Про Кластеры РАЭК: интервью с Натальей Власенко
Дата публикации: 8 ноября 2022
Наталья Власенко, председатель Кластера «РАЭК / Pharma&IT» и управляющий директор Atom Media Group, рассказала о том, как цифровизация изменила рынок Pharma&IT, какие ИИ-технологии применяются в отрасли, а также о планах Кластера на ближайшее будущее.
«Насколько сильно цифровизация проникла в фарминдустрию?»
– Пока достаточно слабо. Препятствием является сложная система дистрибуции и отсутствие хороших каналов обратной связи от потребителей. Развитие e-Commerce платформ для фарминдустрии снимет ряд барьеров. В ближайшее время рабочими инструментами станут предиктивные закупки на узкие аудитории потребителей и профессионалов из медицинской среды, а также системы сквозной аналитики. Законодательство и этика - совершенствование закона о персональных данных.
«Каким источникам информации вообще доверяют потребители лекарственных препаратов?»
– ТВ обеспечивает охват, в то время как диджитал позволяет взаимодействовать более адресно и нативно. Нативные форматы обеспечивают максимальное доверие потребителей. Также в онлайне хорошо работают на доверие и лояльность SERM, ORM, SMO.
«Поговорим немного про ePharma. Недавно в Госдуму внесли законопроект об онлайн-продаже рецептурных лекарств. Как вы относитесь к этой инициативе? Кто от этого выиграет в большей степени: фармкомпании, маркетплейсы или покупатели? Есть ли какие-то подводные камни?»
– Сугубо положительно. Выиграют все. Есть много сложностей на этом пути, но дорогу осилит идущий.
«Изменились ли площадки и digital-инструменты в этом году? Как именно?»
– Пропала часть популярных площадок. Остальные площадки не смогли обеспечить дополнительных объемов трафика, покрывающих образовавшийся дефицит. Но есть надежды на Telegram Ads.
«Через какие каналы бренды ведут коммуникацию с фармацевтами и провизорами? Насколько это эффективно?»
– Адресные программатики типа DOCTOR PERFORMANCE . Также есть ресурсы и соцсети для врачей и фармацевтов, но они используют уже достаточно устаревший инвентарь для коммуникации со своей аудиторией.
«Как вы относитесь к блогерам-врачам и блогерам-фармацевтам? Может ли блогер высказываться на такие темы без профильного образования?»
– Может, но должен соответствующим образом готовиться, ссылаться на авторитетные источники и нести ответственность за свои высказывания.
«Если говорить более широко про Digital Health, как вы думаете, будет ли когда-то создана омниканальная система взаимодействия всех участников фармацевтического и медицинского рынка (клиники, фармкомпании, пациент)? Насколько это целесообразно?»
– Когда-нибудь обязательно будет. Но рынок медицины и фармы устроен крайне сложно, большое количество участников. Движения в эту сторону будут происходить органически, не стоит ждать мгновенных революций в подходах. Скорее всего такие механики первыми появятся в FMCG и будут имплементированы в фарммаркетинг. Плюс развитие e-Commerce в отрасли принесёт с собой множество новых подходов.
«Сейчас много говорят про медицинские данные, искусственный интеллект в медицине, а насколько широко применяются большие данные и ИИ в фарминдустрии?»
– Тема крайне не развита. Инструменты AI и ML имеют огромный потенциал и серьёзно популяризированы в обществе, но на практике эффективных решений не так много. Только недавно рекомендательные сервисы стали работать более-менее адекватно, а основа основ - поиск в сети - по-прежнему работает на принципах 20-летнеей давности, хоть и с серьезными доработками алгоритмов.
«Давайте немного заглянем в будущее. Как вы думаете, как технологии могут изменить фармрынок в ближайшем будущем? Возможно, это будут какие-то кастомизированные лекарства или 3D-печать лекарств (есть уже сейчас, но не так широко применяется)»
– На мой взгляд, существенный потенциал есть в построении систем прямой обратной связи с потребителями, а также персонализации рекламы и direct-маркетинга на базе медицинских данных потребителя. Уже появляются витамины и БАДы по подписке, основанные на анализах покупателя. Движение в этом направлении имеет хорошие перспективы.
«Поделитесь планами кластера РАЭК / Pharma&IT на ближайшее время»
– Продвигать в рынок новые и доказавшие свою эффективность инструменты digital-маркетинга и взаимодействия с потребителями и представителями профессионального сообщества. Являться площадкой для открытых дискуссий, обмена опытом всех участников рынка, обсуждать инновации и делиться результатами их внедрения. Также есть желание сделать подкаст, в котором обсуждать наиболее актуальные и наболевшем вопросы отрасли.
Также рекомендуем к прослушиванию подкаст «А за окном Россия» с Сергеем Гребенниковым и Натальей Власенко по ссылке