Есть ли жизнь после ФЗ-54? Инструкция по выживанию для интернет-магазина

Дата публикации: 23 марта 2017

Есть ли жизнь после ФЗ-54? Инструкция по выживанию для интернет-магазина

Вместо эпиграфа

Чтобы помочь клиентам и другим участникам рынка электронной коммерции, мы решили собрать все накопленные знания и подготовить простую инструкцию по выживанию в условиях 54-ФЗ. Мы надеемся, что этот материал поможет вам систематизировать свои знания по данному вопросу и составить понятный план действий.

Начнем с главного

Вот основные тезисы, которые нужно осознать каждому, кто ведет предпринимательскую деятельности в Рунете:

  1. Уже этим летом требования 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» станут строго обязательными для большинства российских интернет-предпринимателей. С 1 июля в силу вступят штрафные санкции по отношению к тем компаниям и ИП, чья деятельность не будет соответствовать требованиям закона .Отсрочку до 1 июля 2018 года получат компании и ИП:
    • Применяющие патентную систему налогообложения.
    • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.
    • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению.
    • Являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.
  2. Теперь вся реализация товаров и услуг проходит через кассу – вне зависимости от того, как вы совершаете продажу – оффлайн или онлайн. Каждый предприниматель должен выдавать чек за каждую оплату и передавать его плательщику в момент покупки.
  3. У каждого, кто подпадает под действие закона, должна быть касса с установленным внутрь фискальным накопителем и договор с оператором фискальных данных (ОФД).

Как должен выглядеть процесс приема оплаты с точки зрения законодательства (на примере приема оплаты банковскими картами через PayOnline):

  1. После успешной оплаты PayOnline направляет в интернет-магазин кол-бэк с информацией о платеже (на указанный URL или по электронной почте). Именно в этот момент оплата считается совершенной с точки зрения законодательства и именно в этот момент интернет-магазин должен сформировать электронный чек.
  2. Интернет-магазин получает кол-бэк, дополняет его данными в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ и формирует с помощью кассы электронный чек (вручную или через CRM \ CMS, интегрированную с кассой).
  3. Сформированный чек направляется в ОФД, а также плательщику (по электронной почте или в виде SMS на мобильный телефон).

Что нужно сделать до 1 июля?

Приобрести кассу (если ее еще нет)

Закон допускает использование интернет-магазинами как универсальных касс (для офлайн и онлайн платежей), так и онлайн касс (только для онлайн платежей). В любом случае касса – это физическое устройство, которое должно принадлежать вашей компании \ ИП. На рынке обсуждают ожидаемое появление «облачных» касс, но ни точных дат, ни какой-либо конкретики пока нет.

Здесь можно проверить, входит ли выбранная вами модель кассы в перечень касс, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Стоимость кассы стартует от 18 000 рублей.

Приобрести фискальный накопитель

Фискальный накопитель используется вместе с кассой и позволяет идентифицировать любой чек, выданный вами через вашу кассу. Емкость фискального накопителя – 10 000 чеков, срок жизни – 13 месяцев, затем нужно покупать и регистрировать новый. На одной кассе может использоваться только один накопитель.

Важно помнить, что после покупки фискального накопителя его необходимо зарегистрировать в течение семи дней, после этого устройство автоматически блокируется. Рекомендуем очень внимательно отнестись к процедуре регистрации фискального накопителя в первый раз – если вы допустите ошибку, вам придется покупать новый фискальный накопитель.

Стоимость накопителя стартует от 5 000 рублей.

Заключить договор с ОФД

Операторы фискальных данных агрегируют всю информацию о безналичных платежах и передают ее в общую базу.

Вот несколько операторов, которые уже зарекомендовали себя как высокотехнологичные, современные и, что немаловажно, зарегистрированные в ФНС компании: Платформа ОФД (промокод от PayOnline - 279470001) и Тензор (совместно с «Первый ОФД»). Стоимость обслуживания в ОФД – от 3 000 рублей в год.

Зарегистрировать кассу и фискальный накопитель в ФНС

Зарегистрировать кассу можно двумя способами:

  1. Можно пойти в свое отделение ФНС, принести кассовый аппарат и пройти регистрацию, что называет, вживую. Здесь описана стандартная процедура регистрации кассы.
  2. Через личный кабинет на сайте ФНС России (интернет-сервис также доступен для ИП). В соответствии с 290-ФЗ, с 15 июля 2016 года у российских предпринимателей есть возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

Порядок регистрации кассы (подробно описан в этой презентации):

  1. Начать регистрацию кассы на nalog.ru.
  2. Ввести адрес использования ККТ (для интернет-магазина: фактический адрес пункта выдачи товаров, место установки аппарата у провайдера или адрес сайта интернет-магазина).
  3. Получить регистрационный номер из ФНС и ввести его в ККТ.
  4. Касса отправит данные в ФНС через ОФД.
  5. В личном кабинете ККТ на сайте ФНС появится карточка регистрации. Внести в нее информацию о компании.
  6. Подписать оферту с помощью КЭП или загрузить подписанный скан договора.

Провести техническую интеграцию

Задача интеграции – собирать данные, полученные от платежной системы, и данные по номенклатуре, отправлять их на кассу для формирования чека, а чек – плательщику и в ОФД. И все это – очень быстро, точнее – моментально.

Онлайн платежи не выбирают время суток и день недели. Для своевременной отправки электронных чеков вам придется автоматизировать процесс взаимодействия вашего сайта с кассой и, соответственно, ОФД. Мы уверены, что в ближайшие месяцы появятся интеграционные модули для популярных CMS и надстройки для CRM.

Например, 1С-Битрикс уже представил свое решение, которое упрощает алгоритм интеграции с ОФД, регистрации кассы и фискального накопителя. С его подробным описанием можно ознакомиться вот в этой презентации.

Что дальше?

На сегодняшний день остается очень много вопросов, на которые пока не может ответить ни бизнес, ни законодатели. Мы будем следить за новостями и делиться с вами актуальной информацией на сайте и в представительствах PayOnline в социальных сетях: Facebook, VK, Twitter.