«У нас нет времени раскачиваться»: эксперты обсудили тренды финтех-рынка

Дата публикации: 3 сентября 2021

«У нас нет времени раскачиваться»: эксперты обсудили тренды финтех-рынка

С 3 по 5 сентября 2021 года пройдёт пятый тематический хакатон Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»

В рамках первого дня хакатона состоялась экспертная дискуссия на тему «Тренды рынка Fintech». Спикеры обсудили инновации в финтех-индустрии, барьеры для развития рынка, тренды инвестирования, вопросы трансформации банков в экосистемы и другие актуальные темы. Модератором выступила руководитель проектной команды Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» Татьяна Голубовская. Представляем дайджест цитат спикеров. 

Мы в хорошем смысле догоняем этот поезд. Но это и наше конкурентное преимущество: у нас нет времени раскачиваться.

Оставаясь в тренде, мы используем мировой опыт и двигаемся гораздо быстрее. Мы наблюдаем даже на примере участников «Цифрового прорыва» огромный интерес к финансовой сфере: это не только кибербезопасность, но и маркетплейс-решения, решения, связанные с обменом данных. Я считаю, что мы, если не впереди планеты всей, то в первой тройке, очевидно.

Мы стремимся к цифровизации внутри. Несмотря на то что мы не банковская и не цифровая компания, мы поняли, что нам нужен серьёзный цифровой инструмент, и он у нас появился, это платформа «Другое дело», и там, как мне кажется, есть где развернуться финтеху. Проект «Другое дело» направлен на поощрение молодых людей за стремление к саморазвитию, за участие в общественной деятельности и социальных проектах. На платформе своя экономика, она саморегулируемая, это баланс между каталогом заданий и каталогом бонусов, поэтому используются лучшие принципы защиты данных и есть большое пространство для развития искусственного интеллекта.

Ольга Бужинская

ОльгаБужинская

АНО «Россия — страна возможностей»Заместитель генерального директора

Скорость проникновения цифровых разработок в финансовую сферу колоссальна.

Но сегодня следует не только стимулировать цифровые разработки на уровне финансовых корпораций, но и формировать культуру работаты со стартапами. Государство делает много для развития технологий на этом рынке: поддержка венчурного бизнеса, стартапов, грантовые программы в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». Наше законодательство становится более восприимчивым к цифровым финансовым технологиям.

Сергей Лещенко

СергейЛещенко

«Цифрум» (Госкорпорация «Росатом»)Руководитель проектного офиса по работе с органами государственной власти

Ключевое отличие нашего рынка — концентрация финтеха внутри банковских организаций. Это ответ на вопрос: «Почему меньше стартапов?». В основном инвестиции идут внутри банковских экосистем.

Это не хорошо и не плохо. Главное, что это направление развивается. Усиливающаяся конкуренция формирует спрос и на стартапы. Корпоративный дух стартапа всегда двигает и отрасль, и технологии вперёд. 

Мы как рейтинговое агентство работаем с оценкой риска банков, компаний и других организаций. Естественно, работа с данными, автоматизация — это ключевое конкурентное преимущество. И это не только наш частный случай — это вопрос выживания банков. С точки зрения потребителя, он в хорошем смысле очень избалован. Эта конкуренция во благо — всё работает 24 часа. Это результат здоровой конкуренции. Почему нужно выживать? Потому что конкуренция серьёзная, нужно конкурировать мозгами за конкретного клиента. Почему важно работать с контрагентами и оценкой риска, потому что многое происходит внутри. И оценка риска — это ключевой банковский бизнес.

Кирилл Лукашук

КириллЛукашук

Рейтинговое агентство НКРГенеральный директор

В мире насчитывается более сотни необанков, финтех-компаний, которые оказывают платёжные и новые финансовые сервисы в рамках традиционного банкинга.

В России таких банков десятки, при этом на слуху только единицы. В чём плюс российского рынка финтех-стартапов? Наш рынок довольно молодой, и государство, и центральный банк являются активными игроками по продвижению и тестированию новых технологий. Если говорить о российском финтехе, то наиболее известный цифровой банк “Тинькофф” вообще составляет конкуренцию многим традиционным банкам с точки зрения размера клиентской базы. Более того, тот же “Тинькофф”, который мы уже воспринимаем как полноценный цифровой банк, является крупнейшим банком нового формата в Европе по количеству клиентов физических лиц и, безусловно, обгоняет классические банки. И традиционные банки смотрят на бывший финтех-стартап как на пример, как нужно меняться.

Банки активно наращивают базу IT-сотрудников и внутреннюю разработку. С учётом импортозамещения, российским финансовым игрокам приходится не только привлекать партнеров, но и самостоятельно развивать инновации. Банкам нужно всё больше меняться. Банки заинтересованы в продаже небанковских сервисов, потому что это вопрос их выживания. ПСБ тоже идёт этой дорогой, мы активно развиваем небанковские сервисы, партнерские программы и инновационные технологии.

Марианна Данилина

МарианнаДанилина

ПСБРуководитель направления цифровой трансформации

В современном мире, когда все в цифре, банки вынуждены искать новые точки контакта со своими клиентами, пытаться встроить свои сервисы в глобальные истории.

Отсюда создание на базе банков большой системы, которая позволяет закрыть все потребности человека или компании. Цель — часто контактировать с клиентом, получать о нем информацию, и на основании этих данных еще больше персонифицировать продукты, чтобы иметь возможность предложить что-то более маржинальное. Поэтому банки строят свои экосистемы. В каналах банков появляется огромное количество сервисов, будь то покупка жилья, сервисы, связанные с машинами, обучением, медициной. Либо существуют другие банки, не готовые вкладывать миллиарды рублей в построение сложных цифровых экосистем, предлагают банковские продукты через программный интерфейс, чтобы партнеры встроили это в свою систему. Это основной макротренд, который виден в банковской индустрии. Если говорить о финтех-инновациях за пределами экосистемы, то есть несколько направлений: сервисы агрегирования финансовой информацией, цифровые помощники. Все больше появляется маркетплейсов. Очень много инноваций связано с компаниями малого бизнеса: банк должен давать всю инфраструктуру для управления финансами предприятия. Это достаточно инновационные продукты, которые быстро развиваются.

Михаил Аммосов

МихаилАммосов

Accenture РоссииУправляющий директор, руководитель практики «Рынка Капитал»

Смотреть видеозапись дискуссии: https://www.youtube.com/watch?v=RsCf5g-gI7Q