Хинштейн отметил знаковые законы, принятые во время своей работы в «IT-комитете» Госдумы

Дата публикации: 15 июня 2021

Хинштейн отметил знаковые законы, принятые во время своей работы в «IT-комитете» Госдумы

Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн выделил знаковые законы по итогам своей работы в комитете с начала 2020 года. 

Об этом глава «IT-комитета» рассказал в ходе пресс-конференции по итогам сессии и работы VII созыва нижней палаты парламента.

  • Закон, который установил обязанность государства обеспечивать устойчивым приёмом интернета и связи сельские поселения с численностью от 100 человек, раньше такая норма была установлена на отметке 250 человек.
  • Закон о противодействии интернет-цензуре, который наделил государство правом применять меры реагирования на неисполнение законных требований наших контрольно-надзорных, регулирующих органов.
  • Появление в понятийном аппарате законодательства социальных сетей как таковых, введение обязанности мониторинга и удаления запрещённого контента.
  • Законодательство, связанное с противодействием ИТ-преступности. Здесь стоит отметить закон, который дал возможность блокировать номера телефонов и прекращать оказание услуг связи телефонам, находящимся в местах лишения свободы.
  • Законодательство, связанное с защитой чести, достоинства, деловой репутации в частности изменения ответственности за оскорбление, появление ответственности за хамство чиновников и распространение действия этой нормы на интернет, расширение действия клеветы на интернет.

«Приземление» для IT-гигантов

Хинштейн рассказал в ходе пресс-конференции и о тех мерах принуждения, которые предполагаются в новом законопроекте о «приземлении» IT-гигантов. Сейчас законопроект уже прошёл первое чтение. Согласно нему, крупные IT-компании должны будут выполнить несколько условий:

Законопроект предполагает три простых обязанности для компаний.

Это создание филиала, представительства или учреждения российского юридического лица, наделённого необходимыми представительскими функциями, который будет заниматься модерацией информации, взаимодействием с государственными организациями и структурами, с общественными организациями, гражданами. А также представлять интересы этого гиганта в суде. Вторая, очень простая функция — это открытие личного кабинета на сайте Роскомнадзора. И третья — создание у себя на сайте адреса для обратной связи с российскими гражданами и организациями.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

Законопроект о «приземлении» устанавливает не ответственность, а меры принуждения — экономические санкции, которые наступают для этого ресурса в случае неисполнения обязанности по приземлению.

Есть перед глазами примеры других стран. Турция, Австралия, сейчас и Индия, где гиганты вынуждены были пойти на уступки и согласиться с требованиями местных законов, хотя изначально также демонстративно говорили, что они никогда ни за что под это не подстроятся. Поэтому я надеюсь на то, что гигант нас услышат.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

28 мая прошло заседание «IT-комитета», где обсуждался законопроект «о приземлении». На обсуждения законопроекта пригласили 20 ключевых ИТ-гигантов, которых коснётся данный законопроект. На заседание пришли AliExpress, iHerb и Wikipedia.

Блокировка мошеннических звонков

Законодательная инициатива, которая позволит серьёзно изменить ситуацию с киберпреступностью, по словам главы комитета, — закон о блокировке звонков с подменных номеров из-за границы. Его депутаты планируют принять в июне.

Зачастую подменные номера идут из-за границы.

Несмотря на то что оператор связи обязан конечному пользователю доставить звонок либо смс под оригинальным исходящим номером, этого не происходит. С операторами связи по разным причинам вступают в сговор. Оператор связи заинтересован в увеличении трафика.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

Строительство систем связи вдоль дорог

Также в Госдуме рассматривают введение нормы об обязательном внедрении систем связи при строительстве новых дорог, чтобы избежать возникновения «мёртвых зон», где нет мобильной связи. Председатель Комитета упомянул об этом в связи с уже существующим законом об универсальных услугах связи, согласно которому сельские территории должны обеспечиваться высокополосным уровнем Интернета и связи.

Сегодня эти программы реализуются Минцифры и «Ростелекомом», но их явно недостаточно...

У нас на Дальнем Востоке есть десятки километров федеральных дорог, которые вообще не обеспечены покрытием… Мы обсуждаем обязанность при строительстве дорог закладывать там системы связи.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

Дистанционное обучение

Александр Хинштейн в ходе пресс-конференции отметил, что дистанционное образование не может полностью вытеснить «живое» общение учителя с учениками. Дистанционное образование может использоваться в тех случаях, когда ребёнок заболел, а родители не хотят, чтобы он выпадал из учебного процесса.

Есть несколько концепций. Одна, из этих концепций в том, чтобы максимально дистанцироваться в сторону дистанционного образования.

Я противник такого подхода. Безусловно, дистант может и должен применяться, но только как запасной вариант… Но контакт живой, учитель-ученик, социализация ребёнка, в конце концов, образование, но и воспитание. Это следует теперь из поправок закона об образовании, внесённых президентом страны. Всё это может дать только живая школа.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

Курс цифровой грамотности в рамках ОБЖ

Председатель Комитета также рассказал о возможности включения курса цифровой грамотности для школьников в программу предмета ОБЖ. Пока рабочая группа для подготовки и организации такого курса в школах ещё не создана, но уже принято решение о её создании на уровне министра цифрового развития и министра просвещения.

Нам нужно создать эту группу максимально сбалансированно, чтобы в неё вошли представители всех сред и сфер, начиная с учительского, педагогического и академического сообщества, те, кто занимается разработкой учебных программ, представители IT-индустрии, родительского сообщества, уполномоченный по правам ребёнка и психологи…

Мы пока размышляем на тему, куда погрузить этот курс: он должен быть очным, не дистанционным. С высокой вероятностью будем предлагать погрузить его в Основы безопасности жизнедеятельности.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

Предполагается, что в программу нового курса войдут такие темы как кибербуллинг, травля в Сети, киберпреступность, фактчекинг. Дети смогут научиться, например, тому, как отличить правдоподобную информацию от фейка и как не попасться на удочку мошенников.

Здесь важно понимать, что речь не о цифровом образовании как таковом, а что это конкретное направление деятельности связанное с интернет-гигиеной наших детей, как их научить избежать опасностей в Сети.

Александр Хинштейн

АлександрХинштейн

Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи

По результатам опроса онлайн-школы SkySmart, большинство родителей и учителей поддерживают внедрение в школах уроков цифровой грамотности.

99% родителей согласились с тем, что школьников стоит обучать основам цифровой грамотности, среди учителей с этим согласились 95% опрошенных, 79% — среди учеников.

87% родителей считают необходимым включение курса о цифровой грамотности в школьную программу. 75% учителей также высказались «за» по этому вопросу, среди опрошенных школьников 89% поддержали инициативу.

По мнению опрошенных, уроки цифровой грамотности должны сформировать у школьников навыки работы с информацией (фактчекинг), знания об информационной безопасности, умение защищать свои персональные данные, этикет общения в Сети, управление своей репутацией в интернете, функциональную грамотность при использовании программ и гаджетов, и другое.

При этом 43% родителей посчитали, что детям следует преподавать курс цифровой грамотности с первого класса, но большинство опрошенных учителей (30%) назвали лучшим классом для начала изучения курса пятый.