Какой чиновники видят Москву будущего?

Дата публикации: 19 июля 2018

Какой чиновники видят Москву будущего?

Власти столицы завершают работу над программным документом — стратегией «Умный город-2030». Как изменится лицо Москвы в ближайшие годы? В открытой студии «Радио «Комсомольская правда» на Московском урбанистическом форуме рассказал Алексей Чукарин, заместитель руководителя Департамента информационных технологий правительства Москвы.

БЛАГО СОВРЕМЕННОГО МИРА

- Появились сообщения, разработка стратегии «Умный город-2030» вышла на финишную прямую. Когда она, все-таки, будет завершена?

- Мы не стремимся к тому, чтобы обязательно утвердить стратегию как можно быстрее. Основная цель – сделать документ гармоничным. Создать стратегию такой, чтобы в ее создании приняло участие как можно большее количество людей: в этой работе приняли участие больше 20 тысяч экспертов. У нас не осталось крупных противоречий, мы продолжаем шлифовать текст, возникают новые стратегические инициативы, но в целом процесс синхронизации завершен. Рассчитываем, что в августе - сентябре стратегия «Умный город» у Москвы появится и будет ориентирована на перспективу до 2030 года.

- Мы уже можем понять, какой будет Москва в 2030 году?

- Мы не пишем стратегию с нуля - взяли лучшие результаты действующей госпрограммы «Информационный город». А до этого была программа «Электронная Москва». В городе есть много инструментов обратной связи с горожанами: «Активный гражданин», «Наш город», Единый портал мэра. Есть информационные системы, которые закрывают какой-то функциональный блок. Электронная школа с электронным дневником и журналом. Или медицинская система ЕМИАС.

В чем смысл новой стратегии? Мы перестаем говорить о том, что информатизация – это естественное благо, соответствующее требованиям современного мира. По сути, мы перестаем заниматься разработкой информационных систем. Мы делаем все для жителей и строим вокруг них по основным направлениям – транспортная доступность, умная среда, социальная сфера – те сервисы, которые 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году будут доступны каждому горожанину. В обозримой перспективе все услуги будут предоставлены, не потребуется использования бумажных документов. Цифровая форма документа должна быть доступна во всех жизненных ситуациях любому горожанину.

- А бумажные-то документы в жизни горожан останутся?

- Скорее, как копия. Когда стали выдавать свидетельства о праве на собственность в виде распечатки с синей печатью, и то по просьбе гражданина, было много удивлений: как же так, где моя солидная бумажка с водяными знаками? Но потихонечку люди привыкают. С точки зрения защищенности информации о праве собственности никакой бумажный документ не сравнится с современными технологиями. И эта информация доступна в любое время в любом месте любому ведомству.

ТРЕТИЙ ЭТАП — ЭТО КОСМОС

- Какие этапы развития стратегии «Умный город-2030» предусмотрены?

- В этом году завершается действие программы «Информационный город». С 1 января 2019 года она будет переименована и переструктурирована под реализацию стратегии. Программы принимаются на пятилетку. Первый этап – 2019-2023 годы. Второй этап реализации стратегии – 2024-2027 годы. Те технологии, которые сейчас только-только появляются, к 2022-2024 году как раз дозреют до нужной стадии. Сможем их использовать в масштабах всего города. Третий этап – это космос. Говорим так: мы сможем редактировать геном, делать 3D-здания и 3D-печать для них. Но это будет 2028-й, может, раньше, может, чуть позже - пока отдаленная перспектива.

- Кто принимал участие в разработке стратегии?

- На независимых площадках провели опрос жителей Москвы – несколько тысяч человек. Выбрали независимые площадки, чтобы потом не было предположений, что Москва опять что-то подтасовала. «Яндексу» с «Одноклассниками» большая часть населения доверяет. Мы выбрали востребованные горожанами цифровые идеи. Люди выступают за интенсивное внедрение цифровых технологий в социальные сферы жизни города. Здравоохранение, образование, культура – по ним было много предложений.

Параллельно начали работу с экспертным сообществом. Нам удалось собрать массу представителей цифровых компаний, экспертов из зарубежных стран, которые приняли участие в стратегии. Сначала предложили проговорить образ будущего, к которому мы хотим вместе прийти. Было много корректив. Рассказали о зарубежном опыте умного города.

По результатам двух этапов мы выбрали для обсуждения шесть направлений, в которых должна развиваться умная жизнь в городе. Проговорили детально каждый из компонентов. На старте инициатив было порядка 50, сейчас их порядка 100. Из первоначальных инициатив осталось 25, остальное – плод совместной деятельности с экспертным сообществом и коллегами из правительства Москвы. Все департаменты приняли самое активное участие в обсуждении. Планируем в ближайшее время выходить на московскую площадку - https://crowd.mos.ru/, чтобы финализировать это обсуждение и предложить Сергею Семеновичу Собянину вариант исполнения его апрельского поручения о разработке стратегии «Умный город».

- Бизнес тоже принимал деятельное участие в разработке стратегии?

- Самое активное. Практически все крупные и средние компании, работающие в Москве, в той или иной степени нам помогли.

- Бизнес каким видит свое будущее в Москве?

- Раньше мы вслух говорили о том, что Москва ничего не продает, мы покупаем и поэтому мы выберем себе то решение, которое нас устроит. Эта бизнес-модель перестала работать. Город быстро развивается, и мы перешли на модель сотрудничества. В большинстве городских проектов у нас практически отсутствуют капитальные затраты. По сервисной модели очень активно привлекаем организации, которые дают сервис с высоким качеством для конечного потребителя.

СИСТЕМА СИСТЕМ

- Что ждать в социальной сфере?

- Здравоохранение – основные усилия направлены на обеспечение высокого качества медицинской помощи каждому горожанину. Успешно протестировали технологии искусственного интеллекта, врачи могут получить альтернативное мнение от компьютерного зрения. Внедряются суперсовременные технологии передачи данных. Совместно с «Мегафоном» тестируем возможность удаленной диагностики в машине «Скорой помощи», когда в режиме реального времени, с использованием технологий тактильного интернета можно проводить диагностику от ультразвуковой до передачи в режиме реального времени сведений о состоянии пациента после тяжелых ДТП. На месте консилиум врачей может дистанционно оказывать помощь пострадавшему. Это комфорт пациента.

Второе направление – комфорт врача. Мы внедрили стандарт рабочего места медицинского работника. Стандарт меняется под потребности. Мы пытаемся для врачей создавать такую экосистему, в которой им будет комфортно, интересно и продуктивно работать. Много внимания уделяем профилактике здорового образа жизни. Здесь цифровые технологии тоже имеют свой вес и влияние. Сейчас становится модным носить умные браслеты. Бесконтактные современные технологии позволяют при желании человека мониторить его здоровье, собирать показания, рекомендовать пройти медосмотр, чтобы все не переходило в плоскость пациента.

Образование. Крупнейшее направление – Московская электронная школа (МЭШ). Идем по пути создания экосистемы, в которой могут принимать участие родители, учителя, профессора вузов. Пытаемся сделать процесс сквозным.

Культура. Есть планы 3D-моделей музеев, экспозиций, выставок, возможность виртуального посещения мероприятий. Активно используем технологии виртуальной и дополненной реальности.

- Как изменится ЖКХ?

- Повсеместное активное использование разных категорий датчиков интернета вещей. Это упрощает взаимодействие между ресурсоснабжающими, контролирующими организациями и потребителями. Не надо каждый месяц сдавать показания приборов. Расчеты за потребление должны происходить в реальном времени. Еще одно направление в сфере ЖКХ – движение в сторону системы систем. Приведу пример. В городе разрывают одну яму, потом засыпают, следом – вторую на том же месте, засыпают, потом третью на месте первых двух и засыпают. Это делается не потому, что злые чиновники на этих ямах что-то куда-то утащили. Первую яму раскапывал один департамент, вторую – другой, третью – третий. Каждый действовал в соответствии с заданием и графиком. Эти графики живут раздельно друг от друга - проблема серьезная в сфере ЖКХ. Мы долго пытаемся ее решить. Появились технологические и организационные возможности для того, чтобы за сколько-то лет построить систему систем, которая позволит синхронизировать все городские данные. Чтобы все департаменты видели общую картину происходящего в городе по объектам и могли принимать синхронизированные совместные решения.

Источник: https://www.kp.ru/daily/26857/3899589/