Рейтинг цитируемости медиаресурсов в социальных медиа за 2017 год. Битва трансформеров – 3 главных итога и 3 главных прогноза на 2018 год
Дата публикации: 10 января 2018
Brand Analytics представляет Топ-30 самых цитируемых в соцмедиа медиаресурсов в 2017 году, лидеров роста и снижения к концу года, а также главные итоги для медиа в 2017 году и главные прогнозы на 2018 год. Рейтинг демонстрирует кто в реальности формирует информационное поле социума, а итоги года и прогнозы – кто будет влиять на социум завтра.
Цитирование публикаций пользователями соцмедиа – самое весомое подтверждение качества и актуальности контента медиаресурса. Это тот случай, когда контент «зашёл». Динамика же в рейтинге показывает эффективность текущей редакционной стратегии. Если вы на подъеме – продолжайте в том же духе. Если нет – пора что-то менять и проанализировать действия конкурентов. Динамика в рейтинге показана сравнением Индекса цитируемости в ноябре с его среднегодовым значением. Декабрь является нетипичным месяцем и для медиа, и для пользователей, поэтому он не используется для анализа долгосрочных трендов.
В Топ-5 самых цитируемых пользователями ресурсов по результатам 2017 года вошли РИА «Новости», «RT на русском», Life, Лента.Ру и ТАСС. РИА «Новости» уже традиционно лидируют в соцмедиа. «RT на русском» на второй строчке рейтинга – пользователи соцмедиа не только цитируют контент телеканала, но и обсуждают связанные непосредственно с ним новости. Цитирование Life снижалось к концу года, но ставка на дистрибуцию контента в соцсетях обеспечила ресурсу итоговую за год третью строчку в рейтинге. Лента.Ру «не заметила» смену главного редактора и завершила год на четвертой позиции. ТАСС все дальше уходит от привычного образа классического информагентства и наращивает присутствие в соцмедиа. Пятая строчка годового рейтинга – хорошее тому подтверждение.
На подъеме закончили год лидеры роста Индекса цитируемости: «Комсомольская правда» с развитой региональной дистрибуцией (+40,1% цитирований в ноябре по сравнению со средним по году), Лентач.Медиа с фирменным сокращателем ссылок, объединяющим все соцмедийные каналы Лентача (+30,4% цитирований в ноябре), Новости@Mail.ru, постоянно развивающие контентное предложение (+21,5% цитирований в ноябре), а также Русская Весна c фокусированной новостной повесткой (+20,1% цитирований в ноябре) и Известия, перезапустившие сайт в 2017 году (+19,5% цитирований в ноябре).
Отрицательную динамику Индекса цитирования в ноябре по отношению к среднему по году показали Яндекс.Новости (-38,4%), Блог Алексея Навального (-34.3%), Интерфакс (-20,4%), а также Life, «RT на русском» и телеканал «Звезда», у каждого из которых падение цитируемости в ноябре чуть более 17%.
№ |
Название медиа |
Сайт |
Годовой Индекс цитируемости |
Динамика Индекса цитируемости |
1 |
РИА Новости |
ria.ru |
4 427 489 |
7,0% |
2 |
RT на русском |
russian.rt.com |
3 322 325 |
-17,0% |
3 |
Life |
life.ru |
2 700 605 |
-17,3% |
4 |
Лента.Ру |
lenta.ru |
2 358 996 |
-8,8% |
5 |
ТАСС |
tass.ru |
2 343 579 |
11,2% |
6 |
Яндекс.Новости |
news.yandex.ru |
2 303 961 |
-38,4% |
7 |
Комсомольская правда |
kp.ru |
2 029 558 |
40,1% |
8 |
РБК |
rbc.ru |
1 989 907 |
0,1% |
9 |
Новости@Mail.ru |
news.mail.ru |
1 872 185 |
21,5% |
10 |
Медуза |
meduza.io |
1 827 644 |
-12,9% |
11 |
Sports.ru |
sports.ru |
1 622 566 |
-5,6% |
12 |
Газета.ru |
gazeta.ru |
1 554 294 |
-10,0% |
13 |
Телеканал Звезда |
tvzvezda.ru |
1 436 645 |
-17,3% |
14 |
Вести.ru |
vesti.ru |
1 396 604 |
-10,4% |
15 |
Российская газета |
rg.ru |
1 329 228 |
1,5% |
16 |
Эхо Москвы |
echo.msk.ru |
1 310 536 |
-1,6% |
17 |
Коммерсант.ru |
kommersant.ru |
1 248 654 |
0,0% |
18 |
Московский комсомолец |
mk.ru |
1 191 014 |
-5,0% |
19 |
Конт |
cont.ws |
1 189 027 |
2,0% |
20 |
Телеканал Дождь |
tvrain.ru |
1 054 722 |
-1,0% |
21 |
Блог Алексея Навального |
navalny.com |
1 006 328 |
-34,3% |
22 |
Стихи.ру |
stihi.ru |
961 905 |
13,9% |
23 |
Интерфакс |
interfax.ru |
926 592 |
-20,4% |
24 |
Рамблер / Новости |
news.rambler.ru |
912 533 |
10,6% |
25 |
Новая газета |
novayagazeta.ru |
890 651 |
-7,1% |
26 |
Первый канал |
1tv.ru |
845 882 |
-5,1% |
27 |
Русская весна |
rusvesna.su |
787 714 |
20,1% |
28 |
Известия |
iz.ru |
783 902 |
19,5% |
29 |
Ведомости |
vedomosti.ru |
725 156 |
-16,2% |
30 |
Лентач.Медиа |
lentach.media |
710 333 |
30,4% |
Индекс цитируемости в соцмедиа равен числу ссылок на медиаресурс в социальных медиа за определенный период. Для расчета итогового рейтинга используется период год, для анализа динамики сравниваются месячные значения Индекса.
Общее количество ссылок на сайты Топ-30 в 2017 году составило 47 млн 60 тыс. Например, для РИА «Новости» Индекс цитируемости за 2017 год составил более 4,4 млн ссылок.
Битва трансформеров – 3 главных итога 2017 и 3 главных прогноза на 2018
Brand Analytics совместно c прогностическим Телеграм-каналом soMedia (https://t.me/soMedia) используя данные Рейтинга цитируемости медиаресурсов в соцмедиа проанализировал тренды медиаиндустрии в 2017 году и подготовил прогноз на следующий 2018 год.
Главные итоги 2017 года
Классическая модель онлайн СМИ (медиа-издание как собственный сайт) – теряет значимость для социума. Смещение точек сборки аудитории в социальные сети и мессенджеры требует от медиа идти за людьми. Попытки сохранить свою само-значимость: «мы делаем качественную продукцию, значит читатель обязательно к нам сам придет» – больше не работают.
Добавляет пессимизма в «классику» и резкое падение уровня журналистского корпуса: значимые и толковые журналисты вполне могут хорошо существовать самостоятельно и в других форматах (Дудь, Соболев, Шарий, Лентач).
Выживают и даже прибавляют в весе те ресурсы, которые трансформируются в медиа-платформы, например: региональная «паутина» KP.ru, новостные агрегаторы «Большой тройки», размещение на своем ресурсе вместе с журналистскими также и пользовательских материалов (блогов), площадки самиздата (Cont.ws, Stihi.ru, RusVesna.su), абсорбция ранее отдельных или дочерних проектов (IZ.ru, РИА «Новости»).
Интересна динамика контент-процессов в «мы-никогда-не-будем-заниматься-контентом» Яндексе, сначала вобравшего большую аудиторию в Яндекс.Новости, а затем потерявшего пользователей в пользу растущего самиздат-проекта Дзен.
Повышение роли агентств, сумевших расшириться (встроить свой контент) в точки сборки пользователей и социальные сети (в первую очередь в ВК, YouTube, ОК, Twitter), – РИА «Новости» и ТАСС.
Плавно переходя к прогнозам по индустрии медиа на ближайшие годы
Наиболее важным итогом медиа-года и трендом 2018 года в России можно по праву считать становление экосистемы Телеграм (t.me и Telegra.ph) как основной из контентных кросс-платформ.
Экосистема Телеграм, выросшая за год в 10 раз и превысившая 1,5 млн ссылок в месяц, по влиятельности стала сравнимой с объединенной мощностью крупных онлайн-СМИ (сумма приведенных в таблице 30 медиаресурсов меньше 4 млн ссылок). По данному показателю Телеграм сильно проигрывает любой крупной соцсети (ВК, ОК, Facebook, YouTube, Twitter), но хорошо выполняет роль «переносчика» (в последнее время и формирователя) интересного контента между информационными пузырями, создаваемыми соцсетями вокруг отдельного пользователя (та же лента Facebook).
Окончательная смена парадигмы СМИ «я – главный» (люди сами придут на сайт за контентом) на «я – последователь» (размещение контента в каналах, используемых пользователями: соцсети, мессенджеры, подписки).
Деньги теперь идут за аудиторией, а не за редакционной идеей: на смену баннерной рекламы на сайте тематического СМИ пришли Тимати и Ольга Бузова с миллионами подписчиков и гонорарами за пост, сравнимыми с бюджетами СМИ.
Фактически для СМИ наступает глобальная эра смены схемы монетизации – раз сайт становится не главным, то рекламная модель «реклама-сайт» должна видоизмениться на что-то другое, будь то блогерский «реклама-личность» или соцсетийный ЛТ (лайк-тайм). Следует отметить, что площадки, где теперь пользователям удобнее потреблять контент, в этом году всерьез озаботились его монетизацией – и Яндекс, и ВК, и ОК предлагают и СМИ, и блогерам зарабатывать на распространении контента на своих площадках.
Проходящая во всех СМИ оптимизация (читай: увольнения и сокращения издержек) – показатель происходящего болезненного процесса переноса акцента с редакции (издание, где журналист лишь звено и зачастую не главное) на журналиста-личность (блогер, влогер, идейная группа лиц), оценивать которых будут по количеству не только прочтений, но и реакций людей.
Формирование локальных и глобальных эмоциональных точек сборки аудитории. Тренд, зародившийся в последние год-два, успешно использован целым рядом медиа-ресурсов (RusVesna.su по теме событий на Украине, Рамблер/Новости с опросами, Лента.ру и др.).
Сверх того, у данного тренда есть еще одна очень позитивная сторона для СМИ – нейтральность и предоставление своей площадки для столкновения разных мнений. Информационный пузырь личного или группового медиаресурса, выступающий точкой сборки лояльной аудитории, не может быть нейтральным, а значит не может выступать точкой разборок. Медиаресурс формально-нейтрального СМИ, работающего по фактам, – может и выступает таковым: блок комментариев на сайте или группа в соцсети становится местом побоища армий из тысяч сторонников своего мнения, костра круглосуточного хайпа, в которое СМИ подбрасывает свежие контент-дровишки.