Финансовые привычки европейцев
Дата публикации: 4 июля 2016
Сколько способов оплаты нужно вашему клиенту? В такой большой стране как Россия платежные привычки покупателей зависят в основном от размера населенного пункта и особенности географии. В Европе у плательщиков в каждой стране свои вкусы и привычки. Во многих странах лидерами «зрительских симпатий» являются платежные инструменты, о которых мы и не слышали.
Пока европейский рынок электронной коммерции продолжает свой стремительный рост, всё больше интереса проявляется к различиям в платежных привычках европейцев. Изучив европейский рынок, мы выявили три тренда:
- В большинстве развитых стран Европы «альтернативные» способы оплаты более популярны, чем банковские карты, хотя и нет никаких ограничений для работы международных платежных систем.
- Европа характеризуется высокой концентрацией разноплановых платежных инструментов. Есть опасность потратить впустую время на подключения всех возможных платежных инструментов, которые при этом обеспечат низкий охват.
- Организация приема всех платежных инструментов достаточно сложна технически, а ряд платежных инструментов заметно отличается по схеме работы от привычных банковских карт всех типов и электронных кошельков.
Потребительские предпочтения и “альтернативные” инструменты оплаты.
В 2015 году более двух третей онлайн платежей в Германии (втором по размерам рынке e-commerce в Европе) были совершены без использования банковской карты. Только 11% оплат в Интернете в этой стране совершается с помощью карт, и их доля постепенно уменьшается.
Потребители в Германии предпочитают активно использовать банковские переводы и прямое дебетование для покупок в сети интернет. Это не является следствием ограниченного доступа к картам. Наоборот, платежи в магазинах с помощью кредиток растут на 3% ежегодно (в Великобритании аналогичный показатель падает на 1% в год), на немецком рынке уже выпущено 38 миллионов карт. Подобная картина наблюдается и на других североевропейских рынках. Например, голландский платежный оператор iDeal в ответ на запросы потребителей позволил клиентам совершать оплаты напрямую с их банковского счета, вследствие чего занял практически 58% рынка.
Несмотря на то, что в целом в Европе карты всё ещё являются доминирующим платежным инструментом, на некоторых национальных рынках «альтернативные» инструменты приобрели статус «предпочитаемых». Эти предпочтения рациональны и очень стабильны, а значит, маловероятно, что жители Северной Европы готовы переключиться исключительно на карты. Вероятно, в скором времени мы увидим стандартизацию требований к обработке дополнительных способов оплаты для достижения их соответствия функциональности карты.
Важно не столько разнообразие, сколько концентрация платежных инструментов на рынке.
Даже если потребителям могут быть доступны 200+ различных способов совершить оплату, лучше определиться с их предпочтениями, которые имеют свою логику и границы.
Топ-10 платежных инструментов аккумулируют 99% объема онлайн платежей (исключая наличные при доставке) в Европе. Ни один инструмент, добавленный к Топ-10, не увеличит объем платежей больше 0,1% на европейском уровне, и не больше 2% на уровне страны. Этот анализ показывает: если вы предлагаете Топ-10 инструментов, вы покрываете 99% возможных доходов и даете возможность потребителю совершать оплаты с помощью предпочитаемых в стране и во всей Европе инструментов.
Карты остаются любимым европейскими потребителями способом оплаты онлайн, генерируя 58% оборота. Однако, как отмечалось выше, важно признать роль предпочитаемых схем оплаты в конкретных странах. Например, если продавец хочет вести торговлю в Нидерландах, ему следует воспользоваться платежным сервисом iDeal, потому что на него приходится большая доля онлайн платежей в стране. Прием кредитных переводов также позволяет торговцам обращаться к более широкому сегменту сообщества интернет-покупателей на таких рынках как Германия.
Принимать платежи с помощью местных платежных инструментов – это не то же самое, что принимать Visa и MasterCard.
Можно сказать, что рынок онлайн платежей создали международные платежные системы. У них есть надежные решения для оценки рисков мерчантов, авторизации платежей, гарантийные фонды, механизмы управления фродом, урегулирования споров, а главное (с точки зрения потребителя) отработанные схемы чарджбеков.
Переход от карточных продуктов к альтернативным платежным инструментам требует значительных инвестиций в построение новых операционных стандартов и механизмов взаимодействия с сервис-провайдерами.
В то время как большинство платежных шлюзов упрощают процесс технической интеграции с множеством платежных инструментов через стандартные API, коммерческие процессы не всегда адаптируются так просто и удобно, как бы этого хотелось. Зачастую продавцам приходится адаптировать бизнес-процессы с подключением каждого нового платежного инструмента: настройка локальных банковских счетов в соответствии с местными требованиями, согласование отдельных коммерческих договоров, управление отдельными расчетными операциями и отработку новых процессов диспутов по спорным транзакциям. Помимо высоких издержек интеграции, возникают значительные операционные издержки в центрах поддержки клиентов, так как потребители генерируют новые нестандартные запросы, и бэк-офисы увеличивают расходы на обработку таких обращений.
Европейские платежные сервис-провайдеры признают эту проблему и всё чаще предлагают сервисы по обработке транзакций, которые упрощают расчеты с мерчантами. Они делают это с помощью создания единых расчетных счетов мерчантов, в которые направляются все платежи, предварительно согласовывая договоры и создавая возможность отслеживания транзакций, которые позволяют фронт и бэк офисам обрабатывать местные платежные инструменты так же, как и карты.
Что в итоге?
Жители Северной Европы отдают предпочтение «местным» платежным инструментам и не воспринимают их как альтернативу банковским картам, и этот тренд устойчив и стабилен. Продавцам рекомендуется сфокусироваться на Топ-10 платежных инструментов и не беспокоиться об обработке инструментов, которые принесут малую долю оборотов. Наконец, продавцы должны учитывать, что техническая интеграция сопровождается адаптацией бизнес-процессов, позволяющей снизить нагрузку на фронт и бэк-офисы.
https://www.finextra.com/blogposting/12701/alternative-online-payments-three-unrecognised-truths-for-merchants