышено качество государственных и муниципальных услуг и сокращения издержек государства при их предоставлении
- Повышена эффективность реализации государственных функций, в том числе контрольно-надзорных, а также при получении и обработке данных, принятии решений, реализации общественного контроля
- Обеспечена эффективная работа органов власти, в том числе при реализации типовых функций и автоматизированном взаимодействии граждан и организаций с государством
- Созданы национальная и трансграничная инфраструктуры цифрового пространства доверия.
Комментарии и оценка РАЭК:
РАЭК выделяет две эпохи взаимодействия государства и интернета. До 2012 года государство практически “не замечало” интернет-отрасль, которая развивалась по обычным рыночным законам. С 2012 года, по мнению РАЭК во взаимоотношениях отрасли и государства начался новый процесс, который мы называем «Эрой беспрецедентного внимания власти к отрасли».
Мы придерживаемся утверждения, что интернет-отрасль достаточно самостоятельная и самодостаточная. Она доказала, что может развиваться по законам саморегулирования, при этом мы верим в эффективные механизмы взаимодействия отрасли с властью.
При этом мы считаем, что построение цифровой экономики требует сегодня радикального пересмотра подходов к регулированию, переключение регуляторных трендов в “стимулирующий” режим. Сегодня РАЭК сформулировала основные подходы к стимулированию развития суб=-отраслей Цифровой экономики, таких направлений, как: Импортозамещение, Поддержка экспорта информационных технологий, Обеспечение равных условий ведения деятельности интернет-компаниями в России, Реформа налогообложения отрасли цифровых технологий, снижение уровня страховых взносов, Стимулирование безналичных платежей и всех видов массовых цифровых коммуникаций и сервисов.
При развитии Цифровой экономики – необходимо помнить о ее трансграничном характере, о международных соглашениях и конвенциях, а также о том, как отечественное законодательство будет вписываться в мировую картину – мы должны понимать, что отгородится от мира не получится.Особое внимание в связи с этим требуется к вопросам кибербезопасности.
Для обеспечения лидерства России по направлению Цифровой экономики, необходимо разработать ряд мер по стимулирующему регулированию некоторых наиболее инновационных и быстро развивающихся направлений такой экономики, которое к тому же должно происходить “на упреждение”. Так, необходимо подготавливать с участием всех заинтересованных сторон будущие концепции (2020+) регулирования таких явлений: Большие данные и искусственный интеллект, Робототехника, Автономные платформы и Интернет вещей, Блокчейн и другие.
РАЭК призывает государство в диалоге с отраслью вырабатывать и применять унифицированные гибкие подходы к регулированию Цифровой экономики, направленные на стимулирование инноваций и инновационной экономики, не ограничивающие развитие Сети и не нарушающие связность и безопасность сетевого пространства, равно как и не нарушающие права пользователей на доступ к информации и защиту личной информации.
Мы настаиваем на вовлечении в процесс принятия решений, касающихся регулирования интернета, всех заинтересованных лиц - государства, бизнеса и представителей гражданского общества.
Экспертно-консультативный Совет РАЭК по взаимодействию с органами госвласти сформулировал весной 2017 года предложение, которое мы представили как наш главный акцент работы в Совете при Председателе Госдумы по заксопровождению Цифровой экономики: обязательная необходимость проведения технической, экономической и регуляторной оценку законодательных инициатив в области регулирования интернета с привлечением широкого круга экспертов. При этом такая ОРВ должна учитывать долгосрочные планы и прогнозы развития – на 10-20 лет.
Цели:
Умный город
- Повышена надежность и эффективность электро-, тепло-, и водоснабжения городов
- Повышена эффективность пассажирских и грузовых перевозок
- Повышена эффективность проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости
- Повышены объем, качество и доступность информационных ресурсов городского хозяйства и сервисов для их обработки в электронной форме
- Повышено качество информирования граждан и увеличена их вовлеченность в процессы управления городами
- Сформирована и развивается инновационная инфраструктура, решающая задачи развития российских городов
- Создана комфортная и безопасная для здоровья граждан окружающая среда
- Создан постоянно действующий механизм управления реализацией раздела “Умный город” программы
Комментарии и оценка РАЭК:
По мнению экспертов РАЭК, наше с вами ближайшее будущее — это повсеместное применение интернета и IT в парадигме интернета вещей. К 2020 году количество подключенных к Сети устройств превысит 50 млрд., каждое будет стоить менее $10.
Проекты с их использованием конвертируются в «умные» города, транспорт или здравоохранение, новое качество жизни, уровень безопасности и др.
Сегодня в связи с направлением “интернета вещей” и “умного города” эксперты все чаще говорят них как об основных драйверах роста цифровой экономики.
В ноябре 2016 года РАЭК совместно с компанией МИДЭКСПО провели форум “Интернет вещей в умном городе”, главными темами которого стала политика формирования IoT в России, демонстрация и обсуждение реализованных (в т.ч. пилотных) проектов в области "интернета вещей в умном городе" для различных вертикальных рынков. Таким образом, потребность развития умных городов нашла свое отражение в разработанной программе.
Цели:
Здравоохранение
- Созданы условия для обеспечения граждан РФ доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.
- Повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных для оказания медицинских услуг (к 2025 году не менее чем на 30%) при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ
- Создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных стартап-компаний в этой области.
Комментарии и оценка РАЭК:
Эксперты РАЭК с самого начала принимают участие в работе над созданием дорожной карты по развитию информационных технологий в медицине.
Законодательные инициативы, стимулирующие развитие телемедицины в России, активно обсуждаются начиная с 2016 года – старт им был дан в мае прошлого года в ходе расширенного заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему: «Телемедицина: проблемы и перспективы». Представители РАЭК напомнили тогда, что в декабре 2015 года в рамках форума «Интернет Экономика» прошел круглый стол, посвященный телемедицине и Долгосрочной программы развития интернета и связанных отраслей экономики, где медицина выделена в одно из главных направлений, и где был предложен набор конкретных мер по стимулированию (в т.ч. законодательному) данного направления.
По мнению РАЭК, основные акценты, заложенные в Дорожную Карту по направлению развития телемедицины даже шире. Так, в проекте Дорожной Карты заложены не только вопросы развития телемедицины, но и стандарты хранения и обработки медицинской информации, индивидуальное лицензирование врачей; дистанционная торговля лекарственными средствами и другие важные вопросы. По каждому пункту данной Дорожной Карты нами выработаны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования.
Мы считаем, что сегодня в России есть все для того, чтобы активно развивать сегмент телемедицины (общественные организации, готовые агрегировать знания и организовывать межотраслевой диалог; национальные IT-лидеры, готовые и умеющие делать востребованные продукты и сервисы; воля и поддержка государства).
Основные выводы из анализ Программы “Цифровая экономика Российской Федерации 2017”
Предварительный анализ РАЭК представленной 5 июля Программы “Цифровая экономика Российской Федерации” позволяет сделать вывод о ее востребованности, своевременности, детальной проработке с учетом мнений заинтересованных сторон и потенциальной эффективности для целей и задач, которые ставит перед нами отрасль высоких технологий.
При этом мы отмечаем, что необходим дополнительный анализ Программы и сопутствующих ей документов, с привлечением отраслевых специалистов и многофакторный анализ, в т.ч. для определения зон пересечения с нашим отраслевым исследованием и проектом “Экосистема Цифровой Экономики России”.
РАЭК верит, что поднятая на столь высокий государственный и стратегический уровень “цифровая повестка” очень важна для России, мы видим в представленных предложениях и мерах путь к стимулированию роста онлайн-экономики и путь к росту экономики России в целом.