Рейтинг цитируемости медиаресурсов в социальных медиа за 2017 год. Битва трансформеров – 3 главных итога и 3 главных прогноза на 2018 год

Дата публикации: 10 января 2018

Рейтинг цитируемости медиаресурсов в социальных медиа  за 2017 год.  Битва трансформеров – 3 главных итога  и 3 главных прогноза на 2018 год

Brand Analytics представляет Топ-30 самых цитируемых в соцмедиа медиаресурсов в 2017 году, лидеров роста и снижения к концу года, а также главные итоги для медиа в 2017 году и главные прогнозы на 2018 год. Рейтинг демонстрирует кто в реальности формирует информационное поле социума, а итоги года и прогнозы – кто будет влиять на социум завтра.

Цитирование публикаций пользователями соцмедиа – самое весомое подтверждение качества и актуальности контента медиаресурса. Это тот случай, когда контент «зашёл». Динамика же в рейтинге показывает эффективность текущей редакционной стратегии. Если вы на подъеме – продолжайте в том же духе. Если нет – пора что-то менять и проанализировать действия конкурентов. Динамика в рейтинге показана сравнением Индекса цитируемости в ноябре с его среднегодовым значением. Декабрь является нетипичным месяцем и для медиа, и для пользователей, поэтому он не используется для анализа долгосрочных трендов.

В Топ-5 самых цитируемых пользователями ресурсов по результатам 2017 года вошли РИА «Новости», «RT на русском», Life, Лента.Ру и ТАСС. РИА «Новости» уже традиционно лидируют в соцмедиа. «RT на русском» на второй строчке рейтинга – пользователи соцмедиа не только цитируют контент телеканала, но и обсуждают связанные непосредственно с ним новости. Цитирование Life снижалось к концу года, но ставка на дистрибуцию контента в соцсетях обеспечила ресурсу итоговую за год третью строчку в рейтинге. Лента.Ру «не заметила» смену главного редактора и завершила год на четвертой позиции. ТАСС все дальше уходит от привычного образа классического информагентства и наращивает присутствие в соцмедиа. Пятая строчка годового рейтинга – хорошее тому подтверждение.

На подъеме закончили год лидеры роста Индекса цитируемости: «Комсомольская правда» с развитой региональной дистрибуцией (+40,1% цитирований в ноябре по сравнению со средним по году), Лентач.Медиа с фирменным сокращателем ссылок, объединяющим все соцмедийные каналы Лентача (+30,4% цитирований в ноябре), Новости@Mail.ru, постоянно развивающие контентное предложение (+21,5% цитирований в ноябре), а также Русская Весна c фокусированной новостной повесткой  (+20,1% цитирований в ноябре) и Известия, перезапустившие сайт в 2017 году (+19,5% цитирований в ноябре).

Отрицательную динамику Индекса цитирования в ноябре по отношению к среднему по году показали Яндекс.Новости (-38,4%), Блог Алексея Навального (-34.3%), Интерфакс (-20,4%), а также Life, «RT на русском» и телеканал «Звезда», у каждого из которых падение цитируемости в ноябре чуть более 17%.

Название медиа

Сайт

Годовой Индекс цитируемости  
за 2017 год

Динамика Индекса цитируемости
>в ноябре 2017

1

РИА Новости

ria.ru

4 427 489

7,0%

2

RT на русском

russian.rt.com

3 322 325

-17,0%

3

Life

life.ru

2 700 605

-17,3%

4

Лента.Ру

lenta.ru

2 358 996

-8,8%

5

ТАСС

tass.ru

2 343 579

11,2%

6

Яндекс.Новости

news.yandex.ru

2 303 961

-38,4%

7

Комсомольская правда

kp.ru

2 029 558

40,1%

8

РБК

rbc.ru

1 989 907

0,1%

9

Новости@Mail.ru

news.mail.ru

1 872 185

21,5%

10

Медуза

meduza.io

1 827 644

-12,9%

11

Sports.ru

sports.ru

1 622 566

-5,6%

12

Газета.ru

gazeta.ru

1 554 294

-10,0%

13

Телеканал Звезда

tvzvezda.ru

1 436 645

-17,3%

14

Вести.ru

vesti.ru

1 396 604

-10,4%

15

Российская газета

rg.ru

1 329 228

1,5%

16

Эхо Москвы

echo.msk.ru

1 310 536

-1,6%

17

Коммерсант.ru

kommersant.ru

1 248 654

0,0%

18

Московский комсомолец

mk.ru

1 191 014

-5,0%

19

Конт

cont.ws

1 189 027

2,0%

20

Телеканал Дождь

tvrain.ru

1 054 722

-1,0%

21

Блог Алексея Навального

navalny.com

1 006 328

-34,3%

22

Стихи.ру

stihi.ru

961 905

13,9%

23

Интерфакс

interfax.ru

926 592

-20,4%

24

Рамблер / Новости

news.rambler.ru

912 533

10,6%

25

Новая газета

novayagazeta.ru

890 651

-7,1%

26

Первый канал

1tv.ru

845 882

-5,1%

27

Русская весна

rusvesna.su

787 714

20,1%

28

Известия

iz.ru

783 902

19,5%

29

Ведомости

vedomosti.ru

725 156

-16,2%

30

Лентач.Медиа

lentach.media

710 333

30,4%

Индекс цитируемости в соцмедиа равен числу ссылок на медиаресурс в социальных медиа за определенный период. Для расчета итогового рейтинга используется период год, для анализа динамики сравниваются месячные значения Индекса.

Общее количество ссылок на сайты Топ-30 в 2017 году составило 47 млн 60 тыс. Например, для РИА «Новости» Индекс цитируемости за 2017 год составил более 4,4 млн ссылок.

Битва трансформеров – 3 главных итога 2017 и 3 главных прогноза на 2018

Brand Analytics совместно c прогностическим Телеграм-каналом soMedia (https://t.me/soMedia) используя данные Рейтинга цитируемости медиаресурсов в соцмедиа проанализировал тренды медиаиндустрии в 2017 году и подготовил прогноз на следующий 2018 год.

Главные итоги 2017 года

  1. Классическая модель онлайн СМИ (медиа-издание как собственный сайт) – теряет значимость для социума. Смещение точек сборки аудитории в социальные сети и мессенджеры требует от медиа идти за людьми. Попытки сохранить свою само-значимость: «мы делаем качественную продукцию, значит читатель обязательно к нам сам придет» – больше не работают.

    Добавляет пессимизма в «классику» и резкое падение уровня журналистского корпуса: значимые и толковые журналисты вполне могут хорошо существовать самостоятельно и в других форматах (Дудь, Соболев, Шарий, Лентач).

  2. Выживают и даже прибавляют в весе те ресурсы, которые трансформируются в медиа-платформы, например: региональная «паутина» KP.ru, новостные агрегаторы «Большой тройки», размещение на своем ресурсе вместе с журналистскими также и пользовательских материалов (блогов), площадки самиздата (Cont.ws, Stihi.ru, RusVesna.su), абсорбция ранее отдельных или дочерних проектов (IZ.ru, РИА «Новости»).

    Интересна динамика контент-процессов в «мы-никогда-не-будем-заниматься-контентом» Яндексе, сначала вобравшего большую аудиторию в Яндекс.Новости, а затем потерявшего пользователей в пользу растущего самиздат-проекта Дзен.

  3. Повышение роли агентств, сумевших расшириться (встроить свой контент) в точки сборки пользователей и социальные сети (в первую очередь в ВК, YouTube, ОК, Twitter), – РИА «Новости» и ТАСС.

Плавно переходя к прогнозам по индустрии медиа на ближайшие годы

  1. Наиболее важным итогом медиа-года и трендом 2018 года в России можно по праву считать становление экосистемы Телеграм (t.me и Telegra.ph) как основной из контентных кросс-платформ.

    Экосистема Телеграм, выросшая за год в 10 раз и превысившая 1,5 млн ссылок в месяц, по влиятельности стала сравнимой с объединенной мощностью крупных онлайн-СМИ (сумма приведенных в таблице 30 медиаресурсов меньше 4 млн ссылок). По данному показателю Телеграм сильно проигрывает любой крупной соцсети (ВК, ОК, Facebook, YouTube, Twitter), но хорошо выполняет роль «переносчика» (в последнее время и формирователя) интересного контента между информационными пузырями, создаваемыми соцсетями вокруг отдельного пользователя (та же лента Facebook).

  2. Окончательная смена парадигмы СМИ «я – главный» (люди сами придут на сайт за контентом) на «я – последователь» (размещение контента в каналах, используемых пользователями: соцсети, мессенджеры, подписки).

    Деньги теперь идут за аудиторией, а не за редакционной идеей: на смену баннерной рекламы на сайте тематического СМИ пришли Тимати и Ольга Бузова с миллионами подписчиков и гонорарами за пост, сравнимыми с бюджетами СМИ.

    Фактически для СМИ наступает глобальная эра смены схемы монетизации – раз сайт становится не главным, то рекламная модель «реклама-сайт» должна видоизмениться на что-то другое, будь то блогерский «реклама-личность» или соцсетийный ЛТ (лайк-тайм). Следует отметить, что площадки, где теперь пользователям удобнее потреблять контент, в этом году всерьез озаботились его монетизацией – и Яндекс, и ВК, и ОК предлагают и СМИ, и блогерам зарабатывать на распространении контента на своих площадках.

    Проходящая во всех СМИ оптимизация (читай: увольнения и сокращения издержек) – показатель происходящего болезненного процесса переноса акцента с редакции (издание, где журналист лишь звено и зачастую не главное) на журналиста-личность (блогер, влогер, идейная группа лиц), оценивать которых будут по количеству не только прочтений, но и реакций людей.

  3. Формирование локальных и глобальных эмоциональных точек сборки аудитории. Тренд, зародившийся в последние год-два, успешно использован целым рядом медиа-ресурсов (RusVesna.su по теме событий на Украине, Рамблер/Новости с опросами, Лента.ру и др.).

    Сверх того, у данного тренда есть еще одна очень позитивная сторона для СМИ – нейтральность и предоставление своей площадки для столкновения разных мнений. Информационный пузырь личного или группового медиаресурса, выступающий точкой сборки лояльной аудитории, не может быть нейтральным, а значит не может выступать точкой разборок. Медиаресурс формально-нейтрального СМИ, работающего по фактам, – может и выступает таковым: блок комментариев на сайте или группа в соцсети становится местом побоища армий из тысяч сторонников своего мнения, костра круглосуточного хайпа, в которое СМИ подбрасывает свежие контент-дровишки.