Хорошо там, где нас нет?
Дата публикации: 7 июля 2018
Недавно мы провели исследование – изучали восприятие москвичами информационно-технологического уровня Москвы. Проще говоря, спрашивали, — «Москва – Умный город?». Ответы, надо сказать, порадовали, потому что жители столицы в большинстве своем отвечали, мол, да, Москва заметно «умнеет».
Отмечали и достаточно высокий уровень доступности информации в городе (официальные порталы, sms-информирование граждан, инфостойки, рассылки), и развитие цифровой среды (доступы в интернет в метро и на улицах, электронные очереди даже в гос.учреждениях, паркоматы). Но представление жителей именно об «умности» города немного нас удивило.
Неотъемлемыми характеристиками умного города москвичи назвали мультифункциональность (говоря о портале мос.ру и МФЦ), мобильность (при чем речь шла не столько о мобильных приложениях, сколько в принципе об электронных услугах, которые можно получить «даже в мобильном телефоне») и забота о здоровье жителей (отмечая новые спортивные зоны в парках, велодорожки, велопрокат и т.д.).
При этом все эти характеристики, по мнению жителей столицы, всего лишь начало пути к умному городу. «А что тогда все-таки умный?» — уточняли мы. «Ну, как за границей!» — был нам ответ.
Последние два года ДИТ очень плотно общается с мировым сообществом. Мы не только «показываем» Москву, рассказывая о своих достижений. Мы изучаем «а как у них?», сравниваем, примеряем на себя, обмениваемся опытом. И, надо сказать, что Москва на арене мировых мегаполисов выглядит очень достойно.
Чтобы не быть голословным, вот примеры:
- международный рейтинг Foreign Direct Invest Intelligence(Financial Times Group) поставил столицу на первое место среди городов Восточной Европы и шестое место в мире среди других 301 городов будущего.
- в исследовании международной консалтинговой компании McKinsey Global Institute Москва заняла первое место среди городов Европы по степени осведомленности жителей о смарт-решениях и уровню их использования. И второе место по количеству digital приложений для горожан, уступая лишь Лондону.
К слову, наш город уже несколько лет регулярно входит в топ-5 самых развитых в части информационных технологий в разных отраслях городов мира.
В мае этого года в Москве прошло заседание Международного клуба городских лидеров Сonnected Cities 2020. Эксперты в области умных городов со всего мира — Сингапур, Дублин, Амстердам, Турин, Лион, Кейптаун и т.д. – приехали у нам, чтобы рассказать о своих достижениях в области умных городов, а также обсудить стратегию Умный город Москва 2030.
Обсуждение стратегии прошло достаточно бурно и продолжалось после мероприятия со всеми членами 20-ки. Особенно жаркой дискуссия была в части введения «цифрового двойника» горожанина. Совместно с коллегами мы пытались найти решение, как, с одной стороны, перевести максимально возможное количество услуг и сервис в электронный вид, но при этом сохранить анонимность действий в цифровом мире. Как видите, вопрос «большого брата» волнует не только обычных граждан, но и ИТ-специалистов. В этот раз мы не нашли идеальное решение. Но определили вектор движения в данном вопросе. Работы будем продолжать.
Не буду лукавить и заявлять, что наша стратегия единодушно была принята мировым сообществом позитивно. Нет. Была и «ложка дегтя» в обсуждении, и адекватная критика. За что нам досталось:
-
Виртуальное пространство Москвы должно быть удобным и умным не только для москвичей, но и для иностранца\гостя Москвы. Коллеги заметили,что сейчас иностранцу достаточно тяжело ориентироваться в виртуальной Москве. Признаем свою недоработку. В течение дня в час пик в Москве находится до 20 млн человек. При этом всего москвичей в городе проживает чуть более 12 млн человек. Конечно, при такой ситуации ориентация на гостей столицы, в том числе иностранных, должна быть выраженнее.
-
Государственный и городской маркетинг страдает. Коллеги заметили, что мы не умеем рассказывать жителям про наши услуги и сервисы . Не умеем привлечь внимание жителей и, в результате, не получаем ожидаемой активности в их использовании. Нам нужно учиться «продавать» электронные сервисы, тем более, что они и правда способны сэкономить время москвича на более важные дела.
-
Над цифровой безбарьерной средой нужно продолжать работать. При всём богатстве цифровых услуг, в Москве все еще мало проработаны специализированные цифровые сервисы для людей с ограниченными возможностями.
Радует тот факт, что в целом стратегия «Умный город 2030» была поддержана коллегами и сразу несколько городов попросили разрешение на полное ее копирование. Хоть и признавая, что прежде чем приступить к ее реализации, необходимо подтянуть их городской уровень до текущего московского.
Так вот, к чему я сегодня всем этим делюсь. Складывается впечатление, что теперь мы все чаще говорим «у них там лучше» по инерции. Да, не буду спорить, Москве есть к чему стремиться. Многое еще предстоит сделать. И ключевые направления работ мы сейчас как раз и формулируем совместно с ИТ-отраслью в стратегии «Умный город 2030». Но нельзя отрицать, что за последние семь лет, Москва сделала огромный рывок вперед.
Поэтому я уверен, что с каждым годом Москва будет становиться все более умным городом. И когда через несколько лет мы снова спросим москвичей «Скажите, Москва – умный город?», я надеюсь, они ответят – «Самый умный в мире!».