Исследование «Экономика Рунета» представили и обсудили в рамках открытия РИФ 2023
Дата публикации: 24 мая 2023
24 мая в пансионате «Лесные Дали» состоялось открытие 27-го Российского Интернет Форума, в рамках которого представили исследование «Экономика Рунета». Модераторами выступили директор РАЭК Сергей Гребенников и модератор ТАСС Ирина Сокол.
С приветственным словом к участникам форума обратился Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. По словам российского премьера, многие годы площадка РИФ дает возможность представителям органов государственной власти и делового сообщества вести конструктивный диалог, обсуждать актуальные вопросы, демонстрировать новейшие достижения, эксклюзивные данные, формировать тренды развития.
Сегодня технологии являются одним из основных мировых ресурсов, таким же важным, как сырье и финансовые возможности.
И потому эта волнующая всех тема будет центральной на Форуме. Серьезные вызовы, беспрецедентное санкционное давление с которым столкнулась наша страна, оказали влияние на все сферы, а также придали импульс развитию отраслей. Результаты, достигнутые в ИТ-индустрии, доказывают, что мы способны противостоять любым потрясениям. Яркий пример тому — лидирующие позиции России по числу пользователей всемирной сетью, доступности домашнего и мобильного интернета, цифровой трансформации и использованию информационных технологий в госсекторе. На новый уровень вышла программа импортозамещения индустриального и общесистемного программного обеспечения. В настоящее время более 500 ведущих российских компаний вовлечены в работу центров компетенций. Около восьмидесяти процентов существующих зарубежных решений можно заменить отечественными аналогами, которые обладают уникальными характеристиками и качеством. Важно, чтобы ИТ-компании наращивали набранные темпы, увеличивали аудиторию своих решений и сервисов, повышали компетенции, занимали новые ниши. А со своей стороны государство продолжит оказывать всестороннюю поддержку, совершенствовать принятые меры, стимулировать спрос на отечественные решения, помогать с выходом на новые рынки.
Он также добавил, что одной из приоритетных государственных задач остается развитие ИТ-отрасли. Для этого Правительством реализуется целый комплекс мер, среди которых налоговый маневр, таргетированные пакеты поддержки, льготные программы кредитования, ипотека и гранты.
Директор РАЭК Сергей Гребенников представил итоги ежегодного исследования «Экономика Рунета». Главный вывод: Рунет вырос в 2022 году на 29% по отношению к 2021 году. Вклад интернет-экономики в экономику России в 2022 году составил 12,2 трлн рублей.
Год назад мы прогнозировали, что в 2022 году экономика Рунета вырастет всего лишь на 11%, но наш прогноз не сбылся: рост составил 29%.
Это, конечно, меньше, чем рост в 2020-2021 годах, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40% в год. Но тем не менее, мы преодолели планку в 12 трлн и показали двузначный рост в условиях, когда это, казалось, было невозможно сделать. Рост экономики Рунета был обеспечен за счет положительной динамики сегментов электронной коммерции и инфраструктуры. Вместе с тем, сегменты маркетинга и рекламы и цифрового контента не смогли избежать падения, причём последний существенно потерял в объемах. На данные сегменты в значительной степени повлиял уход зарубежных игроков, а также регуляторный фактор. Для сегмента маркетинга и рекламы это новые требования о маркировке, а для сегмента цифрового контента — инициативы, направленные на регулирование контента.
Аудитория Рунета
81% россиян пользуется интернетом каждый день и тратит на это более 4 часов.
Активнее всего россияне сидят в социальных сетях (19% от общего времени использования интернета), смотрят видео (18%) и общаются в мессенджерах (16%). Больше всего времени пользователи тратят на Telegram. Он совмещает в себе функции мессенджера и социальной сети. 30% времени, проверенного в Telegram, пользователи читают каналы различных тематик. Жанровая направленность Telegram как соцсети – очевидно информационно-политическая, подавляющая часть топовых каналов посвящены новостям, политике, СВО. Исключение – молодая группа, в которой заметную роль играют более развлекательные каналы и блоги.
Также 18% времени в интернете россияне тратят на категорию «видео», 15% из них приходится на YouTube. На категорию e-commerce приходится 4% всего интернет-потребления. Чаще всего пользователи ищут одежду и обувь, гаджеты и товары для дома.
Реклама и маркетинг
Объём сегмента интернет-рекламы и маркетинга в 2022 году составил 389,2 млрд руб. и сократился на 10% относительно 2021 года.
Реклама является важной функцией экономики и жизни общества, но конкретные прогнозы о развитии этого рынка делать сложно, все быстро меняется.
Сейчас однозначно видим стабилизацию и рост, которые был заметны еще в третьем и четвертом квартале 2022 года. Игрокам удалось освоиться в новой реальности рынка маркетинга и рекламы и понять, какие инструменты digital-продвижения доступны и какие стратегии следует использовать. У компаний появляется четкое понимание, как захватывать новые ниши после ухода глобальных игроков.
На самом деле, сейчас достаточно странно говорить о падении сегмента. Несмотря на нынешнюю ситуацию и закон о маркировке рекламы, большинство игроков продолжает расти большими темпами.
Но мы не можем отрицать, что ситуация всё же ударила по сферам маркетинга и рекламы: ушёл пул рекламодателей и площадок. Российская отрасль трансформировалась, но всё равно нам не удалось возместить ущерб. На данный момент растёт сегмент продвижения на маркетплейсах, достаточно большой рост в сегменте классфайдов. Поэтому мы прогнозируем рост отрасли примерно на 5% за счёт появления новых каналов коммуникации и рекламодателей из дружественных стран.
Финансы и торговля
11 421,2 млрд руб. — объём сегмента электронной коммерции в 2022 году. Рост сегмента составил 32% относительно 2021 года.
Я думаю, что мы сделали тот уровень сервиса, который ждут от нас люди: покупатели и продавцы. Вообще, торговля — это сфера, существовавшая тысячи лет.
Но современные ИТ-технологии и логистика качественно трансформируют эту сферу: становится возможным заказать товар в любой точке страны и продать свой товар из любого населенного пункта. Благодаря этому E-com растет двузначными темпами. Уже каждый третий товар непродовольственной категории в России продается в Интернете. Мы уже не представляем эту сферу без интернет-торговли. Во втором полугодии 2022 больше половины всех заказов было сделано на маркетплейсах. Для меня это тоже такой маркер: мы не ищем товар в интернете, а ищем на конкретном маркетплейсе. Основные тренды будут сохраняться и в этом году.
Год был непростой и для ИТ-сферы, и для сферы недвижимости. Но любые сложности это всегда новые точки для роста.
Мы продолжаем активно развиваться, запускать новые продукты и сервисы, чтобы упростить нашим пользователям путь к сделкам их мечты. И в целом мы видим, что индустрия показывает достаточно быстрый рост. Мы, как компания, тоже продолжаем расти - выручка Циан по итогам 2022 года выросла почти на 40%.
Инфраструктура и связь
Объём инфраструктурного сегмента равнялся 300,3 млрд руб. Сегмент вырос на 47% относительно 2021 года.
Домен .RU в течение 2022 года подвергался беспрецедентному санкционному давлению — это и отказ зарубежных регистраторов от поддержки доменных имен в .RU, и невозможность для зарубежных пользователей оплатить продление доменов из-за банковских санкций.
По этой причине мы видим по результатам 2022 года снижение числа доменных имен в RU — которое было компенсировано ростом в кириллическом домене .РФ.
Сейчас российские регистраторы находят решения, чтобы продолжать осуществлять взаимодействие с зарубежными пользователями.
Стоит отметить, что эта ситуация способствовала росту интереса к созданию сайтов локальных проектов в зоне .RU и .РФ. Так, например, многие музеи и проекты в сфере искусства осуществляют продажи билетов только только в онлайн-формате. И наш прогноз на 2023 год оптимистичен — это 700 тысяч доменных имен в .РФ и 5 миллионов в .RU.
Кроме того, из-за релокации ИТ-компаний существует повышенный интерес ближневосточных компаний к доменной зоне .RU — и тут мы видим серьезный потенциал для роста доменной отрасли.
Медиа и развлечения
О сегменте цифрового контента рассказала главный аналитик РАЭК Мария Сайкина:
Этот сегмент наиболее пострадал в прошлом году: по объёмам он упал до уровня 2018 года. Однако, стабилизировать состояние сегмента можно, и для этого уже сегодня есть определенные заделы.
В составе сегмента цифрового контента мы традиционно рассматриваем рынки онлайн-игр, онлайн-музыки, цифровых книг и онлайн-видео. Один из трендов прошлого года — это активный рост так называемой "серой зоны", т.е. платежей пользователей за контент, который невозможно оплатить на легальных площадках. Особенного внимания требует рынок онлайн-игр, он "просел" на 78% и практически ушёл в "серую" зону. Тем не менее, есть рынок в данном сегменте, который показал рост — это рынок онлайн-видео. Растёт он за счет различных факторов — в основном, это приток контента из других стран (Турция, например). Но прежде всего, за счёт роста производства оригинального контента ведущими игроками рынка. В 2023 мы ожидаем рост сегмента на 7%. С одной стороны, есть позитивные факторы влияния, с другой — сохраняется давление на сегмент со стороны регулирования контента.
Образование и кадры
О «кадровом голоде» в ИТ-отрасли говорят уже не первый год, и потребность в ИТ-специалистах только растет. В 2021 году российской экономике не хватало порядка 1 млн ИТ-специалистов. В 2022 году ситуация еще больше обострилась за счет релокации кадров за рубеж. Также большое количество ИТ-специалистов требуется для реализации программы импортозамещения и импортонезависимости. По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Сергея Плуготаренко, наиболее востребованные специалисты сегодня: программисты, разработчики, «белые хакеры», специалисты по работе с генеративными нейросетями, разработчики приложений для российских мобильных ОС. Наиболее острый дефицит — порядка 30-50 тыс.специалистов не хватает рынку информационной безопасности.
Сергей Плуготаренко также отметил важность диалога между отраслью и государством и актуализации мер поддержки как для бизнеса, так и для каждого специалиста — как эффективные инструменты для достижения глобальных целей.
Российские ИТ-специалисты верят в перспективы ИТ-отрасли, но беспокоятся за собственное будущее. В то же время, государство уделяет особое внимание ИТ-кадрам, что подчеркивается включением в “третий пакет” мер поддержки ИТ-отрасли отдельного комплекса мер, направленных на поддержку “айтишников”.
Очень важно, что эти меры трансформируются, отвечая реальным потребностям отрасли. Также отмечу, что государство, понимая важность развития кадрового потенциала отрасли, ведет активную работу в этом направлении. Для преодоления дефицита ИТ-кадров в 2021-2023 гг. реализуются мероприятия федеральных проектов: “Кадры для цифровой экономики” и “Развитие кадрового потенциала в ИТ-отрасли”. Трансформируются программы обучения в высших учебных заведениях и школах, появляются новые программы дополнительного образования. Мы, в АНО “Цифровая экономика” также ведем активную работу по этому направлению — например проект “Урок цифры” служит эффективным инструментом для ранней профориентации школьников, раскрывая весь потенциал и многообразие цифровых профессий.
Студия Артемия Лебедева, партнёр РИФ и экспонент Аллеи технологического лидерства, с помощью нейросети Николай Иронова сделала несколько логотипов форума, за которые проголосуют участники.
Ещё несколько лет назад мы говорили об автоматизации рутинных процессов, а этот год стал яркой демонстрацией, что технологии заходят на территорию творчества.
Нам повезло: мы начали эксперименты немного раньше. Занимаемся автоматизацией творчества уже более трёх лет. Здесь вы видите попытки нейросети создать логотип для РИФа. И вы можете выбрать лучший логотип, проголосовав в социальных сетях.
Но мы видим, что количество дизайнеров не изменилось. Просто дизайнеры начали заниматься другими вещами. Технологии меняются настолько быстро, что становится сложно описать конкретные требования к специалисту кроме как «быть умным и быстрым.
РИФ 2023 — это ключевое профессиональное мероприятие, включающее в себя форум, выставку и фестиваль технологических достижений в сфере Интернета, обмен опытом и обсуждение перспективных направлений развития ИТ-отрасли. В этом году планируется участие в РИФ более 5 000 руководителей и специалистов ИТ-бизнеса, сферы маркетинга и рекламы, блоггеров, представителей государства и СМИ.
Организатор РИФ 2023 — РАЭК, поддержку оказывают Минцифры России и АНО «Цифровая Экономика», VK и Координационный центр доменов .RU / .РФ, а также ведущие технологические игроки, работающие на российском рынке, а также многие представители отрасли цифровой экономики и смежных отраслей.
Информационную поддержку форуму оказывают: информационное агентство ТАСС, РБК, информационное агентство «РИА Новости», газета «Коммерсантъ», Европейская медиагруппа (ЕМГ), Российская газета, индор телевидение премиального класса «Novikov TV», телеканал 360, NEWS.ru, Абзац, Новое радио, digital-оператор наружной рекламы Gallery, федеральный медиахолдинг ФедералПресс, радио Business FM, газета «Известия», Shkulev Media Holding, Телеспутник, федеральный медиахолдинг 1MI, Общественная служба новостей (ОСН), Comnews, медиагруппа Infox и другие.