Состоялся Третий международный форум «Медиа Будущего»

Дата публикации: 10 июля 2013

Состоялся Третий международный форум «Медиа Будущего»

27 июня 2013 года в пресс-центре РИА Новости состоялся Третий международный форум «Медиа Будущего», организованный медиахолдингом РИА Новости в партнерстве с компанией МТС. В его работе приняли участие известные медиааналитики и профессионалы мировых СМИ, которые обсудили основные тенденции развития медиа и влияние больших данных на медиакомпании.

Ключевой темой форума стал расцвет рынка больших данных и влияние этой тенденции на средства массовой информации. Вторым ключевым трендом, изменяющим пространство медиа, который обсудили участники Форума, стала журналистика данных: где и как собирать информацию, как анализировать открытые данные и как визуализировать их так, чтобы они были адекватно восприняты аудиторией. Редакторы из ведущих мировых и российских СМИ рассказали о проектах, которые стали успешными в их изданиях.

На открытии форума выступили главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк и президент телекоммуникационного оператора МТС Андрей Дубовсков.

Двадцатый век, как мне кажется, был веком слова, основной кирпич — буква, из букв складывали слова, из слов — предложения, в предложениях искали смысл. Двадцать первый век, в нашей редакции мы понимаем это со всей отчетливостью, является веком цифры. Мир оказался описан цифрами, мы сами описаны цифрами, страны друг с другом разговаривают цифрами. Цифры описывают работу больших систем, государств, городов. Сегодня совершенно очевидно, что цифра, умение работать с цифрой, умение принимать входящий цифровой поток является, наверное, неотъемлемой частью и требованием к современному журналисту.

Главный редактор РИА Новости

По словам президента МТС Андрея Дубовскова, комплиментарность медиа и телекома сегодня очень высока.

Та часть телекома, которая будет существовать для удовлетворения информационного голода, перестанет быть собственно телекомом.

Президент телекоммуникационного оператора МТС

Специальными гостями форума в 2013 году стали топ-менеджеры ведущих медиакомпаний, основатели крупнейших мировых медиаресурсов, журналисты и известные исследователи в сфере медиа. Краткие тезисы из их докладов Вы найдёте ниже.

Крис Андерсон
Экономист, писатель и журналист, автор мировых бестселлеров «The Long Tail» и «Free: The Future of a Radical Price»

Сегодня Крис Андерсон — глава компании 3DRobotics, однако больше он известен как главный редактор культового технологического журнала Wired (США), который он возглавлял 11 лет. Поэтому не удивительно, что, по мнению Андерсона, образ мира медиа определяют именно технологические тренды. А на бизнес-модели современных СМИ в первую очередь сказалось появление планшетов. «Сеть бесплатна: нет никакого механизма оплаты, который был бы в нее встроен. А в iPad такой механизм был встроен с самого начала». СМИ на планшетах придерживаются модели freemium — это новые отношения с подписчиками, когда те, кто платят, смешиваются с теми, кто читает.
Второй тренд, который выделил Андерсон, — люди потребляют медиа не на сайтах СМИ или брендов, а через своих друзей и их рекомендации. Новая система убирает все лишнее из информационного пространства человека — и это хорошо, но, с другой стороны, мы часто не знаем, кто на самом деле создал новость, и это не имеет для нас значения.
Третьим значимым трендом становится электронная коммерция, которая также обретает все более «социальные» черты. Путь тот же, по которому друзья рекомендуют друг другу новости. Просто в данном случае, речь идет о рекомендации определенных товаров или услуг.
Крис Андерсон также отметил, что любая компания, у которой есть свой сайт, создает контент. При этом почти невозможно различить сайт СМИ и, например, сайт компании, которая занимается электронной коммерцией. Используя техники медиа, эти компании продают свой товар. Медиа как таковые могут исчезнуть, но медиатехнологии будут повсюду.

Минтер Дайэл
Консультант по вопросам брендинга, digital-маркетинга и электронного бизнеса крупнейших компаний

Минтер в своем выступлении сосредоточился на приложениях для смартфонов (needle, twitcident, adhawk, lazytruth и др.). «Возможности смартфонов и пристальный взгляд толпы, который следит за происходящим, работает на всех нас». «Объединение мнений и знаний — это новые социальны навыки». «Мы теряем доверие к экспертам, нам нужны реальные мнения. Это подтверждает успех приложения о безопасности пищевой промышленности Китая». Технологии так или иначе стерли границы присутствия человека в современном мире.

Василь Лацанич
Вице-президент по маркетингу и член Правления МТС

Рассматривая медиа с позиции оператора сотовой связи, Лацанич отметил главный тренд: голос в сетях мобильной связи «умирает» (на 2–3% в год, но, по словам спикера, платить за «голос» никто и вовсе не хочет), а абоненты предпочитают другие средства связи — в частности, интернет. Вместо того чтобы звонить кому-то, пользователи все чаще выбирают Skype или Whatsap. «В новой модели потребления мы, операторы, идем рука об руку с потребителем и готовы облегчить ему доступ к медиа. Мы хотим быть той площадкой, на которой предоставляется доступ к медиа, потому что зарабатывать на голосе мы скоро не будем, а интернет-трафик стоит копейки», — подытожил Лацанич.

Основная тенденция сейчас, по словам Василя Лацанича, заключается в том, что люди предпочитают заменять обычные голосовые звонки сообщениями в Интернете, связываться с собеседниками через сервисы, подобные Skype. Согласно исследованиям компании, потребление голосового тренда снизилось на 2–3%: цифры, казалось бы, небольшие, но специалисты считают это серьёзным спадом. Те же цифры видят и сотрудники рекламного отдела. Происходит миграция в новые медиа-ресурсы, потому что и телеком, и медиа находятся сейчас в стадии радикальной трансформации. «Чтобы сломать негативный тренд, телеком перестраивается и делает платное бесплатным.

«Голос» — прошлое, передача данных — будущее. Smart Pipe не сработает. Будущее оператора — «умная» биржа пропускной способности для абонентов и бизнеса», — уверен Лацанич. Именно поэтому МТС уже давно не тарифицирует поминутно голосовые звонки и подключает абонентов бесплатно, делая ставку на трафик в Интернете, потому что 25 миллионов человек постоянно находятся к Сети — такова статистика. И поглощение трафика будет только расти. Уже не раз звучат пророчества по поводу смерти ноутбуков и будущего всевластия планшетов. МТС учитывает и этот момент, делая упор именно на мобильные приложения.

«Вооружившись гаджетами, люди переходят из режима asset-heavy в режим asset-light, — говорит Василь Лацанич. — Смысл asset-light в том, чтобы за счёт гаджетов, мобильного Интернета и облака экономить расходы времени, денег и пространства в быту и в жизни». Он считает, что покупка телефонов скоро станет устаревшим действием, потому что в среднем россияне меняют свой телефон на новый через 200 дней: удобнее брать в пользование, а не покупать. В этом направлении компания намерена сейчас двигаться. Взаимодействия с медиа — это тоже Интернет. В Cisco делают прогнозы, что к 2017 году 70% всего контента будет составлять видео. Но основной тезис МТС следующий: широкий спектр услуг для человека и максимум удобств для медиа. За rich content будущее — таково мнение МТС.

Иван Бегтин
Директор некоммерческого партнерства «Информационная культура»

Выступая на форуме, Бегтин отметил, что в настоящее время в РФ неохотно раскрываются данные, к тому же не все журналисты умеют ими пользоваться. В качестве примера он привел портал госзакупок. «В РФ будет создан проект, который сможет научить чиновников, активистов и журналистов уметь пользоваться этими данными», — сказал Бегтин. Он также отметил, что в трех российских городах уже существуют порталы открытых данных — в Москве, Красноярске и Южно-Сахалинске, однако, по его словам, размещенная там информация пока не представляет большого интереса.

Арон Пилхофер
Редактор отдела интерактивной журналистики The New York Times

Арон рассказал про несколько проектов NYT, связанных с анализом больших данных, при этом тематически они оказались очень разными: от наукоемкого «Снегопада» до проектов, связанных с выборами в США или историей платьев и моды на церемонии вручения Оскара. По мнению Пилхофера, такая инфографика позволяют нагляднее рассказывать историю, а интерактивность дает дополнительный охват аудитории.

Американский журналист посоветовал коллегам из сетевых изданий отказаться от использования фиксированных шаблонов статей в пользу свободного оформления материалов, использовать как можно больше форм для визуализации информации и привлекать к подготовке материалов читателей, которые могут быть ньюссеттерами практически наравне с сотрудниками СМИ.

По его словам, читателям The New York Times нередко предлагают выступить в качестве источников информации. Издание активно использует присланные в редакцию фотографии и изображения. А при регистрации на сайте издания у пользователей спрашивают, может ли СМИ ссылаться на них как на источники, и просят оставлять адреса электронной почты для связи.

Белла Харрел
Редактор отдела визуальной журналистики BBC News

Белла называет визуализацию данных переходом от сухих данных к сюжету и истории. Но для того, чтобы проект стал успешным, нужно уметь объяснить идею — зачем вы собираете эти данные — в одном предложении и адекватно оценить, сколько усилий от вас потребуется, если история будет дополняться на протяжении какого-то периода времени. Визуализация данных — это переход от данных к сюжету и истории. Принципы подобных проектов просты:

  1. Объяснить идею в одном предложении;
  2. Оценить трудозатраты сейчас и в будущем;
  3. Не публиковать пользовательские данные, оставить их внутренней кухни

По ее словам, изданиям, которые работают с широким кругом читателей, нужно создавать продукты, которые могут затронуть любого жителя. «По сути, мы стараемся создать то яблоко, которое придется по вкусу всем», — отметила она. В качестве примера такого «яблока» журналистка привела «Калькулятор расходов на топливо» — инструмент, с помощью которого можно рассчитать затраты на бензин и «перевести» цифры, транслируемые органами власти, на доступный обывателю «язык».

Еще одним примером удачного интерактива стал проект по определению социального класса читателей. Каждому пользователю или прохожему на улице предлагалось ответить на пять вопросов о своих доходах, предпочтениях и увлечениях, чтобы определить, к какому классу общества он принадлежит. В результате читатели получили возможность получить новую информацию о себе. А издание — внимание читателей и важные данные для анализа аудитории и предпочтений современных британцев.

Елена Слинько
Исполнительный директор Центра исследований РИА Новости

Около 14% пользователей Рунета предпочитает читать новости на мобильных устройствах, в том числе, по 4% пользователей интернета в России знакомятся с новостями с помощью смартфонов, планшетов и нетбуков, еще 2% — с помощью мобильных телефонов. Исследование было проведено в 2013 году среди 2082 читателей новостей в интернете в возрасте от 18 до 54 лет, проживающих в городах с населением 100 тысяч и более.

Большая часть россиян — 56% — читают новости на специализированных новостных ресурсах, на втором месте находятся поисковые системы (результаты поиска) и на третьем по популярности — социальные сети — 50%. Реже всего для чтения новостей пользователи Рунета выбирают городские порталы или ленты RSS — 7% и 9% соответственно. По словам Слинько, 89% посетителей тратят на чтение новостей до часа в день, из которых 63% — около получаса в день, еще 26% пользователей — от получаса до часа. И только 11% пользователей читают новости более часа в день. Чаще всего респонденты предпочитают читать новости дома или на работе — 95% опрошенных, причем 75% респондентов читают новости дома и только 20% тратят на это рабочее время.

В целом для аудитории наиболее интересными темами являются новости погоды (82%), затем идут новости своего города или региона (71%) и тема «происшествия, катастрофы» (70%). Исполнительный директор центра отметила, что всего 24% респондентов предпочитают читать новости на одном новостном ресурсе, 40% имеют пул из нескольких интересных для них сайтов, а для 36% — не принципиально, на каком сайте читать новости.

Специальная сессия «Телевидение будущего»

Телевидение в условиях бурного развития интернета не исчезнет, а поменяет свою конфигурацию, при этом подача информации в эфире в будущем станет эмоциональнее, считают участники сессии «Телевидение будущего», которая прошла в рамках международного форума «Медиа Будущего».

Арина Бородина считает, что «наиболее популярные телепрограммы в стране, как правило, не теряют своего зрителя». «Это новогоднее поздравление президента 31 декабря. Парад Победы неизменно в течение 10 лет в 10 утра 9 мая смотрят огромное количество людей. Доля аудитории составляет порядка 50%. Парад Победы, как правило, имеет максимальную долю аудиторию по итогам телесезона», — сказала она, отметив, что традиционно высокие рейтинги сохраняют также программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым и трансляция конкурса «Евровидения», аудитория которого в мире составляет порядка 130 миллионов человек.

Павел Шеремет в свою очередь отметил, что в целом традиционное времяпрепровождение у телевизора уменьшается, а альтернативные варианты доступа видеоинформации увеличиваются. При этом если сравнивать ситуацию в США, России и на Украине, то есть существенные отличия в развитии телевидения. «В чем отличие? США — это много денег, очень сильная конкуренция, Россия — это много денег, практически отсутствует конкуренция, Украина — это мало денег и очень высокая конкуренция. Во всех трех ситуациях мы как игроки на медийном рынке вынуждены выбирать разные стратегии развития», — сказал Шеремет.
По его мнению, отсутствие конкуренции на российском медиарынке приводит к тому, что технологического прорыва в подаче контента не происходит.

Руководитель отдела исследований интернета Аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев, выступая на форуме, сказал, что в целом по стране растет количество экранов на душу населения и очень быстрыми темпами развивается «смарт-ТВ» («умные» телевизоры, подключенные к интернету). «Мне кажется, что, по крайне мере, среди российских аналитиков нет ни одного прогноза, который бы примерно угадал темпы развития «смарт-ТВ». Оно развивается жутко быстро, быстрее, чем мы могли себе представить. Сейчас мы говорим о нескольких миллионах «смарт-ТВ»-устройствах. Порядка 45% из них подключено», — отметил Беляев. Он также добавил, что в целом около 15% жителей крупных городов сегодня имеют доступ к широкополосному подключению и цифровому телевидению.

Более подробные материалы форума Вы можете найти по ссылкам:

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Ковшова Ирина
тел.: +7 (495) 645-6601, доб. 7952
моб.: +7 (905) 705-0374
e-mail: futuremediaforum@rian.ru

До новых встреч на форуме «Медиа Будущего»!