Поправки РАЭК к законопроекту № 89417-6
Дата публикации: 28 июня 2012
7 июня 2012 года Государственная Дума РФ предложила принять к рассмотрению законопроект № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)». Многочисленные эксперты, в том числе Российской Ассоциации электронных коммуникаций, неоднократно выступали с заявлениями о необходимости законопроекта, вносящего поправки в №436-ФЗ, в ходе различных мероприятий.
Помимо несомненно положительных изменений, предусмотренных проектом № 89417-6, тем не менее, вводятся концептуальные изменения в федеральные законы «О связи», «Об информации» и Кодекс об административных нарушениях, разработанные без учета мнения экспертного сообщества и без консультаций с общественностью. Такая практика противоречит принципу законотворческой прозрачности, озвученному Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в программной статье от 6 февраля 2012 «Демократия и качество государства», а также в выступлении на Совете Федерации от 27 июня 2012 года.
Законопроект уже получил заключения Комитета ГД по культуре и Правового управления ГД, в целом поддерживающих его идею, но указывающих на ряд существенных недостатков, которые необходимо устранить, так как в текущем виде положения законопроекта могут привести к негативным последствиям, которые могут существенно понизить общественную и экспертную поддержку действий государственной власти в борьбе с педофилией и наркоманией, и соответственно, снизить эффективность этой борьбы. Среди вероятных последствий следует отметить, в частности:
- Массовые встречные иски к организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации, связанные с массовым закрытием добросовестных ресурсов, не содержащих запрещённого к распространению на территории Российской Федерации контента;
- Ограничение доступа к информации, запрещённой для детей, для всех пользователей российского сегмента сети Интернет;
- Ограничение сферы действия законопроекта ввиду нечётких определений владельцев сайтов и хостинг-провайдеров, многие из которых не попадают под действие законопроекта, не будут обязаны исполнять нормы законопроекта, и уйдут от ответственности;
- Злоупотребления, саботаж и недобросовестная конкуренция между интернет-платформами, связанные со слишком широким классом материалов, подлежащих внесению в Реестр на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В целях повышения эффективности правоприменительной практики, связанной с положениями законопроекта № 89417-6, направленного против распространения противоправного контента в сети Интернет, и с учетом замечаний, представленных Комитетом по культуре и Правовым управлением, Российская Ассоциация электронных коммуникаций разработала проект поправок к законопроекту.
Предлагаемые нами поправки помогут снять указанные проблемы и существенно улучшить правоприменение в будущем, более четко разграничить полномочия органов государственной власти по противодействию распространению в сети Интернет запрещённой информации, установить однозначным образом круг привлекаемых к ответственности лиц за ненадлежащую реализацию программно-аппаратных средств защиты детей от запрещённой информации, увеличить объем заблокированной негативной информации.
Данный проект поправок направлен в профильный Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей и в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Постатейный комментарий и предложения по поправкам к законопроекту №89417-6
Материалы по теме:
8 Июня 2012
Официальная позиция РАЭК по законопроекту №89417-6
25 июня 2012
Итоги Круглого стола Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК
7 февраля 2012
Проект Манифеста "РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ В 21 ВЕКЕ: БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ"
Изображение с сайта mamaspapas.ru