Стратегия развития без цифровизации не имеет никакого значения: эксперты обсудили тренды Fashion Tech

Дата публикации: 31 марта 2021

Стратегия развития без цифровизации не имеет никакого значения: эксперты обсудили тренды Fashion Tech

Современные реалии диктуют новые вызовы, но с другой стороны сильно ускорили развитие технологий. Какие инновационные решения внедряются или планируются сегодня в производстве и ритейле. Какие при этом существуют проблемы?

31 марта 2021 года в онлайн-формате прошел круглый стол, посвященный инновациям в сегменте  Fashion tech. Мероприятие прошло в рамках Международной научно-технической конференции, посвященной инновационному развитию текстильной и легкой промышленности. Встреча экспертов прошла при поддержке Бизнес-кластера “РАЭК / Fashion Tech” и СОЮЗЛЕГРОМ.

Председатель кластера Антон Алфер пригласил экспертов, чтобы обсудить тренды и развитие индустрии, а также возможности и проблемы при внедрении инновационных решений.

Изменения Fashion-рынка

Анна Лесбак-Клейманс,  генеральный директор Fashion Consulting Group, профессор НИУ ВШЭ.

В связи с пандемией возникла ситуация социального дистанцирования. Появились ограничения в сфере физического ритейла.

Пандемия ускорила все процессы, связанные с цифровизацией. Возникла потребность организовать дистанционную работу офиса, контроля. Цифровизация была ускорена самой ситуацией дистанцирования. Потребление сократилось. Но как ни странно, пандемия стимулировала цифровое развитие. Многие компании бросил все свои усилия на развитие футуристических технологий.

Высокие технологии - это суть креативной индустрии. Цифровизация - это интеллектуальный ноу-хау, который будет составлять ценность в будущем. Креативная индустрия говорит нам о том, что нас сегодня везде могут заменить роботы. В этом смысле развитие новых технологий - это тоже большая часть креативной индустрии.

Говоря о сфере Fashion tech, цифровизация присутствует на всех этапах производства. Это тенденция приходит из больших индустрий. 

В модной индустрии сегодня все основные блоки являются объектами для инновации и цифровизации.

Анна Лесбак-Клейманс

АннаЛесбак-Клейманс

Fashion Consulting GroupГенеральный директор, профессор НИУ ВШЭ

Тренды цифровизации

Андрей Голуб, основатель инновационной компании ELSE Corp и Ген Директор по Италии ICOL Group.

В последние года цифровая трансформация набирает обороты: вплоть до искусственного интеллекта, который изменяет креативные процессы в производстве.

Это тренды стратегического развития. Ситуация с эпидемией повлияла на весь жизненный цикл продукта. Это локальный тренд. Некоторые компании проявили излишний энтузиазм в сторону ускорения цифровизации в сфере b2b.

Мы говорим о серьезном изменении производства в сторону цифровизации: от сканирования семплов до разборотки. К тому же генеративный дизайн набирает обороты.

На уровне цепочек поставок - цифровизация текущий тренд. Поставщики, услуги - все это начинаем формализовываться. Здесь мы активно применяет технологии больших данных. 

Сейчас также идет тренд на устойчивое развитие: мир становится более оцифрованным. Данные помогают нам смотреть в глубь. 

Кроме того, сегодня активно внедряются цифровые стратегии. Стратегия развития без цифровизации не имеет никакого значение. Еще один важный тренд - это цифровизация выставочных технологий.

Андрей Голуб

АндрейГолуб

Основатель инновационной компании ELSE Corp и Ген Директор по Италии ICOL Group

Татьяна Копнина, генеральный директор, компания ORBY.

Все мы знаем, что фэшн- это сезонный бизнес. Чтобы обеспечить синхронную работу всех процессов требуется общая база данных о движениях продукции - единое информационное поле.

Для этого мы внедряем процессы по автоматизации процессов. Это рассматривается как некий фундамент для дальнейший цифровизации.

Мы выделили несколько направлений, которые в особой мере подвержены цифровизации: маркетинг, разработка продукта и продажи. Если говорить про цифровизацию маркетинга, мы начали внедрять систему CRM. Кроме того, мы ставим фокус на гибридный процесс производства с применением цифровых технологий.

Татьяна Копнина

ТатьянаКопнина

ORBYГенеральный директор

Почему новая индустрия действительно новая? 

Константин Карчмарски, соучредитель The European Alliance for Technology Development, ведущий практики "Системный подход к креативным индустриям" Университета ИТМО.

Сегодня индустрия одежды и обуви - это не старая индустрия, которая претерпевает изменения, а совершенно новый сегмент.

Причина проста: появление различных технологий, включая роботизацию и ИИ. Стала исполняться давнишняя мечта потребителя. Мечта в том, чтобы приблизиться как можно больше к дизайнеру и наоборот.

Часть по сбору данных потребителей, как правило, находится в ритейле. Сейчас появилось большое количество стартапов, которые занимаются сбором таких данных. Проблема возникает дальше: данные по идее должны попасть на производство и к дизайнеру для создания индивидуального портрета пользователя.

Путь от покупателя к дизайнеру - это пять/семь технологических решений с участием крупных компаний. По отдельности этот процесс не работает.

Выводы: если не участвовать в создании цепочек, в том числе и крупных компаниям, то поставок не получится. Производитель должен актвино сотрудничать с ритейлером.

Константин Карчмарски

КонстантинКарчмарски

The European Alliance for Technology DevelopmentСоучредитель

Роль отраслевых организаций

Наталья Шустикова, исполнительный директор, Российский Союз Производителей Одежды.

В этот сложный период мы решили сохранить отрасль и наметить те точки, которые необходимы для развития. Продвижение отечественной продукции на всех рынках, формирование репутации наших брендов базируется на инновационных технологиях.

Для нас очень важен мониторинг таких инноваций на зарубежных рынках. Проблемы, с которыми столкнулась швейная отрасль, касаются не только сектора российской фэшн-индустрии. Структура ассортиментной матрицы и модель потребления поменялись. Снизился процент обновления ассортиментной коллекции примерно на 30%.

Для нас важен процесс инноватизации. Если раньше цифровизация была  трендом, то сейчас - это жизненная платформа. Для систематизации всех процессов, мы направили предложение в Минпромторг для создания информационно-цифровой платформы с целью создания базы предприятий, которая бы затрагивала единый список проверенных организаций: сырьевых и инновационных.

Наталья Шустикова

НатальяШустикова

Российский Союз Производителей ОдеждыИсполнительный директор

Об инновациях в производстве текстиля

Алена Габерланд, коммерческий директор Фабрики Нетканых Материалов «Весь Мир»

Серьезный тренд современного текстиля - ориентация фэшн-рынков на новые материалы. Что интересно - фэшн сфокусирован на молодую аудиторию, которая следит за всеми трендами.

Покупатели рынка готовы платить за инновации и экологичность. Общаясь с зарубежными компаниями, мы следим за этими вещами.

К примеру, применение волокон X-Static защищает сегодня от электромагнитных волн - это на сегодняшний день как никогда актуально для защиты от электромагнитного излучения.

Далее в фэшн пришли технологии, которые могут сделать вещи более легкими. Самые интересные продукты производятся сегодня на стыке технологий. Инвестиции происходят от крупных ИТ-компаний. Smart Wear растет и такие вещи плотно входят в нашу жизнь.

Алена Габерланд

Алена Габерланд

Фабрики Нетканых Материалов «Весь Мир»Коммерческий директор

Марина Лобачевская, директор по развитию ОАО ХБК "Шуйские ситцы"

В прошлом году нам пришлось отложить все проекты. Приоритетом сейчас является для нас работа в трех направлениях: природа, экономика и социум.

Отдельное место занимают вопросы экологии. Принципы устойчивого развития - это очень актуальная тема. Пандемия отбросила нас немного назад, пришлось многое пересмотреть. Цифровизация производства - тоже является не менее актуальным для нас вопросом. Однако у нас эти процессы проходят не так легко и быстро, как хотелось бы.

Марина Лобачевская

МаринаЛобачевская

ОАО ХБК "Шуйские ситцы"Директор по развитию

Владислав Иванов, директор по развитию ООО "ТЕРМОПОЛ"

Перед нами огромный путь цифровизации.

Много лет мы обсуждаем включение эволюционных, сырьевых компонентов, материалов и площадок в цифровую систему, где будут учитываться рекомендательные положения основанные на медицинских факторах и физиологии. Нам необходимо работать над этим вместе. Но самое главное - у каждой организации отрасли теперь есть возможность объединяться и решать проблемы коллективно.

Владислав Иванов

ВладиславИванов

ООО "ТЕРМОПОЛ"Директор по развитию

Виталий Иванов, генеральный директор ООО Вэа Технолоджи, ГК “ВЕРСТА”

Мы стремимся производить снаряжение с уникальными характеристиками.

Однако мы столкнулись с некоторыми проблемами, одна из которых - отсутствие отечественных подрядчиков. Практически все поставщики - импортные. Это серьезный барьер, который сказался на нашем производстве во время пандемии и локдауна. Нам необходимо ориентироваться на потребителя и понимать, что будет востребовано завтра и послезавтра. Мы готовы для дальнейших действий.

Виталий Иванов

ВиталийИванов

ООО Вэа Технолоджи, ГК “ВЕРСТА”Генеральный директор

Как покупатель влияет на все процессы производства?

Андрей Бурматиков, директор департамента товаров моды, компания Faberlic.

Для нас решающим фактором является цена. Это требует от нас тонкой реакции при формировании ассортиментной матрицы.

У нас сегодня много уровней цен, что является сложным вопросом сегодня. Мнение каждого невозможно учесть в полной мере.

Именно для этого мы используем технологии ИИ. Это главная сфера инновации. Одежда в нашем случае является скорее как инструмент-продвижения бизнеса. С нашей точки зрения - очень удачная сфера для внедрения инновационных технологий. В основном мы занимаемся инновациями в сфере коммуникаций и планирования сферы продвижения.

Андрей Бурматиков

АндрейБурматиков

FaberlicДиректор департамента товаров моды

Какие проблемы возникают при оцифровке легпрома?

Артем Старченко, руководитель разработки, legprom.cloud.

Говоря о цифровизации, мы подразумеваем создание некоторых моделей, которые позволяют объединить компьютерные системы производителя и потребителя в одном цифровом пространстве и в этом цифровом пространстве обеспечить прохождение заказов в автоматическом режиме. Такие модели есть и в других отраслях, например в строительной.

В легкой промышленности мы выделяем несколько серьезных проблем. Первая проблема: проблема состоит в том, что нет цифровых моделей товаров и услуг, большинство производителей сами придумывают характеристики и параметры, по которым они описывают товары, и это в лучшем случае. В худшем мы видим просто узкий блок рекламного текста, который абсолютно бесполезен. Вторая проблема: нет общих стандартов оформления и обработки заказов.

Артем Старченко

АртемСтарченко

legprom.cloudРуководитель разработки

В завершении круглого стола участники обсудили тему дальнейших действий по развитию индустрии в целом.

Итоги

Ситуация социального дистанцирования поспособствовала ускорению процессов цифровизации. Однако, цифровизация больше не тренд, а жизнь. Произошло сокращение потреблений на 30%. Продолжается тренд сформированный в 2019 году - индустрия моды продолжает проникать во все отрасли. 4 Главных направления существуют в индустрии, и все они требуют инноваций!!! речь идет про: одежду с дополненными функциями, виртуальную одежду, осознанную моду и использование 3 д материалов.

Искусственный интеллект изменяет креативные процессы. Необходимо искать "золотую середину" - совмещать физический и цифровой мир. 2021 - Тренд на устойчивое развитие! Цифровизация должна использоваться на стратегическом уровне.

В работе необходимо использовать системный подход. Создается новая индустрия и если нет цифровизации на производстве - завтра Вас нет на рынке.

Все компании должны участвовать в создании цепочек (производитель сырья должен сотрудничать с поставщиками и тд)

Необходимо создавать инновационный конкурентно способный продукт. А компаниям необходима гибкость и стабильность.

Современные вызовы требуют компетентных специалистов которых нет. В многих компаниях, на данный момент, острая нехватка кадров и как следствие, необходимо создавать цифровые платформы, которые объединили бы компании и специалистов.

Необходимо создавать Экосистему! Необходимо не конкурировать, а сотрудничать.

По итогам круглого стола будет составлена резолюция, у всех участников круглого стола будет возможность внести свои комментарии и предложения.

Антон Алфер

АнтонАлфер

Председатель кластера РАЭК / FASHION TECH и комитета по цифровым технологиям СОЮЗЛЕГПРОМА

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=eteiF0Ti1WY