Второй пакет мер поддержки ИТ отрасли: главное
Дата публикации: 14 сентября 2021
14 сентября Правительством РФ был утвержден окончательный план мероприятий по поддержке ИТ-отрасли в составе второго пакета мер поддержки. В итоговый вариант второго пакета вошло 62 мероприятия, которые в совокупности составляют комплексную систему стимулирования развития отечественных ИТ-компаний.
Важным аспектом подготовки второго пакета является активное участие представителей отрасли в его подготовке – фактически, представленные меры являются ответом на запрос представителей индустрии со стороны государства. Предложения отрасли в течение года обсуждались в ходе высокоуровневых встреч с первыми лицами (в т.ч., встреча Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с представителями отрасли в Иннополисе в июле 2020 года, обсуждение в рамках конференции РИФ in the City в сентябре 2020 года и др.)
По сравнению с первоначальной версией второго пакета, представленной в апреле 2021 года, в плане мероприятий произошел ряд существенных изменений. Число мер было сокращено до 62 (апрельская версия содержала 64 меры), некоторые меры были серьезно переработаны. Вместе с тем, изначальная структура и акценты были сохранены.
Меры в составе второго пакета разбиты на 9 направлений:
-
общесистемные меры поддержки;
-
отечественные решения для бизнеса;
-
электронные образовательные сервисы;
-
электронные медицинские сервисы;
-
отечественное офисное программное обеспечение и операционные системы;
-
обработка данных и облачные сервисы;
-
решения в сфере искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей;
-
производство отечественных компьютерных игр и российского профессионального видеоконтента;
-
решения в сфере информационной безопасности.
Основные акценты:
Выравнивание условий для отечественных и зарубежных ИТ-компаний
В Налоговый кодекс РФ будут внесены изменения: уже к ноябрю 2021 года будут рассмотрены предложения о порядке налогообложения доходов иностранных компаний, которые они получают в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них, с учетом подходов, обсуждаемых на площадке ОЭСР.
Изменения коснутся и нормативно-правовых актов, регулирующих требования о предустановке российского ПО, в частности, касающихся расширения классов программ, требующих предварительной установки.
Поддержка ИТ-предпринимательства
Существующие меры налогового стимулирования и поддержки отрасли должны быть общедоступны уже в сентябре 2021 года, тогда же начнет деятельность рабочая группа по вопросам взаимодействия ИТ-предпринимательства с органами государственной власти.
В ноябре 2021 года Минцифры, ФНС, ФТС, ФСБ и Центробанк России должны подготовить доклад о внесении изменений в законы, направленные на создание системы «цифрового резиденства» для иностранных компаний и физлиц, работающих в ИТ, без необходимости физического присутствия в России.
Также будет введена должность ИТ-омбудсмена, уполномоченного по защите прав ИТ-компаний. К декабрю 2021 года должно завершиться создание института, а к февралю 2022 года в Правительство РФ будет представлен доклад с конкретными предложениями относительно мер по защите ИТ-предпринимателей от уголовного преследования.
Поддержка импортозамещения
Уже в сентябре этого года должны быть разработаны нормативно-правовые акты (НПА), устанавливающие требования по преимущественному использованию отечественного ПО и ПАК (программно-аппаратных комплексов) на объектах критической информационной структуры (КИИ).
Начиная с сентября 2021 года будут проводиться ежегодные заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по обсуждению мер по обеспечению софинансирования разработки и внедрения российского ПО и ПАК. Уже к 2024 году должно быть запущено более 1000 стартапов по созданию и/или внедрению ИТ-решений.
Для внесения изменений в Налоговый кодекс РФ к ноябрю 2021 года должны быть разработаны предложения по стимулированию внедрения российских ПАК.
Изменения должны коснуться и НПА субъектов федерации, и стандарт оснащения общеобразовательных организаций. В этом же месяце в эти документы должны быть внесены изменения, направленные на стимулирование перехода школ на российское ПО: мессенджеры, почта, ВКС, офисное программное обеспечение, операционные системы. А уже к февралю 2022 года должно требование по использованию российского ПО будет распространено на учителей и преподавателей вузов.
Появятся ряд положений ограничивающего характера: так, к декабрю 2021 года приобретение иностранного ПО и ПАК ограничат для отдельных видов юридических лиц, если будут аналогичные разработки в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
В декабре 2021 года будет подписано постановление Правительства о торговых представительствах. Предполагается, что они послужат для создания службы «цифровых атташе» в перспективных странах для развития российского ИТ-экспорта.
Ряд мер направлен на стимулирование внедрения российских решений в деятельность отечественных предприятий (в т.ч. субсидирование расходов на внедрение российского инженерного ПО, внедрение механизмов специальных инвестиционных контрактов в целях доработки и внедрения конкурентоспособных отечественных ИТ-решений, субсидирование расходов МСБ на оплату облачных сервисов управления бизнесом, утверждение стандартов проектирования объектов капитального строительства для бюджетных нужд, предусматривающих использование российского инженерного ПО и др.)
К 2023 году планируется завершить процесс поэтапной замены зарубежного офисного ПО и операционных систем в органах власти на российские решения, для чего необходимые изменения должны быть внесены в ведомственные программы цифровой трансформации (ВПЦТ).
Также планируется обеспечить ускоренный процесс импортозамещения ПО и электронной продукции в госкомпаниях (к 2024 году доля расходов на отечественные ИТ-решения в составе общих расходов госкомпаний на ИТ должна достигнуть 70%).
Поддержка экспорта отечественных ИТ-технологий
В целях повышения узнаваемости российских решений, возможность их гибкой адаптации и доставки информации о них до возможных потребителей, увеличения объемов продаж российских решений, обеспечения юридической и финансовой поддержки российских ИТ-компаний при продвижении на зарубежных рынках, роста продаж российского ПО на зарубежных рынках и создания экосистемы финансовой поддержки и гарантий для покупателей российских ИТ-решений в октябрю 2021 года планируется внести ряд изменений в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающих, в том числе, создание реестра отечественных экспортных цифровых решений по модели единого «маркетплейса»; субсидирование / льготное кредитование пилотных внедрений российского ПО на зарубежных предприятиях; создание механизма, в том числе финансового, по обеспечению защиты прав и интересов российских ИТ-экспортеров за рубежом.
К декабрю 2021 года должны быть уточнены полномочия торговых представительств в целях создания службы «цифровых атташе» в перспективных странах для развития российского экспорта информационных технологий.
Стимулирование развития новых цифровых технологий, в том числе, технологий искусственного интеллекта
В ноябре 2021 года будет принят федеральный закон и постановление Правительства по изменению законов в целях создания условий для формирования рынка больших данных для российских разработчиков ИТ-решений и вовлечение их в коммерческий оборот.
К декабрю 2021 года российское законодательство будет подготовлено к созданию репозитория государственных дата-сетов для использования российскими разработчиками ИИ-решений и урегулирования вопросов передачи деперсонифицированных данных. К этому времени в ведомственные программы цифровой трансформации должны быть внесены изменения, предусматривающие создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений и поддержке проектов по внедрению ИИ в сфере госуслуг, здравоохранения, образования, безопасности и других.
На декабрь 2021 года запланирована доработка правовых актов в части введения обязательных требований по использованию отечественных решений в сфере интернета вещей в ЖКХ, пожарной и другой безопасности, а также создания госинфосистем для мониторинга погоды, экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, потребления коммунальных услуг бюджетными организациями на основе отечественных разработок.
Для стимулирования развития отечественных инновационных решений к 2024 году планируется обеспечить увеличение объема контрибуции отечественных разработчиков в open-source альянсах до 10% с сохранением доступа к ключевым решениям, обеспечивающим возможность повторного использования алгоритмов и решений, в том числе разработанных по заказу государственных органов. Для этого изменения будут внесены в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ», предусматривающие разработку и запуск программы стимулирования участия отечественных разработчиков в международных open-source альянсах и создание российской open-source платформы. Данная мера также должна привести к созданию новых российских доверенных ИТ-решений на основе открытого ПО и к снижению издержек заказчиков российского ПО при соблюдении коммерческих интересов поставщиков ПО.
Развитие электронных медицинских сервисов
В ноябре 2021 года будут разработаны правовые нормативы по внедрению цифровых медицинских рецептов, дистанционной продаже лекарств и предоставлению гражданами доступа к своим цифровым медкартам поставщикам цифровых медицинских сервисов.
В этой части также запланировано изучение предложений по выделению в тарифах медуслуг расходов на ИТ, эксперимент с дистанционной постановкой диагнозов и доступ российским разработчикам ИИ к обезличенным данным и сведениям из медкарт.
Поддержка онлайн-образования
В сентябре 2021 г. ожидается принятие постановления Правительства по обеспечению образовательных организаций общей и средней профподготовки онлайн-доступом к образовательным сервисам поставщиков цифрового образовательного контента.
Также в сентябре будут рассмотрены предложения по установлению на бессрочный период действующих исключений по неприменению лицензионных требований в отношении дистанционных образовательных программ и внесение изменений в федпроект «Кадры для цифровой экономики» в плане ввода механизма компенсации образовательным организациям расходов на повышение квалификации и дополнительное образование по «цифровым» специальностям. К февралю 2022 г. в рамках плана должна быть организована система получения дополнительной квалификации для студентов по ИТ-профилю в 100 вузах на «цифровых кафедрах».
К ноябрю 2021 г. ожидается появление стандартов по переходу образовательных школ на российское ПО, включая мессенджеры, почту, видеоконференцсвязь, офисный софт и операционные системы.
К декабрю 2021 г. Минпросвещения должно разработать программы обучения и повышения квалификации для педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения.
К февралю 2022 г. ожидается появление методических предписаний для учителей школ и преподавателей вузов по обязательному использованию российского ПО (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями.
Поддержка отечественных производителей контента
В ноябре 2021 г. Правительство планирует рассмотреть предложения по созданию Фонда поддержки разработки игровых проектов (компьютерные, мобильные и онлайн-игры), «популяризующих русскую культуру и историю», а также законодательные изменения правил предоставления бюджетных субсидий на создание кино- и ТВ-продукции с требованием обязательного размещения контента на российских интернет-площадках.
В феврале 2022 г. ожидается рассмотрение пакета законодательных изменений для установления запрета на учет рекламных расходов на иностранных интернет-площадках в плане налогообложения прибыли.
В декабре 2021 г. будет рассмотрен список изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих для российских аудиовизуальных сервисов стимулирование производства отечественного контента.
К мерам по поддержка отечественных производителей контента также можно отнести разработку предложений по распространению принципов “Антипиратского меморандума” на всех участников рынка, включая иностранные сервисы. Кроме увеличения рынка легальной дистрибуции контента данная мера должна снизить доступность и использование нелицензионного ПО и выровнять требования законодательства в отношении российских и зарубежных компаний.
Меры по борьбе с «кадровым голодом»
Мероприятия в составе второго пакета предусматривают шаги по решению проблемы «кадрового голода» — одной из наиболее насущных проблем российского ИТ-бизнеса. В том числе планируется внести изменения в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» и включить в нее результаты, предусматривающие получение дополнительного образования по ИТ-направлению школьниками и студентами; компенсации образовательным организациям расходов на повышение квалификации и дополнительное образование граждан по «цифровым» специальностям.
К марту 2022 года планируется разработка и принятие закона, который позволит создать условия для возвращения ИТ-специалистов и ИТ-компаний в Россию. Документ должен будет содержать меры по упрощению для ИТ-специалистов получения вида на жительство, а также предоставление льготной ипотеки и льготного кредитования.
Новости по теме:
-
Диалог с государством продолжается: совещание вице-премьера Д.Чернышенко с IT-компаниями
-
Опрос членов РАЭК: осведомленность относительно мер господдержки и оценка их эффективности
-
Состоялась встреча Д. Н. Чернышенко с ИТ-отраслью для обсуждения «второго пакета» мер поддержки
-
РАЭК выпустила итоговую резолюцию РИФ 2020 “Меры поддержки отрасли глазами отрасли”