«Люди – главный актив»: Сергей Плуготаренко и Максим Спиридонов об IT-кадрах

Дата публикации: 21 сентября 2020

«Люди – главный актив»: Сергей Плуготаренко и Максим Спиридонов об IT-кадрах

Кадры для цифровой экономики — чья это зона ответственности — государства, бизнеса, вузов или технологичных образовательных платформ? Сегодня мы узнаем, что об этом думает директор Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко и генеральный директор Нетологии Максим Спиридонов

В.С: Сергей, вы часто говорите о том, что кадры — это основа цифровой экономики. Почему так? 

СП: Мне кажется, тезис о кадрах очевидный. Не железки – главный актив, а люди. Мы пока не научились делать так, чтобы ИИ писал код за нас. Мы провели стратегическую сессию, и неожиданным образом участники предложили расщепить подходы на западный и восточный. Не хотелось бы, чтобы это привнесло яблоко раздора. Нужна менее эгоцентричная система управления кадрами, чем на Западе.

В.С. Максим, сегодня Нетология групп — это, пожалуй, самая известная онлайн-школа интернет-профессий в стране. Как все начиналось и почему вы решили строить онлайн-школу именно в направлении технологий? 

М.С.: В какой-то момент я стал ловить тренды и поймал в 2007 году тренд на социальные сервисы, этот проект был продан РБК. Потом у меня была история с подкастингом, неудачная, потому что было сильно рано. Крайняя тема – онлайн-образование, решил помочь будущей жене и в итоге сделал этот проект. Было понимание, что это будет раскрываться всё больше и больше и этому не видно конца и края. Есть тенденция спроса людей на онлайн-образование. 

В.С.:Сергей, как вы считаете, для того, чтобы вырастить поколение крутых ИТ-специалистов, во что должно “вкладываться” государство — в традиционное образование или в онлайн-школы? Или нельзя сравнивать эти два формата? 

С.П.: Плохая будет история, если государство займётся онлайн-образованием. Мне кажется, гораздо лучше поддерживать национальных лидеров. Государство должно делать так, чтобы вузы хотели готовить айтишников. Государство увеличит количество бюджетных мест, но, даже если это количество нарастится, это всё равно вдвое меньше, чем нужно.

В.С.: Максим, как вы считаете, какие интернет-профессии будут наиболее востребованы в ближайшие 10 лет? Куда пойти учится? 

М.С.: Востребованы IT, маркетинг, копирайтинг. Идеальный вариант – это копирайтер, который хорошо считает, или маркетолог с аналитическим бэкграундом. Нужно совмещать техническую и гуманитарную компоненты.

В.С: Сергей, давайте представим, что все развивается по позитивному сценарию, и ВУЗЫ, онлайн-школы начинают “Штамповать” крутых ИТ-спецов в гигантских масштабах. Как не допустить утечки мозгов из страны? 

С.П: Айтишники самые мобильные, им должно быть комфортно, они должны доверять государству и чувствовать себя востребованными. Когда мы говорим о борьбе за IT-кадры, мы соревнуемся не только с США, но и, например, с Эстонией. Очень часто местные компании вообще не в курсе, что у них зарыт клад из айтишников. Возможно, нужно создать виртуальную «витрину» IT-специалистов. Все должны понимать, что мозги – главная ценность. 

В.С.: Максим, что вы посоветуете тем, кто сегодня готов кардинально изменить свою жизнь и начать развиваться в ИТ? 

М.С.: Есть профессии старой и новой экономики. Профессии старой экономики «человек-человек» будут развиваться. Но каков будет масштаб и конкуренция, я не знаю. IT – это определённый барьер,, но это гарантия интересной работы и материального достатка. Но для этого требуются серьёзные усилия по переобучению. Главный враг – лень. Степень пассионарности людей должна быть сильно выше, люди очень легко теряют мотивацию.