Официальная позиция РАЭК по законопроекту № 1003299-6 (введение упрощенной идентификации пользователей)
Дата публикации: 9 марта 2016
Ассоциация электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и эксперты Кластера «РАЭК / Электронная коммерция», объединяющего игроков рынка электронной̆ коммерции, работающих в России, рассмотрели проект Федерального закона № 1003299-6 (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации – в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации), внесенный Членами Совета Федерации О.А. Казаковцевым, Н.А. Журавлевым 24 февраля 2016 года (см. http://asozd2c.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=1003299-6).
Суть законопроекта
Активное развитие новых банковских технологий удаленного взаимодействия с клиентом и ограниченное использование упрощенной идентификации в российском законодательстве о ПОД/ФТ привели к необходимости модернизации российского законодательства, регулирующего деятельность по ПОД/ФТ.
На заседании Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку, которое состоялось 11.09.2015 года, была рассмотрена и поддержана Концепция модернизации законодательства о ПОД/ФТ в части совершенствования порядка осуществления идентификации, которая на протяжении нескольких последних лет разрабатывалась участниками финансового рынка.
На основе указанной Концепции был разработан Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка осуществления процедур идентификации)».
Законопроект предполагает установление обязанности по предоставлению клиенту-физическому лицу возможности использования любого одного из трех законодательно установленных способов упрощенной идентификации, а не всех трех.
Это обусловлено тем, что сложившаяся ситуация приводит к объективной невозможности исполнения финансовыми организациями требования Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». С одной стороны, законодательно установлена возможность использования кредитными организациями различных информационных систем для обеспечения осуществления упрощенной идентификации клиентов-физических лиц, а с другой – те сервисы, которые необходимы для проведения упрощенной идентификации, отсутствуют, а возможность актуализации данных в Единой системе идентификации и аутентификации просто не предусмотрена.
Также Законопроект предусматривает урегулирование процедуры подтверждения ранее проведенной идентификации (аутентификации), закрепляет условия, одновременное наличие которых дает право кредитной организации не проводить данную процедуру повторно.
Предлагается законодательно закрепить особенности совершения операций с использованием платежной (банковской) карты, предусмотренные Положением № 499-П, и установить, что при упрощенной идентификации клиента-физического лица идентификация представителя и (или) выгодоприобретателя клиента – физического лица, а также бенефициарного владельца клиента-физического лица не проводится.
Кроме того, предполагается, что минимальная сумма операций, при совершении которых не проводится идентификация, а также может проводиться упрощенная идентификация, будет увеличена до 40 000 рублей.
Согласно законопроекту, разрешается поручать проведение идентификации в рамках банковской группы любой из входящих в нее организаций, являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В законопроекте перечислены условия привлечения третьих лиц для проведения идентификации и дополнен перечень организаций, имеющих право поручать проведение идентификации только кредитным организациям.
Законопроект устанавливает, что для целей проведения идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, могут использоваться документы в электронной форме, электронный образ которых должен быть засвидетельствован усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса или лица, издавшего оригинал документа. Также разрешается предоставлять документы в электронном сообщении, подписанном электронной подписью, в том числе с использованием сети Интернет.
Суть отраслевой проблемы, связанной с темой законопроекта
1. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требуется проведение идентификации клиентов–физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе различные виды платежей, на сумму свыше 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей. Обычно для проведения операций свыше 15000 рублей необходимо предоставить свои реквизиты (ФИО, серию и номер паспорта).
Такой “заниженный”, по мнению отрасли электронной коммерции, порог, оказывал дополнительную нагрузку на продавца и покупателя при совершении покупок и доставке товара, в первую очередь – при оплате наличными деньгами курьеру.
2. Если рассматривать указанное положение с учетом требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который предусматривает, что оператор по приему платежей (платежный агент) в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в установленных законом случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж. Для этого необходимо выполнение определенных требований, среди которых использование специального банковского счета.
Таким образом, согласно требованиям действующего законодательства, оператор по приему платежей (платежный агент) должен идентифицировать плательщиков, вносящих суммы свыше 15 000 рублей.
При этом платежному субагенту (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) вообще запрещено принимать крупные платежи.
Данная проблема активно обсуждалась в рамках Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” и в итоге стала одной из основных, вынесенной в повестку круглого стола “Интернет + ТОРГОВЛЯ” в рамках Форума “Интернет экономика 2015” в декабре 2015 года (http://ie.iri.center/). На данный момент, сами продавцы согласно части 2 статьи 1 закона не подпадают под его действие. По мнению экспертов, необходимо было дополнить часть 2 статьи 1, чтобы сервисы логистики и службы доставки, по поручению продавца доставляющие товар, были приравнены к продавцам и, соответственно, не подпадали под действие №103-ФЗ.
Выводы и официальная позиция РАЭК
по законопроекту № 1003299-6
Принятие данного законопроекта № 1003299-6 (введение упрощенной идентификации пользователей) Государственной Думой Российской Федерации в качестве закона будет иметь положительные последствия для сегмента e-Commerce:
1. Упрощение идентификации, как при непосредственном присутствии клиентов-физических лиц, так и посредством использования сети Интернет.
2. Отсутствие необходимости проводить идентификацию представителя и (или) выгодоприобретателя клиента – физического лица, а также бенефициарного владельца клиента-физического лица.
Увеличение минимальной суммы операций, при совершении которых не проводится идентификация, а также может проводиться упрощенная идентификация, до 40 000 рублей.