Есть ли жизнь после ФЗ-54? Инструкция по выживанию для интернет-магазина
Дата публикации: 23 марта 2017
Вместо эпиграфа
Чтобы помочь клиентам и другим участникам рынка электронной коммерции, мы решили собрать все накопленные знания и подготовить простую инструкцию по выживанию в условиях 54-ФЗ. Мы надеемся, что этот материал поможет вам систематизировать свои знания по данному вопросу и составить понятный план действий.
Начнем с главного
Вот основные тезисы, которые нужно осознать каждому, кто ведет предпринимательскую деятельности в Рунете:
- Уже этим летом требования 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» станут строго обязательными для большинства российских интернет-предпринимателей. С 1 июля в силу вступят штрафные санкции по отношению к тем компаниям и ИП, чья деятельность не будет соответствовать требованиям закона .Отсрочку до 1 июля 2018 года получат компании и ИП:
- Применяющие патентную систему налогообложения.
- Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.
- Выполняющие работы, оказывающие услуги населению.
- Являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.
- Теперь вся реализация товаров и услуг проходит через кассу – вне зависимости от того, как вы совершаете продажу – оффлайн или онлайн. Каждый предприниматель должен выдавать чек за каждую оплату и передавать его плательщику в момент покупки.
- У каждого, кто подпадает под действие закона, должна быть касса с установленным внутрь фискальным накопителем и договор с оператором фискальных данных (ОФД).
Как должен выглядеть процесс приема оплаты с точки зрения законодательства (на примере приема оплаты банковскими картами через PayOnline):
- После успешной оплаты PayOnline направляет в интернет-магазин кол-бэк с информацией о платеже (на указанный URL или по электронной почте). Именно в этот момент оплата считается совершенной с точки зрения законодательства и именно в этот момент интернет-магазин должен сформировать электронный чек.
- Интернет-магазин получает кол-бэк, дополняет его данными в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ и формирует с помощью кассы электронный чек (вручную или через CRM \ CMS, интегрированную с кассой).
- Сформированный чек направляется в ОФД, а также плательщику (по электронной почте или в виде SMS на мобильный телефон).
Что нужно сделать до 1 июля?
Приобрести кассу (если ее еще нет)
Закон допускает использование интернет-магазинами как универсальных касс (для офлайн и онлайн платежей), так и онлайн касс (только для онлайн платежей). В любом случае касса – это физическое устройство, которое должно принадлежать вашей компании \ ИП. На рынке обсуждают ожидаемое появление «облачных» касс, но ни точных дат, ни какой-либо конкретики пока нет.
Здесь можно проверить, входит ли выбранная вами модель кассы в перечень касс, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Стоимость кассы стартует от 18 000 рублей.
Приобрести фискальный накопитель
Фискальный накопитель используется вместе с кассой и позволяет идентифицировать любой чек, выданный вами через вашу кассу. Емкость фискального накопителя – 10 000 чеков, срок жизни – 13 месяцев, затем нужно покупать и регистрировать новый. На одной кассе может использоваться только один накопитель.
Важно помнить, что после покупки фискального накопителя его необходимо зарегистрировать в течение семи дней, после этого устройство автоматически блокируется. Рекомендуем очень внимательно отнестись к процедуре регистрации фискального накопителя в первый раз – если вы допустите ошибку, вам придется покупать новый фискальный накопитель.
Стоимость накопителя стартует от 5 000 рублей.
Заключить договор с ОФД
Операторы фискальных данных агрегируют всю информацию о безналичных платежах и передают ее в общую базу.
Вот несколько операторов, которые уже зарекомендовали себя как высокотехнологичные, современные и, что немаловажно, зарегистрированные в ФНС компании: Платформа ОФД (промокод от PayOnline - 279470001) и Тензор (совместно с «Первый ОФД»). Стоимость обслуживания в ОФД – от 3 000 рублей в год.
Зарегистрировать кассу и фискальный накопитель в ФНС
Зарегистрировать кассу можно двумя способами:
- Можно пойти в свое отделение ФНС, принести кассовый аппарат и пройти регистрацию, что называет, вживую. Здесь описана стандартная процедура регистрации кассы.
- Через личный кабинет на сайте ФНС России (интернет-сервис также доступен для ИП). В соответствии с 290-ФЗ, с 15 июля 2016 года у российских предпринимателей есть возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
Порядок регистрации кассы (подробно описан в этой презентации):
- Начать регистрацию кассы на nalog.ru.
- Ввести адрес использования ККТ (для интернет-магазина: фактический адрес пункта выдачи товаров, место установки аппарата у провайдера или адрес сайта интернет-магазина).
- Получить регистрационный номер из ФНС и ввести его в ККТ.
- Касса отправит данные в ФНС через ОФД.
- В личном кабинете ККТ на сайте ФНС появится карточка регистрации. Внести в нее информацию о компании.
- Подписать оферту с помощью КЭП или загрузить подписанный скан договора.
Провести техническую интеграцию
Задача интеграции – собирать данные, полученные от платежной системы, и данные по номенклатуре, отправлять их на кассу для формирования чека, а чек – плательщику и в ОФД. И все это – очень быстро, точнее – моментально.
Онлайн платежи не выбирают время суток и день недели. Для своевременной отправки электронных чеков вам придется автоматизировать процесс взаимодействия вашего сайта с кассой и, соответственно, ОФД. Мы уверены, что в ближайшие месяцы появятся интеграционные модули для популярных CMS и надстройки для CRM.
Например, 1С-Битрикс уже представил свое решение, которое упрощает алгоритм интеграции с ОФД, регистрации кассы и фискального накопителя. С его подробным описанием можно ознакомиться вот в этой презентации.
Что дальше?
На сегодняшний день остается очень много вопросов, на которые пока не может ответить ни бизнес, ни законодатели. Мы будем следить за новостями и делиться с вами актуальной информацией на сайте и в представительствах PayOnline в социальных сетях: Facebook, VK, Twitter.