Официальная позиция РАЭК о возможном введении административной ответственности за неисполнение требований по маркировке рекламы в интернете

Дата публикации: 5 мая 2023

Официальная позиция РАЭК о возможном введении административной ответственности за неисполнение требований по маркировке рекламы в интернете

На рассмотрении в Государственной Думе РФ сейчас находится законопроект № 337373-8, вводящий в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд санкций за нарушение обязательных требований в сфере маркировки интернет-рекламы.

Законопроектом предлагается внести части 15, 16 и 17 в ст. 14.3 КоАП РФ, содержащую ответственность рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламной системы, операторов рекламных данных (ОРД), за ряд нарушений, в частности:

  1. неисполнение обязанности по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в сети Интернет рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор),
  2. нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности,
  3. предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации,
  4. распространение рекламы без идентификатора либо с нарушением требований к его размещению,
  5. в отношении ОРД – неисполнение обязанностей по передаче информации в Роскомнадзор, либо предоставление неполной информации несоблюдение порядка взаимодействия с Роскомнадзором.

Официальная позиция РАЭК

РАЭК поддерживает необходимость создания единой для всех участников рынка системы контроля соблюдения обязательных требований по маркировке интернет-рекламы, законопроект требует существенной доработки. Предлагаемые направления совершенствования текста Законопроекта необходимы для достижения общей цели регулятора и добросовестных игроков рынка – равных правил работы отрасли, основанных в том числе на пропорциональных и соразмерных (с точки зрения масштаба общественного риска) санкций для лиц, нарушающих обязательные требования.

В целях создания сбалансированной системы контроля и санкций, отраслевым сообществом — Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР), Ассоциацией коммуникативных агентств России (АКАР), Ассоциацией Блогеров и Агентств (АБА), а также Межрегиональной общественной организацией «Рекламное право» — выработаны предложения по доработке текста Законопроекта, по следующим направлениям:

  1. Введение предупреждения в качестве меры административной ответственности для составов правонарушений в ч. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ по тексту Законопроекта.
    С учетом отсутствия общественной опасности описанного деяния это позволит игрокам рынка выполнить обязательные требования без существенных финансовых рисков, что особенно актуально для МСП с учетом значительных размеров штрафов.
  2. Установить срок вступления в силу положений об административной ответственности не ранее 1 января 2024 года
    В настоящее время в активной стадии формирования находится нормативная база, которая прямо влияет на выполнение обязательных требований в сфере маркировки интернет-рекламы. Так, только с момента вступления в силу обязательных требований в сфере маркировки интернет-рекламы (01 сентября 2022 г..) было принято 10 нормативных правовых актов, а также ряд проектов федеральных законов находятся в активной стадии разработки.
  3. Разграничение ответственности за полное игнорирование требований об учете рекламы в сети Интернет и исполнения требований с незначительными нарушениями
    Данная мера позволит создать стимул для добросовестных игроков рынка, стремящихся выполнять обязательные требования и пропорционально снизить риски в случае ошибки при их выполнении.
  4. Создание четкого и прозрачного для рынка порядка привлечения к административной ответственности за нарушение ст. 18.1 Закона о рекламе
    В настоящее время предлагаемый набор санкций не проясняет порядок привлечения к ответственности и не уточняет порядок взаимодействия контролирующего органа с объектом ответственности в случае выявления нарушения, что создает серьезную правовую неопределенность для отрасли, где крайне важно сохранять непрерывность бизнес-процессов в силу высокой конкуренции на рынке.
  5. Размер предлагаемых в Законопроекте административных штрафов
    Представляется целесообразным проработать пропорциональный размер штрафов с учетом необходимости дифференцированного подхода к составу санкций за различные виду правонарушений.

Важно отметить, что с марта 2022 г. отрасль интернет-рекламы находится в сложном положении в связи с уходом с рынка крупнейших рекламодателей, а обязательные требования по маркировке интернет-рекламы вступили в силу менее года назад – с 01 сентября 2022 г, и стали беспрецедентными по своим масштабам изменениями в бизнес-процессах компаний, к которым рынок все еще адаптируется. Комплексный характер обязательных требований по маркировке интернет-рекламы и сложность технического процесса их реализации порой требует привлечения сторонних подрядчиков на коммерческих условиях, что особенно ощутимо в сегменте малого и среднего бизнеса. Так, согласно аналитическим исследованиям отношения МСП-сегмента отрасли интернет-рекламы к требованиям маркировки, из числа добросовестных игроков рынка почти половина (42%), выполняет обязательные требования, используя стороннюю экспертизу, и лишь 17% заявили, что делают это самостоятельно.

По мнению РАЭК, а также других подписавшихся ассоциаций и отраслевых объединений, данные предложения позволят создать комплексную систему контроля и санкций для недобросовестных участников рынка, которая, с одной стороны, пресечет недобросовестные практики уклонения от выполнения обязательных требований, с другой — сохранит адекватные темпы вовлечения игроков рынка в маркировку интернет-рекламы и не создаст критически значимых рисков для добросовестных игроков рынка (особенно МСП) в случае выявления незначительных нарушений.

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), а также Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), Ассоциация коммуникативных агентств России (АКАР), Ассоциация Блогеров и Агентств (АБА), Межрегиональная общественная организация «Рекламное право» предлагают Комитету Государственной Думы по государственному строительству и законодательству провести совещание по обозначенным предложениям с участием авторов Законопроекта и профильных органов государственной власти.

РАЭК направила обращение с вышеизложенной позицией Председателю Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павлу Владимировичу Крашенинникову.