Директор РОЦИТ выступил на заседании Комитета Госдумы о цифровой грамотности школьников
Дата публикации: 27 мая 2021
27 мая в Государственной думе РФ состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему «Цифровая безопасность школьников и обязательность их обучения цифровой грамотности».
В заседании приняли участие участие министры просвещения и цифрового развития, а также представители IT-компаний и общественных организаций, в том числе директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Дети начинают активно пользоваться интернетом с 7 лет. Около 69% детей и подростков проводит время в соцсетях и мессенджерах. Каждый второй использует интернет для развлечения и учебы. По данным специалистов, 80% детей сталкивались с опасностями в интернете, среди которых компьютерные вирусы, сомнительные сообщения от незнакомцев, кибербуллинг. Критически важным становятся вопрос цифровой гигиены и безопасности детей. Эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках заседания Комитета.
В Комитете прорабатываем вопрос введения в школьную программу курса цифровой грамотности. В Министерство просвещения и Минцифры обратились с предложением создать межведомственную рабочую группу по проработке курса.
Идея поддержана Сергеем Сергеевичем Кравцовым и Максутом Игоревичем Шадаевым. Сегодня мы сможем услышать и мнение министров.
Очевидно, что мы должны найти тот предмет, в рамках которого курс будет преподаваться. Нужно применить это в пилотных регионах и в случае успеха трансформировать на страну в целом. Нам надо, чтобы была площадка с продвинутым бизнесом, социально ответственным, академическим и родительским сообществами и государством, чтобы мы могли сообща такой механизм выработать. Не хочу фиксировать именно в рамках ОБЖ, но мы понимаем, что у нас есть три дисциплины: ОБЖ, информатика и труд. Нам надо определиться, с какого периода времени и в какой форме мы будем это преподавать.
Помимо курса цифровой грамотности нужно вести подготовку на уровне повышения квалификации учителей. Работа должна быть комплексная не только в создании курса, но и в подготовке учителей, работе с родителями и подготовке учащихся.
Нельзя исключить влияние цифровых технологий, но можно создать условия, при которых дети и подростки будут находиться в среде позитивного контента. Совместно с Минцифры мы реализуем концепцию по созданию цифровой образовательной среды и апробируем её в 15 регионах. Говорим о том, что на первом месте система образования, а цифровые технологии помогают учителям и ученикам решать проблемы, которые объективно есть.
У нас есть обязательный предмет — информатика, важно на этот предмет посмотреть и подумать, какие разделы дополнительно внести. Это уже достаточно современный предмет. Впервые ЕГЭ по информатике проходит с использованием компьютера. Если мы говорим про межотраслевой курс, можно говорить о внеучебной деятельности. Такой курс может быть разработан и рекомендован регионам. И ещё один момент — система дополнительного образования. Мы готовы сотрудничать.
У нас сложилась уникальная ситуация, когда министр просвещения понимает все плюсы и минусы технологий. С точки зрения Минцифры реализуется подключение школ к сети интернет, что создаёт новые угрозы и риски.
Понятно, что всё это даёт быстрый интернет в школах. При этом это создаёт определённые риски, подключение должно быть безопасным и защищенным, поверх этого строится сеть защищённой передачи данных. Нужно, чтобы это всё отвечало новым угрозам. Второе направление — переход на отечественные технологии. Выходя из школы, они будут хотеть использовать эти продукты.
До 50% ОБЖ можно посвятить формированию навыков безопасной работы с цифровыми технологиями. Можно приветствовать, если бизнес объединится, чтобы вписать эти вопросы.
Что касается цифровой грамотности, то у нас были большие дискуссии нужно ли корректировать информатику. Технические возможности у нас появятся, чтобы учить детей цифровым навыкам больше.
Создание уроков цифровой грамотности — это тот позитивный контент, которого хотят дети и их родители. В «Цифровом диктанте» приняло участие более 900 тысяч человек.
Результаты акции показали, что подростки до 17 лет имеют самый низкий уровень цифровых компетенций. Детей нужно учить, учить и учить, эти уроки нужно внедрять. Мы осознаем, что через пять лет: не будет ни одной профессии, которая не была бы связана с технологиями. Давайте думать о будущих поколениях и учить их уже сейчас. Родители нынешних школьников росли с интернетом, они пользовались гаджетами, они значительно больше разбираются в технологиях, гаджетах, чем их дети, подростки.