Почему зрители уходят из кинотеатров, предпочитая онлайн-просмотры
Дата публикации: 25 апреля 2016
На этот и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью Forbes.kz ответила генеральный директор интернет-кинотеатра Tvzavr Марина Сурыгина.
Сами с правами
F: Марина, что из себя представляет рынок интернет-телевидения в СНГ? Сколько крупных игроков на этом рынке и сколько зрителей?
- Потенциальные зрители – это фактически все интернет-пользователи СНГ. У нашего кинотеатра в 2015 было 22 млн зрителей в месяц, из которых около полумиллиона - из Казахстана.
Крупных легальных участников на рынке онлайн-кино – 4-5, а пиратских - сотни. Какую долю рынка занимают «пираты», сказать сложно, но, по оценкам экспертов, они только в России в 2015 заработали порядка $70 млн. Если бы этот контент был легальным, правообладатели могли бы на нем заработать в 5-6 раз больше.
Тенденция времени такова, что жители СНГ продолжают потреблять в основном нелегальный контент. Однако рынок легального видео растет, хотя он пока и не огромный. Но даже среди тех, кто переходит на легальный просмотр, большинство предпочитают бесплатное видео. Онлайн-кинотеатры монетизируют эти просмотры показом рекламы. Хотя для нас, конечно, предпочтительней онлайн-показы, за которые зритель платит. Поэтому онлайн-кинотеатры часть контента делают бесплатным к просмотру, часть – платным. В Tvzavr, например, основная библиотека фильмов реализуется по рекламной модели, т.е. бесплатно, а новинки кинопроката – картины, которые выходят на одной неделе с кинотеатрами – мы продаем по тайтлам.
F: И зрители платят за то, что теоретически могут бесплатно скачать на пиратских сайтах?
- Мало кто верил, что такие времена наступят, но да, зрители все больше платят за контент, покупают подписки. Россия и Казахстан все больше переходят на платную модель онлайн-показа. В этих двух странах больше всего платящих пользователей на территории бывшего СССР. Дело в том, что пиратские картины часто низкого качества. Легальные онлайн-кинотеатры показывают кино высокого качества.
F: Сейчас в России активно борются с нелегальным контентом. Например, недавно был навсегда закрыт доступ из РФ к крупнейшей торрент-платформе Rutracker. Правда, он по-прежнему открыт в Казахстане, Белоруссии и других странах, где очень популярен. Нелегальный контент по-прежнему несложно найти в интернете. Почему же жители СНГ все больше предпочитают платить?
- Этому способствуют падение популярности веб-платформы и развитие мобильных гаджетов вкупе с распространением телевизоров с функцией smart TV. С этих устройств не так-то просто наткнуться на пиратский контент, если только его специально не искать. Я являюсь сопредседателем кластера «Цифровой контент» при Российской ассоциации электронных коммуникаций РАЭК. Участники нашего кластера, и я в том числе, участвуем в рабочих группах при Роскомнадзоре, которые занимаются совершенствованием антипиратского законодательства. Проводилось исследование, согласно которому в России всего 6% опрошенных зрителей – убежденные любители пиратского контента, которые будут намеренно искать обходы блокировок сайтов с нелицензионным наполнением. Остальные зрители просто ищут фильмы либо через поисковики, либо на легальных сервисах. И плата за просмотр все меньше кого-то пугает.
Мы заметили закономерность: поисковые запросы фильмов через веб-платформы падают: в конце 2015 – начале 2016 фразу «кино онлайн» на «Яндексе», согласно Wordstat, набирали в два раза реже, чем в конце 2014 - начале 2015. Люди все больше переходят на мобильные устройства. Им проще на гаджете установить мобильное приложение кинотеатра и смотреть фильм легально. И онлайн-кинотеатрам продвинуть приложение в AppStore намного проще, чем свой сайт в поисковой выдаче «Яндекса».
F: Какую долю занимают зрители с мобильными гаджетами?
- У нас - 10%. Еще 40% приходится на smart TV и 50% на web. В среднем доля веб-платформы сокращается на 3% в год.
F: Есть ли перспективы по полному искоренению интернет-пиратства?
- Не думаю. Оно продолжает существовать и в западных странах. Хотя там штрафуют даже зрителей за просмотр нелегального контента, и в целом антипиратское законодательство строгое, пиратство все равно есть.
Кризис на руку
F: Марина, можете ли вы сказать, что зрители в СНГ стали меньше ходить в кинотеатры, всё больше предпочитая онлайн-просмотр фильмов?
- Да. И этому способствует активное развитие интернета. В России, например, по госпрограмме устранения цифрового неравенства оптоволокно тянут в населенные пункты с населением до 250 человек. Smart TV для жителей маленьких удаленных городов становится буквально единственной возможностью посмотреть новинки кинопроката. Как правило, до ближайшего кинотеатра там нужно далеко и долго ехать, тратить деньги на дорогу. Таким образом, семейный просмотр в кинотеатре фильма обойдется примерно в 1000 рублей, в онлайн-кинотеатре тот же самый фильм можно посмотреть где-то за 200 рублей.
F: В Казахстане, кстати, есть аналогичные планы – у нас хотят к 2020 дотянуть оптику и 4G даже в маленькие сёла.
- Так вот, интернет проникает всё глубже, и потребление «тяжелого» контента растет. А вообще тенденция постепенного перехода зрителя на онлайн-контент отмечается во всем мире. Конечно, во многих странах, таких как США, например, и кинопрокат остается популярным, но в СНГ он будет постепенно уходить на второй план, теряя зрителя. Отчасти это связано с тем, что многие фильмы без спецэффектов наши люди предпочитают смотреть дома. Может, это происходит потому, что все больше людей покупают хорошие телевизоры с большой диагональю. И, потом, все-таки посмотреть платный фильм онлайн в большой компании обходится дешевле похода в кино. Думаю, всё так и будет продолжаться. Зрители, конечно, будут ходить в кино, в первую очередь на блокбастеры. И во многом из-за того, что права на показ этих фильмов онлайн открываются гораздо позже их выхода в кинопрокат. Возможно, киноиндустрия придумает новый способ завлечения зрителя в залы, как это было с форматом 3D.
F: Кризис и обесценивание валют в СНГ, наверное, тоже в чем-то помогли вам? Очевидно, что зрители стали экономить на походах в кино.
- Сложно сказать, помог ли нам кризис. У нас ведь многие контракты с правообладателями валютные. Правда, их становится меньше - многие западные студии переходят на расчет в рублях. Кстати, нам сильно помог скачок курса доллара к рублю в конце 2014. Помните, тогда россияне, казахстанцы и белорусы бросились скупать технику, и в наших странах у людей стало гораздо больше телевизоров с функцией smart TV. Это помогло нам нарастить платежеспособную аудиторию.
F: Если некоторые фильмы легально доступны в интернете параллельно с началом кинопроката, не сбивают ли онлайн-кинотеатры поток посетителей в кинозалы?
- Думаю, нет. Такие фильмы в интернете покупают в основном в будни. А в уикенд зрители традиционно идут в кино.
F: То есть, смерть традиционным кинотеатрам вы не прогнозируете?
- Нет, но у них будет продолжаться падение посещаемости. Здесь можно привести в пример американский онлайн-кинотеатр Netflix. Когда-то он начинал с продажи DVD-дисков, а теперь сам снимает сериалы и выкладывает их в интернет. Один из ярких их проектов – сериал «Карточный домик». Конечно, они много работали, чтобы получить такое серьезное развитие, много вкладывали в работу с интернет-провайдерами. Онлайн-кинотеатры тоже пойдут по этому пути.
Окупай и властвуй
F: Какие кино- и тележанры наиболее популярны в интернете в СНГ?
- Из бесплатного контента – мультфильмы и российские телесериалы, чьей целевой аудиторией в первую очередь являются домохозяйки. Если говорить о платной модели показа, тут лидируют российские киноновинки, комедии, мелодрамы, и фильмы, которые доступны онлайн сразу после или во время кинопроката. У казахстанских зрителей особый интерес вызывают корейские сериалы.
F: Популярны ли блокбастеры в онлайн-кинотеатрах?
- Фильмы с хорошей масштабной рекламой – да, популярны. Однако сейчас в Tvzavr большой популярностью пользуется русское кино. Так, за первый квартал 2016 в десятку лидеров по покупкам вошли восемь фильмов российского производства. Первые два места занимают картины «Самый лучший день» и «Срочно выйду замуж»: они вышли в ранних цифровых окнах (с минимальным разрывом или одновременно с кинопрокатом. – F) и были лидерами продаж. Похожую ситуацию мы наблюдали и весь предыдущий год.
F: Марина, если не учитывать пакетные предложения, стоимость одного онлайн-фильма колеблется в пределах $1–4. Как онлайн-кинотеатры делят этот доход с правообладателями?
- Это зависит от договоров, есть разные модели сотрудничества. В среднем доход делится пополам, как и в случае с традиционными кинотеатрами.
F: Вы можете назвать этот бизнес доходным?
- Пока нет - еще ни один онлайн-кинотеатр в СНГ не окупил инвестиции. Многие заявляют в лучшем случае об операционной окупаемости.
F: А каковы, кстати, инвестиции?
- В наш кинотеатр за 5 лет было вложено порядка $15 млн. Это очень немного, учитывая огромные затраты на технологическое оборудование. У нас, например, свои серверы во многих городах. Да и покупка контента стоит недешево. У Tvzavr есть собственная сеть доставки контента – CDN. Особенность этой системы том, что сигнал доставляется пользователю не через центральный сервер, а через местные. Так, кроме Москвы, сервера Tvzavr стоят в 21 городе. И если человек смотрит онлайн-кинотеатр где-то в отдаленном уголке, то сигнал к нему будет доставляться не из центрального сервера, а c ближайшего по скорости сервера. Потоковая видеотрансляция разрешает перейти на любой момент фильма сразу, без его длительной буферизации, не тратя время и интернет-трафик. Это позволяет, с одной стороны, разгрузить основной канал, а с другой — обеспечить хорошую скорость доставки, т. е. видео не будет тормозить, подвисать, искажаться — картинка станет гораздо качественнее.
F: Но перспективы по получению чистой прибыли в будущем хорошие?
- Хорошие. Главное – развивать платную модель просмотра и подписки. Тот же Netflix растет в доходах именно из-за развития платной модели. Хотя, признаться, мы не были уверены, что пользователи стран СНГ будут платить за контент. Но уже подрастает новое поколение, для которого плата – не проблема.