В Канаде приняли пропользовательский закон о копирайте
Дата публикации: 28 июня 2012
18 июня Палата Общин Парламента Канады приняла законопроект C-11, вносящий поправки в Закон о Копирайте. Законопроект явился результатом долгих дебатов по поводу того, каким образом необходимо реформировать законодательство об интеллектуальных правах, и учитывает протестные настроения общественности в отношении ряда инициатив, подобных SOPA и PIPA. Эксперты считают проект наиболее либеральным и разумным в мировой практике, однако указывают на то, что, подобно американскому DMCA, он содержит запрет на обход технологической защиты от копирования (DRM).
Канадское законодательство о копирайте в нынешнем виде действует с 1997 года. С тех пор предпринималось несколько попыток внести в него изменения (C-60, C-61, C-32, C-11), но, за исключением C-11, все они были безуспешными. Считается, что этот законопроект является реинкарнацией предыдущего C-32, однако основные различия проявляются в сравнении с C-61.
В таблице изложены ключевые сходства и различия законопроектов C-61 и C-11.
|
Bill C-61 (2008) |
Bill C-11 (2012) |
Расширение понятия добросовестного использования |
- |
+
|
Изменение формата |
Ограничено
|
+
|
Трансляция со сдвигом |
Ограничено
|
+ |
Резервное копирование |
- |
+ |
Исключение на пользовательский контент |
- |
+ |
Statutory Damages Cap |
Ограничено
|
+
|
Исключение для использования в Интернете общественного достояния в образовательных целях |
+ |
+ |
Публичное исполнение в школах |
- |
+ |
Технологическая нейтральность |
- |
+ |
Ограниченное исключение на дистанционное оубчение |
+ |
+ |
Ограниченное исключение на межбиблиотечные заимствования |
+ |
+ |
Notice-and-Notice |
+ |
+ |
Notice-and-Takedown |
- |
- |
«Три удара» / Блокирование сайтов |
- |
- |
«Безопасная гавань» для поисковиков |
+ |
+ |
Расширение платы за копирование в личных целях |
- |
- |
Репродукция в другом формате |
- |
+ |
Первые пять пунктовь можно условно назвать пропользовательскими, так как они сфокусированы на пользовательской деятельности в Интернете, включая копирование, комментирование и незначительную модификацию. Все они были включены в проект на последней стадии обсуждения под давлением общественности, а не каких-либо лоббистских групп, в том числе и образовательных. Таким образом Правительство Канады позитивно реагирует на проявление гражданской позиции. Это тем более любопытно, учитывая, что в проект не вошли многие из продвигаемых правообладателями поправок, аналогичных содержащимся в SOPA, в частности, касающихся процедуры уведомлений и реагирования на них (Notice-and-Notice в противовес Notice-and-Takedown).
По сравнению с действующим законом, C-11 включает следующие новые положения:
- Новые формы добросовестного использования, включающие образовательные нужды, пародии и критику.
- Новые разрешения на бэкап, изменение формата видеосервисов и трансляции «со сдвигом», в том числе через Интернет.
- Исключения для пользовательского контента, направленные на защиту некоммерческого фэн-арта и ремиксов.
- Исключения на деятельность школ.
- Система Notice-and-Notice, при которой провайдер является посредником при переписке и уведомлениях между правообладателем и владельцами ресурсов и контента, не раскрывая персональных данных последних.
- Ограничение максимально возможного штрафа за незаконное некоммерческое использование объектов авторских прав в 5000 долларов.
В целом можно утверждать, что законопроект C-11 отражает стремление законодателей Канады укрепить защиту индивидуальных добросовестных пользователей Интернета, наряду с сбалансированной поддержкой образования, института информационного посредничества и стимулирования творчества. Уступка крупным американским корпорациям-правообладателям в виде запрета обхода DRM, к сожалению, несколько портит общую картину, иначе C-11 представлял бы собой образец разумного мягкого регулирования в сфере интернет-технологий.
Материалы по теме:
27 Июня 2012
Техническая экспертиза законопроекта PROTECT-IP от созёдателей DNS
12 Декабря 2011
Аналитика от РАЭК SOPA & Protect-IP Act
28 Ноября 2011
Опубликован отчет о международном опыте регулирования Интернета