Хинштейн отметил знаковые законы, принятые во время своей работы в «IT-комитете» Госдумы
Дата публикации: 15 июня 2021
Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн выделил знаковые законы по итогам своей работы в комитете с начала 2020 года.
Об этом глава «IT-комитета» рассказал в ходе пресс-конференции по итогам сессии и работы VII созыва нижней палаты парламента.
- Закон, который установил обязанность государства обеспечивать устойчивым приёмом интернета и связи сельские поселения с численностью от 100 человек, раньше такая норма была установлена на отметке 250 человек.
- Закон о противодействии интернет-цензуре, который наделил государство правом применять меры реагирования на неисполнение законных требований наших контрольно-надзорных, регулирующих органов.
- Появление в понятийном аппарате законодательства социальных сетей как таковых, введение обязанности мониторинга и удаления запрещённого контента.
- Законодательство, связанное с противодействием ИТ-преступности. Здесь стоит отметить закон, который дал возможность блокировать номера телефонов и прекращать оказание услуг связи телефонам, находящимся в местах лишения свободы.
- Законодательство, связанное с защитой чести, достоинства, деловой репутации в частности изменения ответственности за оскорбление, появление ответственности за хамство чиновников и распространение действия этой нормы на интернет, расширение действия клеветы на интернет.
«Приземление» для IT-гигантов
Хинштейн рассказал в ходе пресс-конференции и о тех мерах принуждения, которые предполагаются в новом законопроекте о «приземлении» IT-гигантов. Сейчас законопроект уже прошёл первое чтение. Согласно нему, крупные IT-компании должны будут выполнить несколько условий:
Законопроект предполагает три простых обязанности для компаний.
Это создание филиала, представительства или учреждения российского юридического лица, наделённого необходимыми представительскими функциями, который будет заниматься модерацией информации, взаимодействием с государственными организациями и структурами, с общественными организациями, гражданами. А также представлять интересы этого гиганта в суде. Вторая, очень простая функция — это открытие личного кабинета на сайте Роскомнадзора. И третья — создание у себя на сайте адреса для обратной связи с российскими гражданами и организациями.
Законопроект о «приземлении» устанавливает не ответственность, а меры принуждения — экономические санкции, которые наступают для этого ресурса в случае неисполнения обязанности по приземлению.
Есть перед глазами примеры других стран. Турция, Австралия, сейчас и Индия, где гиганты вынуждены были пойти на уступки и согласиться с требованиями местных законов, хотя изначально также демонстративно говорили, что они никогда ни за что под это не подстроятся. Поэтому я надеюсь на то, что гигант нас услышат.
28 мая прошло заседание «IT-комитета», где обсуждался законопроект «о приземлении». На обсуждения законопроекта пригласили 20 ключевых ИТ-гигантов, которых коснётся данный законопроект. На заседание пришли AliExpress, iHerb и Wikipedia.
Блокировка мошеннических звонков
Законодательная инициатива, которая позволит серьёзно изменить ситуацию с киберпреступностью, по словам главы комитета, — закон о блокировке звонков с подменных номеров из-за границы. Его депутаты планируют принять в июне.
Зачастую подменные номера идут из-за границы.
Несмотря на то что оператор связи обязан конечному пользователю доставить звонок либо смс под оригинальным исходящим номером, этого не происходит. С операторами связи по разным причинам вступают в сговор. Оператор связи заинтересован в увеличении трафика.
Строительство систем связи вдоль дорог
Также в Госдуме рассматривают введение нормы об обязательном внедрении систем связи при строительстве новых дорог, чтобы избежать возникновения «мёртвых зон», где нет мобильной связи. Председатель Комитета упомянул об этом в связи с уже существующим законом об универсальных услугах связи, согласно которому сельские территории должны обеспечиваться высокополосным уровнем Интернета и связи.
Сегодня эти программы реализуются Минцифры и «Ростелекомом», но их явно недостаточно...
У нас на Дальнем Востоке есть десятки километров федеральных дорог, которые вообще не обеспечены покрытием… Мы обсуждаем обязанность при строительстве дорог закладывать там системы связи.
Дистанционное обучение
Александр Хинштейн в ходе пресс-конференции отметил, что дистанционное образование не может полностью вытеснить «живое» общение учителя с учениками. Дистанционное образование может использоваться в тех случаях, когда ребёнок заболел, а родители не хотят, чтобы он выпадал из учебного процесса.
Есть несколько концепций. Одна, из этих концепций в том, чтобы максимально дистанцироваться в сторону дистанционного образования.
Я противник такого подхода. Безусловно, дистант может и должен применяться, но только как запасной вариант… Но контакт живой, учитель-ученик, социализация ребёнка, в конце концов, образование, но и воспитание. Это следует теперь из поправок закона об образовании, внесённых президентом страны. Всё это может дать только живая школа.
Курс цифровой грамотности в рамках ОБЖ
Председатель Комитета также рассказал о возможности включения курса цифровой грамотности для школьников в программу предмета ОБЖ. Пока рабочая группа для подготовки и организации такого курса в школах ещё не создана, но уже принято решение о её создании на уровне министра цифрового развития и министра просвещения.
Нам нужно создать эту группу максимально сбалансированно, чтобы в неё вошли представители всех сред и сфер, начиная с учительского, педагогического и академического сообщества, те, кто занимается разработкой учебных программ, представители IT-индустрии, родительского сообщества, уполномоченный по правам ребёнка и психологи…
Мы пока размышляем на тему, куда погрузить этот курс: он должен быть очным, не дистанционным. С высокой вероятностью будем предлагать погрузить его в Основы безопасности жизнедеятельности.
Предполагается, что в программу нового курса войдут такие темы как кибербуллинг, травля в Сети, киберпреступность, фактчекинг. Дети смогут научиться, например, тому, как отличить правдоподобную информацию от фейка и как не попасться на удочку мошенников.
Здесь важно понимать, что речь не о цифровом образовании как таковом, а что это конкретное направление деятельности связанное с интернет-гигиеной наших детей, как их научить избежать опасностей в Сети.
По результатам опроса онлайн-школы SkySmart, большинство родителей и учителей поддерживают внедрение в школах уроков цифровой грамотности.
99% родителей согласились с тем, что школьников стоит обучать основам цифровой грамотности, среди учителей с этим согласились 95% опрошенных, 79% — среди учеников.
87% родителей считают необходимым включение курса о цифровой грамотности в школьную программу. 75% учителей также высказались «за» по этому вопросу, среди опрошенных школьников 89% поддержали инициативу.
По мнению опрошенных, уроки цифровой грамотности должны сформировать у школьников навыки работы с информацией (фактчекинг), знания об информационной безопасности, умение защищать свои персональные данные, этикет общения в Сети, управление своей репутацией в интернете, функциональную грамотность при использовании программ и гаджетов, и другое.
При этом 43% родителей посчитали, что детям следует преподавать курс цифровой грамотности с первого класса, но большинство опрошенных учителей (30%) назвали лучшим классом для начала изучения курса пятый.