Цифровая трансформация всего:
Дата публикации: 1 июня 2017
Куда движется цифровая экономика России, почему не всем нравятся госуслуги, станет ли интернет-ритейл конкурировать с онлайн-услугами и как медиа и соцсети потеряли монополию на массовую коммуникацию.
29 мая в рамках Санкт-Петербургской Интернет-Конференции СПИК Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК) провела сессию “Цифровая трансформация всего: год 2017 – становление цифровой экономики России” с участием экспертов рынка.
В сессии приняли участие:
- Сергей Плуготаренко, директор РАЭК
- Сергей Гребенников, директор РОЦИТ
- Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК
- Леонид Довладбегян, генеральный директор LED agency, организатор «Киберпонедельника» и «Настоящей Черной Пятницы»
- Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics
Сергей Плуготаренко рассказал об основных трендах развития цифровой экономики России и особенно отметил вклад цифровой экономики и интернет-зависимых отраслей в ВВП России.
Каждый год мы наблюдаем, как стремительно развивается интернет и интернет-зависимые рынки. И уже сегодня интернет в России (с его трансграничной природой) проник во все сферы экономики государства и жизни россиян.
Согласно последним заявлениям руководителей страны на самом высоком уровне, в нашей стране осознанно установлен курс на цифровую экономику, а она может быть только частью экономики глобальной. И мы в РАЭК верим, что осознание этого присутствует на всех уровнях, как в бизнес-сегменте, так и в органах госвласти, ответственных за взаимодействие с игроками онлайн-рынка и за развитие цифровой экономики..
Поэтому хочется выделить основные тренды ИТ-отрасли в 2017 году.
- Мобилизация всего и вся – это уже не тренд, а нормальный устойчивый процесс
- Цифровая трансформация и перенос всего в цифровые среды
- Искусственный интеллект и его внедрение в различные области ИТ и других отраслей
- Интернет вещей и “интернет всего”
- Монетизация пользователей Сети, их поведения и предпочтений (временами граничащая с агрессивным маркетингом)
- Из негативного: усиление общемировых тенденции к контролю за национальными зонами, через географическую сегментацию и отрицание трансграничной природы интернета. При этом настораживает тот факт, что экономическая целесообразность регулирования в ряде стран и динамика роста рынка становятся менее значимыми и даже пренебрежимыми на фоне общемировых изоляционистских тенденций
- Из негативного: Манипулированию общественным мнением с использованием онлайн-сред и технологий.
- Из негативного: Кибератаки – персональные, корпоративные, страновые и региональные
- Стремление сразу нескольких крупных национальных интернет-сегментов ослабить влияние со стороны США и американских интернет-компаний
Сергей Гребенников рассказал об исследовании цифровой грамотности населения и планах по построению нового рейтинга на основе Индекса интернет-открытости регионов. По словам эксперта, подобный рейтинг поможет показать реальную картину понимания государством интернет-отрасли в стране и дать толчок для развития “регионов-аутсайдеров”.
РОЦИТ ежегодно проводит исследование цифровой грамотности.
По результатам последнего исследования, второй год подряд Северо-Западный округ получает максимальные показатели в сфере цифровых компетенций (6,81 пт.) и потребления (7,66 пт.), а вот цифровая безопасность остается болевой точкой региона (4,65 пт.), потеряв одну позицию и находясь в 2016 г. на 6 месте по России.
Живую дискуссию вызвал вопрос «уберизации» госуслуг – эксперты согласились с тем, что государство уже осознает роль интернета и активно развивает онлайн-сервисы, но пока не до конца осознает важность обратной связи от интернет-пользователей.
Иван Кургузов в своем докладе отметил основные тренды развития отрасли электронной коммерции.
У человека мало ежедневных задач покупки. Но в тот момент, когда кто-то сможет в носимый гаджет вставить покупку воды в вендомате или бизнес-ланча, интернет-торговля может встать в один ряд с соцсетями по тому, какое место занимает в жизни обычного человека.
Мы наблюдаем один очень заметный тренд – оцифровка всего и вся. Есть плюсы от оцифровки и минусы. Минус - это когда кто-то дигитализировался раньше тебя, а ты его к себе впускаешь. Например, в России нет сопоставимых по мощи аналогов Booking.com. А наш Куроротмаг с ним конкуренции не выдержал очень давно. И это же сейчас происходит в торговле материальными товарами. Есть гос.политика, включающая в себя пошлины и налоги, которая влияет на импорт и конкуренцию внутри государства. А при трансграничной интернет-торговле эта политика не действует. Соответственно, растёт доля иностранцев и разоряются внутренние сначала торговцы, а потом производители.
В ходе своего выступления Леонид Довладбегян рассказал о развитии рынка онлайн-сервисов в России – только по итогам 2016 г. его прирост составил порядка 15%. По словам эксперта, в отличие от рынка интернет-ритейла, развитие которого уже дошло до определенного уровня, рынок услуг стремительно развивается, причем толчком для развития отдельных отраслей может быть выход на рынок даже одного игрока.
Выход на рынок одного проекта с серьезными инвестициями меняет все – мы все помним, как выглядел рынок такси до Uber и как в миг все изменилось.
Ранее абсолютно традиционные службы такси пошли в онлайн и используют схожую моделью, а все потому, что паттерн поведения клиента изменился. Кроме того услуги подешевели, а качество выросло. Точно так же Airbnb полностью изменил рынок краткосрочной аренды во всем мире.
Леонид отметил, что в перспективе развитие рынка онлайн-сервисов может затронуть и ритейлеров, ведь при удешевлении определенных услуг у населения может фактически исчезнуть необходимость в покупке некоторых вещей. К примеру, при дальнейшем повышении качества и снижении стоимости онлайн-сервисов по заказу ремонта, спрос на электроинструмент может заметно снизиться, а необходимость владения личным автомобилем уже сейчас ставится под сомнение из-за доступности такси и стремительного развития каршеринга.
В своем выступлении Василий Черный поднял тему трансформации коммуникаций брендов и медиа с аудиторией. По его словам, сначала СМИ потеряли монополию на массовую коммуникацию под давлением социальных сетей, но и соцсети монополизировали контакт с пользователем лишь на время – сейчас наметился тренд на многообразие социальных механик взаимодействия для различных аудиторий и интересов.
Так, 2016-год стал годом мессенджеров и, в первую очередь, Телеграма, показавшего наибольший рост по России и задавшего тренд на публичные каналы и чаты. А 2017-ый планируется как год Youtube, год видеоблоггинга, стримминга и стори-формата. Эксперт также отметил серьезный “ренессанс” старых форматов – ЖЖ, имиджбордов и UGC-площадок.
Это выбор пользователей. Но именно такой выбор становится преградой на пути бюджетов брендов в диджитал. Рекламные инструменты не поспевают и не могут поспеть за изменениями в коммуникациях и бренды делают ставку на контент-маркетинг, нативные форматы, сотрудничество с блогерами и т.д.. Однако такая история недостаточно прозрачна, плохо медиапланируется, да и оценка эффективности таких многоканальных кампаний представляет некоторую сложность. Рынку нужны прозрачные типовые инструменты планирования и оценки эффективности размещений в диджитал, как это существует в медиа.