Позиция Кластера РАЭК по информационной безопасности по законопроекту «О правовом регулировании деятельности социальных сетей»

Дата публикации: 26 апреля 2017

Позиция Кластера РАЭК по информационной безопасности по законопроекту «О правовом регулировании деятельности социальных сетей»

Законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» предложен депутатом Виталием Милоновым и предлагает запретить детям до 14 лет регистрироваться в социальных сетях.

Участники Кластера не поддерживают законопроект по следующим причинам:

  1. Сегодня уже предусмотрены механизмы, позволяющие родителям осуществлять контроль за несовершеннолетними в интернете. В частности, на сегодняшний день для регистрации в социальных сетях требуется принять пользовательское соглашение, то есть заключить договор с администрацией социальной сети. Согласно нормам российского гражданского права, для того, чтобы иметь возможность самостоятельно заключать сделки, лицо должно обладать частичной дееспособностью, наступающей с 14 лет. При этом несовершеннолетние должны получить письменное разрешение своих родителей на совершение сделки. До 14 лет сделки могут совершаться только родителями от имени несовершеннолетнего.

    Таким образом, согласно действующему законодательству лица до 14 лет и в настоящее время не могут самостоятельно регистрироваться в социальных сетях.

    Например, пункт 5.2 пользовательского соглашения социальной сети «В Контакте» гласит: «Пользователем Сайта является физическое лицо, зарегистрированное на Сайте в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком, достигшее возраста, допустимого в соответствии с законодательством Российской Федерации для акцепта настоящих Правил, и обладающее соответствующими полномочиями».

    Формально данный пункт позволяет признать недействительным регистрацию на сайте пользователя, не достигшего 14 лет в случае, если несовершеннолетний регистрировался самостоятельно.

    Введение дополнительных запретительных мер подразумевает разработку механизмов контроля за соблюдением указанных мер. В настоящий момент подобный контроль де факто возложен на родителей. Социальные сети не располагают возможностью контролировать возраст своих пользователей и проверять действительность предоставляемых документов.

  2. Законопроект предлагает ввести административную ответственность за предоставление физическим лицом при регистрации в социальных сетях недостоверных персональных данных, однако, согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения 16 лет. Таким образом введение дополнительных мер ответственности не решит проблему в случае, если несовершеннолетний в возрасте до 14 лет самостоятельно зарегистрируется в социальной сети, предоставив недостоверные данные.

  3. В тексте законопроекта не отражены механизмы, позволяющие осуществлять контроль за соблюдением требований законопроекта, как со стороны социальных сетей, так и со стороны родителей несовершеннолетнего.

  4. Проверка документов при регистрации потребует сбора, хранения и обработки персональных данных граждан, в том числе несовершеннолетних, социальными сетями, что существенно повысит риск их утечки и несанкционированного использования.

На основании изложенного, законопроект в его нынешней редакции не позволяет решить проблему защиты несовершеннолетних в сети Интернет и не поддерживается Кластером РАЭК по информационной безопасности.