Итоги CSD 2021: второй поток
Дата публикации: 10 февраля 2021
9 февраля 2021 года на площадке ОНФ в смешанном формате (офлайн+онлайн) в рамках Международного Дня безопасного Интернета состоялся Cyber Security Day 2021. Делимся основными выводами и цитатами спикеров второго потока.
Борьба за контент и с контентом: во всем виноваты глобальные платформы?
Первая сессия была посвящена продвижению позитивного контента для различных аудиторий, противостоянию с глобальными контентными площадками, эффективным мерам воздействия на контентную среду и другим смежным вопросам. Модератором секции выступил медиаэксперт Аскар Туганбаев.
Центр безопасного интернета — первый комплексный проект в области цифровой безопасности.
Мы придерживаемся классической иерархии угроз в сети, в первую очередь — контентных. Действительно, происходит повышение роли глобальных цифровых платформ в формировании общественного информационного поля в разных странах. Это следствие попыток следовать и предугадывать политические решения. Так, фактически, платформы становятся субъектом конструирования такой действительности.
ИТ-гиганты стали транснациональными корпорациями со своими правилами и принципами работы.
Конечно, мы все свидетели ситуации 2020 года, когда соцсети стали регулятором общественно-политических отношений, цензурировали политиков и вводили свои ограничения. Со стороны многих ИТ-платформ транслируются их собственные принципы работы для разных стран. Подобная ситуация говорит о необходимости регулирования деятельности платформ на территории Российской Федерации, создании представительств платформ в нашей стране. Мы полагаем, что следует идти по разумному пути — без резких ограничительных мер, блокировок и прочего. Чем активнее мы как общественники будем действовать в этом направлении, тем эффективнее станет защита пользователей в сети Интернет.
Коммерция и налоги — наш основной интерес как производителей контента. Угроза медийному суверенитету, которая происходит во всех странах, становится одним из основных чувствительных факторов для отрасли.
Еще один фактор — защита от поглощения иностранными медиа-игроками. Сейчас есть ограничения на процент участия нерезидентов. Еще две важные угрозы — это сбор персональных данных о пользователях. Цифровой след на медийном сайте позволяет собирать огромное количество big data. Второй — биометрия, которая снимается в момент потребления контента. Эти данные утекают в том числе и на запад, после чего активно монетизируются.
Личностная идентичность — важнейший ресурс. Она оказывает влияние на формирование коммуникативного мира, в том числе посредством ресурсов сети Интернет.
В наших исследованиях мы выявили в том числе, что при определении некоторых понятий молодые люди совершенно перестали употреблять ключевые общепринятые термины, руководствуясь новыми критериями.
«Цифра» в обучении: погубит ли «паника про дистант» обычный позитивный контент?
Спикеры затронули повестку образовательного и позитивного контента в сети, обсудили проблемы дистанционного образования и "цифровой образовательной среды" в целом. Модератором дискуссии выступила руководитель проектов Координационного центра .RU/.РФ Татьяна Новикова.
Одна из наиболее актуальных тем сегодня — детский интернет. Лаборатория Касперского регулярно проводит исследования среди родителей.
Минимальный возраст пользователя интернета — 3 года. В этот период человек получает возможность пользоваться возможностями сети. Более 90% родителей используют гаджеты для развития и обучения детей дошкольного возраста. Первое собственное устройство появляется у детей уже в начальной школе — более 86%, к 11 годам — у 99%. По результатам опросов уже более 82% отмечают, что уже не смогут обойтись без гаджетов.
Пока позитивный контент для детей создается эволюционным путем, на ощупь. КЦ нацелен популяризировать и развивать эту повестку в наших проектах.
Мы должны формировать навыки цифровой грамотности и цифровой гигиены. Наша общая миссия — создание безопасного интернет пространства, где дети могли бы учиться, развиваться и общаться. Достигается это прежде всего посредством мониторинга.
Главное — искать пути взаимодействия школы и ребенка. Нужна проработка сервисов как со стороны детей, так и со стороны педагогов.
В пандемию учителя оказались лицом к лицу с задачей, как организовать то, что еще вчера не представлялось возможным. Они начали использовать все способы коммуникаций — электронные почты, социальные сети и специализированные платформы. Качество образование упало по причине отсутствия возможности проанализировать усвоение знаний ребенком полностью, трудностей сбора домашних заданий и необходимости находиться перед экраном компьютеров в течении всего дня. 76% респондентов в наших исследованиях отвечали, что не готовы организовывать работу на требуемом уровне.
2020 год получился очень результативным для работы библиотек.
Большинство контента пришлось переводить в онлайн. На наших платформах уже собрано более 2000 материалов, большинство которых мы создали в период последнего года.
Наши юристы проводят опросы и исследования, по данным которых более 88% родителей считают, что дистанционное образование больше вредит детям, чем помогает.
У более чем ⅔ школьников возникают жалобы на депрессию и стресс на фоне пандемии и обучения удаленного формата. Кроме того, не все дети имеют возможность работать за компьютерами, в результате приходится пользоваться лишь смартфоном.
Общество и Интернет: что хотят юзеры и что получают
Очередная секция форума подошла к концу, основной повесткой стал анализ пользовательского запроса на позитивный контент и на соответствующие цифровые «площадки». Эксперты от РОЦИТ, РосКомСвободы, Цифрового прорыва, ВШЭ и других представили анализ имеющихся правил и законов, привели пользовательский взгляд на позиционирование контентных площадоки и проблемы повышения осведомленности и знаний пользователей в целом. Модератором стала куратор проектной команды Цифровой прорыв Татьяна Голубовская.
В нашу жизнь придет возможность передавать данные способами нового формата.
Передавать человеческую память, эмоции и воспоминания комплексно, в режиме прожитого дня. Совсем новая структура взаимодействия человека с человеком. Всемирная сеть, как и любая технология, нейтральна. Она зависит от людей, как мы используем ее ресурс в работе. Тренд на границы и ограничения в интернете сегодня нагляден, он присутствует во всем мире. Одновременно с этим мы видим — сейчас молодые люди формируют сервисы, базирующиеся на своих принципах, основываясь на децентрализации, отрываясь от принадлежности кому-либо.
Мы проводим исследования отношений граждан к технологиям сети.
Так, мы сформировали облако слов респондентов, в котором главное опасение в отношении интернета — потеря приватности, а надежда — в возможностях. Что касается доверия к интернету — граждане отмечают фейковые новости, качество контента, цифровое мошенничество, политике в области открытости данных. Цифровую идентичность же граждане воспринимают чувствительно в части манипуляций данными и потери идентичности.
Интернет — это не просто СМИ, это площадка. Все СМИ регламентированы, на телевидении есть понятие ответственности за информацию.
В интернете это выражено в меньшей степени, блогеры и каналы социальных сетей способны распространять мнения без серьезного фактчекинга. Молодежь чаще верит информации, которая есть в соцсетях, не зная, с чем сопоставить ее ... Наши программы направлены на образовательный контент — заточены на формат потребления более взрослой аудитории. Молодежь доносит свои повестку по-другому, через площадки нового формата, блогеров и лидеров мнений. Мы должны говорить на их языке, делая контент для этой аудитории.