Социальные сети в России, осень 2016
Дата публикации: 9 декабря 2016
Представляем данные регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России за >ноябрь 2016. В исследование включены данные по социальным сетям Вконтакте, Facebook, Instagram, Twitter, Мой Мир и LiveJournal.
Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и влияния их на формирование общественного мнения.
В исследовании представлены данные по аудитории, возрасту, полу и региональному распределению авторов соцсетей России. А также включены данные по самым популярным авторам и группам наиболее популярных социальных сетей.
Активность социальных медиа по типам источников
Количество «говорящих» авторов за ноябрь 2016 г. составило 35 млн и которыми было сгенерировано 698 млн сообщений. 71,8% объема всего публичного контента приходится на социальные сети (504 940 публикаций). На 2-м месте источники видео-контента (YouTube и Vimeo) — 12,7% от всего объема публичного контента, а Твиттер перешел на третью строчку, его доля составила 8,7%.
Тип источника | Тыс. сообщений |
---|---|
Соцсети | 504 940 |
Видео | 89 322 |
61 350 | |
Форумы | 16 431 |
Блоги | 11 596 |
Отзывы | 10 640 |
Новости | 4 986 |
Комментарии к новостям | 3 768 |
Авторы и сообщения
Авторов за месяц, тыс. |
Сообщений за месяц, тыс. |
Статистика по каждой социальной сети
Вконтакте
ВКонтакте 13 278 000 активных авторов, за ноябрь они опубликовали 317 508 100 сообщений.
Распределение авторов по регионам России
В Instagram 4 645 700 активных авторов, за ноябрь ими было опубликовано 78 185 400 сообщений.
Данные о возрасте авторов в Инстаграм отсутствуют.
Распределение авторов по регионам России
В российском сегменте Фейсбук 1 021 700 активных авторов, 50 909 500 сообщений было опубликовано за месяц.
Распределение авторов по регионам России
В Твиттере активных авторов 669 500, они опубликовали 61 350 100 постов.
Данные о возрасте авторов в Твиттер отсутствуют.
Распределение авторов по регионам России
Livejournal
ЖЖ остается площадкой производства, но не потребления контента. Здесь активных авторов 196 200, а сообщений 6 743 500. Меньше, чем на других площадках, но более виральный и расходящийся далеко за пределы источника.
Мой мир
Активных авторов в Моем Мире 165 500, за ноябрь они опубликовали 30 293 800 сообщений.
Сравнение соцсетей по полу и возрасту
Пол и возраст авторов суммарно по всем соцсетям
Тренды соцсетей в России 2016
- Значительное увеличение активности тематических («клубных») форумов и публичных каналов в мессенджерах.
- Рост видео-контента и трансляций практически во всех соцсетях. Увеличилась активность российского сегмента Youtube. В Инстаграм доля видео в среднем составила 7%, а среди вирального контента — более 50%. Во ВКонтакте наиболее популярными авторами являются видео-блогеры.
- Вконтакте и Инстаграм запустили «умные ленты», определяющие интересы пользователей по их активности и подстраивающие под них ленту новостей, аналогично ленте Facebook. Подобные алгоритмы формирования ленты усилили эффект «информационного пузыря-оболочки», замыкающего людей в собственных убеждениях.
- Бурный рост активности спам-ботов. Показательно, что рост отмечается сразу в нескольких соцсетях — LiveJournal, ВКонтакте, Facebook, причем тематика спама в них коррелирует.
- Превалирование соцмедиа над классическими СМИ по уровню влияния на общественное мнение. Brexit, выборы в США, референдум в Италии — это кейсы, показывающие решения больших сообществ людей впротивоход «официальной информации» СМИ.
- «FakeNews» и необходимость проверки информации на достоверность. Желательная скорость выдачи информации для СМИ и соцсетей настолько высокая, что не остается времени на проверку публикаций. В 2017 году индустрия обязана найти решение для противодействия данному тренду.
- Российская часть Facebook стала практически московской — 50% авторов приходится на Москву.
Как получены данные:
Brand Analytics собирает и индексирует все публичные сообщения социальных сетей на русском, татарском, украинском, казахском и некоторых других языках, а также данные их авторов.
Для выделения данных по стране по каждой соцсети учтен процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделены на процент сообщений с гео-данными. Аналогично для авторов.
Для определения географии: взяты данные из профилей авторов, гео-меток сообщений, а также текстов сообщений. Гео-словари для всех соцсетей уникализированы и расширены всеми вариантами написания топонимов, в том числе «пользовательскими».
Для определения пола: взяты данные из профилей авторов и дополнены данными по полу, полученными с помощью лингвистического анализа имени и фамилии автора.
Для определения возраста: взяты данные из профилей авторов.
Не включены данные по Одноклассникам, поскольку API этой соцсети не позволяет проводить подобные исследования.
Основные термины исследования:
Автор — пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц.
Сообщение — любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях и др. Сообщения в личной переписке или в режиме «только для друзей» не учитываются.
Индекс Вовлеченности (EI) — показатель реакции аудитории на публикации автора. Рассчитывается как сумма комментариев, лайков и репостов ко всем публикациям автора за месяц.
Правила использования материалов Brand Analytics:
При использовании исследований Brand Analytics обязательна гиперссылка на источник